Балканские заметки. Часть четвертая. Эпизоды черногорской реальности.
Продолжение. Начало здесь:
Балканские заметки. Часть первая. Знакомство с Черногорией. Круг Корита
Балканские заметки. Часть вторая. Национальный парк Дурмитор (Durmitor)
Балканские заметки. Часть третья. Города Которского залива - Пераст (Perast) и Котор (Kotor)
Ценность географических открытий состоит не только в восприятии природных особенностей, но и в осмыслении сложившейся там культуры. Это обогащает картину мира, придавая ей движение в традициях, умонастроениях и поведении людей. В этой связи упомяну о случае, свидетелем которого я стал во время этого путешествия. Случай не является показательным, тенденциозным, но как прецедент он интересен.
В один из дней, познакомившись с соседями - русскими людьми из Перми - взрослой супружеской парой, и пригласив их в ежедневное моё турне, я ехал в сторону храма, очертания которого вырисовывались на вершине горы. К цели, по разбитой асфальтовой дороге, змейкой ползущей по крутому склону, нас вёл проверенный временем автомобильный навигатор.
Дорога вела нас выше и выше
Попутчики мои были в некотором удивлении. Ещё бы, минутой ранее мы ехали вдоль берега залива, и вдруг я резко сворачиваю с дороги и беру курс в гору, ссылаясь на то, что мой навигатор показывает отметку какой-то достопримечательности. Разумеется, я имел представление, что это за достопримечательность, приметив издалека на вершине маленькую часовню, но попутчикам сообщать об этом не спешил, желая усилить их впечатление от увиденного.
Побережье Черногории
Мы постепенно приближались к цели, когда на очередном повороте пришлось остановиться перед стоящей на дороге машиной - большим пикапом. Оказалось, водитель пикапа тоже ожидал движения от остановившейся перед ним машины и его ожидание, скорее всего, было продолжительным, по мнению водителя пикапа, не совсем уместным. Пассажиры злополучного автомобиля, видимо, заблудились и принимали решение, куда ехать дальше. Делали они это не спеша, не обращая внимание, что позади них их решения ожидает уже, как минимум, один автомобиль. Думаю, что к нашему прибытию водитель пикапа уже подавал им знаки внимания и делал это не раз. Иначе вряд ли бы он, после того как легковушка серого цвета все-таки съехала на обочину, явившись и нам в обозрение, объезжая её, открыл окно и высказал мнение по поводу столь медленного решения. В салоне легковушки просматривались три пожилых пассажира.
На удивление, из машины последовал ответ, причём, в отличие от принятия предыдущего решения, мгновенно. Открылась задняя форточка, и пожилая, смуглая женщина, не задумываясь, вынесла оценку, скорее всего, не столько факту задержки автопотоку, сколько личности водителя пикапа. Тут мы уже увидели крупное лицо светлой наружности в окне пикапа. Он резко заговорил. Эмоциональность его речи была понятна и близка всем живым существам - она выражала агрессию. Но не меньшая агрессия последовала в ответ. Становилось ясно, что просто так женщина не отступит от своей позиции и готова будет подтверждать её любыми способами и аргументами. Мои пассажиры приутихли, чувствуя неопределенный и, вероятно, не радостный исход событий. Я посигналил и показал разведением рук ничтожность ситуации, стараясь передать мнение, что не стоит обращать на это внимание на такие пустяки и лучше просто разъехаться. Мои пассажиры тут же испуганно зашептали, что пусть они сами разберутся и не надо нам вмешиваться. Водитель пикапа не обратил на меня никакого внимания и этим подтвердил наши предположения, обозначив свою независимую, жёсткую и, в данной ситуации, опасную позицию.
