Греция - Турция. Часть какая-то. Возвращение

Осенний марафон. Часть 2. Остров долгожителей Икария

Остров с трагической историей. Хиос (Chios). Часть 3

Остров Хиос (Chios). Часть 4. Полёт шмеля

Мой осенний турецко-греческий марафон подходил к концу. Четыре дня туристической гонки, с разнообразной и оттого захватывающей дороги, без обедов и расслабляющих остановок, но с открытием нового, требовали спокойного отдыха. У меня оставался день на прогулку по острову, потом путешествие заканчивалось: на пароме я отплывал в Турцию - в город Чешме, затем ночным автобусом из Чешме в Стамбул, ещё один день в Стамбуле и ночной вылет в Краснодар.

Сегодня я не планировал частой смены декораций - хотелось неспешной прогулки; поэтому наметил два места, но в которых должен был побывать обязательно. Одним из них был сам город Хиос - главный город одноимённого острова, где я проживал и который разглядеть не успел. Второе место - с фотооткрытки, увиденной мной в офисе по продаже билетов на паром. На ней была изображена маленькая церквушка, возвышающаяся из моря; она находилась на островке, путь к которому каменистой тропой был проложен по морю. «Морская» церковь настолько притягивала взгляд, что я решил во что-бы то ни стало её отыскать. Дело это оказалось не простым, как я вначале подумал, но вполне осуществимым.

Известное место Хиоса

В офисе, где я увидел эту открытку, сначала пожали плечами, потом, пообщавшись друг с другом, показали направление, где, вероятно, я смогу найти приглянувшееся место. «Остров Хиос не такой уж большой», - зачем то убедил я себя и предусмотрительно сфотографировал открытку. Завёл мотор скутера и устремился куда показали.

Дорога серпантином извивалась вдоль моря, я не сбавлял скорость. Через время впереди показался монастырь. «Там уж точно подскажут» - мелькнула мысль и я свернул к морю. В храме никого не было. Я прошёл по залу, вгляделся в иконы, поблагодарил Бога за всё и вышел во двор. Во дворе шли ремонтные работы. Определив в одном из участников строительного дискурса служителя монастыря, я показал ему фото «морской» церквушки и попросил рассказать на карте, где она находится. Служитель долго всматривался в фото, потом ответил что не знает, но сейчас спросит. Он подозвал товарища по духу и тот назвал место. Название селения я записал, но на бумажной карте мы его найти не смогли. «Не беда» - успокоил я себя - «В навигаторе, как правило, занесены все населённые пункты - буду ехать, не проеду!».

Я вновь любовался исчезающей дорогой. Вокруг отрывались удивительно красивые виды. Одно из них - уединённый пляж, который я решил обязательно посетить на обратном пути. За последние сутки увидел много красивых мест, но не успел нигде искупаться, а море было ещё тёплым и манящим.

Я уже долго ехал, а искомый образ так и не появлялся. Наконец я увидел указание с названием населённого пункта, где должна была находиться церковь. Однако, ничего похожего на неё вокруг не было. Людей тоже не было. Наконец мне удалось выпытать информацию у водителя припарковавшегося автомобиля. Оказалось, мне нужно было проехать ещё несколько километров, потом в месте, куда тыкнул грек, спуститься к морю. В общем, через двадцать минут я достиг цели. Сама церквушка была закрыта, но разочарования от этого я не испытал - её внешней красоты и гармонии с окружающим миром было достаточно, чтобы порадовать истосковавшуюся душу.

Кто ищет - тот всегда найдёт!

Пора было домой. Как и планировал на обратном пути я спустился к берегу прекрасного пляжа, там впервые за несколько дней расслабился и отдал себя во власть морской стихии. Удовольствие оказалось платным - 2 евро, но так как наличных денег у меня не было, а кассовым аппаратом греки почему то пользоваться не хотели - на меня махнули рукой. При этом дали полотенце и лежак. Два часа безмятежного времяпровождения я выдержал, больше не смог.

Ещё присутствуют следы шмеля

Нужно было возвращаться. Остров Хиос находится в восьми километрах от Турции, поэтому мне нужно было воспользоваться паромом. Я пришёл на морской вокзал на час раньше, прошёл евротаможню и в ожидании судна открыл книгу.

В этот раз книгой моего путешествия стало произведение Николая Александровича Ильина "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". Книга, дающая представление о философии Гегеля. Название вполне определяет содержание этого труда. Разумеется, он не заменяет оригинал в понимании гегелевской системы. Книга не даёт готовых ответов тем, кто не читал самого Гегеля, ведь, как минимум, вопросы нужно поставить. Вместе с тем, думается, Ильин удачно эксплицировал для русского сознания сущность основных понятий, используемых Гегелем и передал смысл его философии. Книга открывает новую страницу в представлении о мире, в ней объясняются принципы мышления, поступки, ранее не осмысленные или познанные интуитивно. Можно сказать, что это произведение - ещё одно средство в познании себя самого. Несмотря на то, что времени на обучение у меня практически не было и читать я успевал только во время водных перемещений, случай со шмелём, после Ильина, отрылся мне в новом свете.

Так я размышлял где-то между берегами Турции и Греции, вглядываясь то в синюю даль, то в бесконечность содержания книги. Через час я был в Турции. До ночного автобуса в Стамбул оставалось около двух часов. Час я провёл в кафе, наслаждаясь необыкновенным вкусом турецкой кухни (кроме этого, располагающей приятной ценой), а час - на лавке автостанции.

В назначенное время к месту посадки подъехал автобус. Лет двадцать назад я назвал бы его космическим кораблём - так выглядел этот транспорт поздним вечером при свете многочисленных огней. Автобус был огромным, цвета темнее ночи, окна тонированными, что создавало образ большой чёрной и глянцевой ракеты. В салон нужно было подняться высоко вверх, потом пройти по просторному коридору. По одну сторону были сиденья в один ряд, по другую в один - изредка в два пассажирских места. В креслах были вмонтированы мониторы, с доступом в Интернет и к разным библиотекам. На русском языке там ничего не было, но музыку можно было слушать и не зная языка. Как и на всех междугородних турецких линиях, автобусом по очереди управляли два водителя, один стюард обслуживал салон. Нас угостили мороженым, конфетами и мы неспешно вырулили на большую дорогу.

Перемещаться по Турции на автобусе выгодно и удобно. Во-первых, на автобусе дешевле, чем на самолёте, во-вторых, есть возможность скоротать ночь, экономя на гостинице. К примеру, мой ночной переезд от Измира в Стамбул стоил около 10 евро, на самолёте пришлось бы заплатить 40-50. Выбор автобусных компаний велик, как правило, в большие города можно добраться прямым рейсом даже из маленького населённого пункта.

Ранним утром мы прибыли в Стамбул. Высадили нас очень быстро, я оглянуться не успел, как автобус уехал, а в багажном отделении оставалась моя сумка. Мои волнения оказались напрасными - пока я пытался узнать, где найти уехавший автобус, моя сумка ждала меня посередине вокзала. Я передохнул, взял взволновавшую меня вещь и пошёл в сторону центра. У меня оставался день в Стамбуле.

Башня Галата

и другие достопримечательности Стамбула

Никуда по городу идти не хотелось, в душе я был уже дома: решал какие-то проблемы, строил планы. Ночью я возвратился в Краснодар.

Фото Хиоса в высоком разрешении можно скачать ЗДЕСЬ

Другие путевые заметки в разделе ПУТЕШЕСТВИЯ