Тем не менее, в какой-то момент он пересилил свою агрессию и борясь с ущемлением потери последнего слова всё-таки плюнул (возможно и буквально) и поехал вперед. Почувствовав вкус победы, своё окончательное слово вдогонку бросила бунтующая женщина. Уверен, у неё получилось наполнить это слово таким низвергающим и унизительным смыслом, что оно могло бы возмутить любого человека. Случившиеся душа водителя пикапа сдержать уже не могла. Машина остановилась, из неё вышел высокий и крепкий человек и уверенно пошёл в сторону легковушки. В его походке, выражении лица, читалась убежденность в своей правоте и готовность доказать эту правоту всеми возможными способами, не взирая на исход дела. Не важно что было бы при этом у него в руках - палка, топор или канцелярский нож, в таком состоянии всё одинаково опасно - мысль низвержения противоречия обратилась в своё становление. Тихий ужас застыл в глазах моих попутчиков. Неприятное ощущение ниже живота ощутил и я. Водитель, не останавливаясь, шёл к легковушке. Открылась задняя дверь, и показалось лицо женщины-оппонента. Она оставалась так же непримирима и даже стремилась броситься в атаку, не задумываясь при этом, о своей, явно проигрышной в физическом отношении, позиции. Но будь у неё пистолет, он определенно бы выстрелил.
Водитель пикапа был уже около двери. Он высказал своё последнее слово, которое могло бы остаться и неотвеченным, либо принятым с признанием поражения, но точка невозврата была пройдена - женщина с нарастающей агрессией обозначила свою готовность к бою.
Она не успела выйти из машины. Всей мощью двухметрового тела водитель толкнул и надавил на дверь, за которую держалась женщина. Удар пришелся по челюсти и по левой руке. Это был не столько удар, сколько сдавливание тела между дверью и корпусом автомобиля. Не буду описывать звук, но он отчётливо передавал внешнее воздействие на организм. Женщина не переставала кричать злые слова в сторону водителя. Она не ощущала боли и противостояла ей своим колким языком. Последовал второй удар. Я вышел из машины и попросил прекратить это физически-речевое насилие. Водитель, наконец, обратил внимание и на меня. Я увидел его замыленный злобой взгляд, но обращенный не ко мне, а к женщине. На мгновение он остановился и задумался. Дверь открыл и водитель легковушки. Он также пытался усмирить ругающихся. Водитель пикапа отпустил дверь, женщина продолжала причитать, уже не так громко, но не с меньшей злобой. Сняв напряжение, но продолжая бороться с желанием ответить жестоким словам, он вернулся к машине и поехал дальше. Возможно, женщина отделалась синяками, мы по крайней мере на это, не сговариваясь, надеялись. Конфликт физически разрешился. Мы поехали дальше.
Через пару километров мы увидели паркующийся вблизи дома у дороги белый пикап. На миг мы встретились глазами с водителем. «Катастрофа!» - обращаясь ко мне, сказал про женщину мужчина. Судьба оставила за нашей реальностью дальнейшие события - если легковушка поехала по этой дороге, они необходимо бы встретились. Продолжилась дискуссия или нет - мы не знаем.
В этой ситуации показательным можно считать готовность к открытому конфликту, возникшему случайно, не преследующему никакой цели и разразившемуся в связи с ущемлением личных прав. В таких случаях проявляется актуальное содержание нравственности, любви к ближнему. Разумеется, не стоит относить этот случай к определяющим духовную культуру народа. В любом государстве подобное может случиться. Обращать же внимание на тенденциозность следует, но это дело непростое, требующее внимательного и последовательного рассмотрения.
Добравшись до храма, мы оправдали свои ожидания. Это место действительно было достойно восхищения. С высоты птичьего полёта мы наблюдали красоту здешних мест: бескрайнюю гладь моря, с отрицающими эту бесконечность небольшими островами, братство гор и удивительные творения человека, в архитектуре зданий выразившего свои родные образы.
Свети Стефан. Поймал, всё-таки, молнию
В этот день, помимо посещения церквушки на горе, мы увидели город Будву (Budva), знакомство с которой у меня продолжилось пару дней спустя, Св. Стефан (Sv. Stevan), Бар (Bar) и Петровац (Petrovac). Одна из фотографий Свети Стефан примечательна запечатленной на ней молнией. Дело было к дождю, и длительная выдержка охватила момент возникновения и разрешения молнии.
Мои попутчики, приехавшие в Черногорию на целых три недели, сразу увидеть все достопримечательностями не спешили. Да и напряженный ритм моих поездок, возможно, не пришелся им по вкусу - в компанию ко мне они больше не напрашивались. После двух дней совместных путешествий соседи стали придерживаться своей программы, но вместе мы посетили еще несколько интересных мест.
Наши совместные намерения посетить Хорватию не увенчались успехом - у моих друзей визы в Шенген не было, да и страховка арендованного автомобиля не позволяла это сделать - нас развернули на границе. Мы мельком взглянули на крепостные стены Герцег-Нови (Herceg-Novi) и поехали в сторону Скадарского озера (Skadarsko jezero).
По горным дорогам Черногории
Одно из самых удивительных мест Черногории - устье реки Черноевича (Rijeka Crnojevića), где она впадает в Скадарское озеро (Skadarsko jezero). Этот вид, наверное, чаще всего встречается на фотографиях природы Черногории. Огибая змейкой небольшой полуостров, река, заросшая ярко зеленой травой, между гор вливается в открывающееся вдали большое озеро. Множество деталей, красивых самих по себе, создают необыкновенно насыщенный пейзаж. Созерцая эту картину, взгляд находит всё новые и новые места, восхищаясь каждым из них.
Река Черноевича, Rijeka Crnojevića
Черногорские мотивы
Скадарское озеро (Skadarsko jezero) - самое большое на Балканах. Оно омывает сорок островов, один из них - Громожур (…), называется ещё черногорским Алькатрасом. В своё время король Никола использовал его для размещения там политических заключенных.
Интересный природный факт - угри из Скадарского озера (Skadarsko jezero) во время икрометания направляются к Саргаскому морю (Куба и Багамские острова), где откладывают яйца, погибают, а молодые угри три года плывут обратно. Такое вот участие в жизни рода.
Еще одно место, которое я успел посетить в Черногории, это национальный парк Ловчен (Lovcen). Гора Ловчен возвышается от берегов Адриатического моря и замыкает собой Которский залив. Город Котор находится у основания этой горы. Дорога на вершину и к последующим населенным пунктам крутым серпантином начинается от городских стен и ведёт далее по склону. Огибая крутые выступы, эта узкая однополосная дорога расширяется только на разворотах, открывая взору панорамные виды города и всего залива.
Национальный парк Ловчен
На одной из двух вершин Ловчен (Lovcen) находится мавзолей Петра II Негоша - выдающегося мыслителя, поэта и государственного деятеля, Митрополита Черногорского и Бердского. Путь к нему лежит через несколько природных зон, разнообразные пейзажи которых поочередно сменяют друг друга. Чтобы пройти к самому мавзолею, потребуется преодолеть так называемую «Лестницу в небо» - 461 ступеньку, проложенную в холодном каменном туннеле. Рядом с мавзолеем расположена обзорная площадка, с которой просматривается, наверное, вся Черногория: видны пики горного массива Дурмитор (Durmitor), воды Скадарского озера (Skadarsko jezero), панорама Адриатического моря. На территории этого парка, насчитывается более 1300 видов растений, в разнообразии произрастают буковые и хвойные леса, существуют редкие виды полян, обитают около двухсот видов редких птиц и животных.
Котор застал меня в раздумьях
Котор во всей красе
Продолжение Балканские заметки. Часть пятая. Заключительная. День отъезда.
Много фотографий Черногории в высоком разрешении (для печати) можно скачать ЗДЕСЬ
Другие рассказы о путешествиях в разделе ПУТЕШЕСТВИЯ
0 комментариев