Балканские заметки. Часть первая. Знакомство с Черногорией. Круг Корита

Наш самолёт был почти пустой. Пять человек, вместе со мной, делили его пространство и перемещались в сторону южно-европейских регионов. Рейс не был отменён, несмотря на его предсказуемую убыточность, и мы летели, наслаждаясь вниманием стюардов и свободой движения в салоне лайнера. Я спокойно размышлял о событиях, предшествовавших полету.

Час назад мне позвонили и спросили: «Вы летите в Салоники? Мы ожидаем Вашу регистрацию на посадке». «Нет» - ответил я. (У меня уже был запланирован полет в Черногорию и к тому времени я уже стоял в очереди на регистрацию международного рейса Москва, Россия - Тиват, Черногория). Я ответил голосу в трубке, что не лечу в Салоники, а сдать билеты у меня не получилось.

Как только мне стало известно о предложении выступить на пленарном заседании конференции по противодействию идеологии экстремизма в молодежной среде, причём, в день моего вылета в Грецию, выбор в сторону рейса «Москва - Салоники» отклонялся и должен был быть сменен на нечто альтернативное, ещё не известное, но необходимое в силу отсутствия более поздних вылетов в этот день из Москвы в Грецию. Был первый день отпуска, терять его не хотелось, я открыл карту, посмотрел на страны Европы и подумал, а почему бы мне не увидеть Македонию или Черногорию, как говорят, доступную сегодня российским туристам? Я почитал и про Албанию, и про другие Балканские страны, но в итоге купил билет в Черногорию.

«Я лечу в Тиват» - ответил я на вопрос буду ли я регистрироваться на рейс «Москва - Салоники». Ответил и успокоился. Потом было то, что сказано в начале.

Впервые я летел в таком немногочисленном сообществе. Летел и наслаждался полетом, что для меня бывает не часто. Ниже нашего самолета проплывали облака, вверху светилось синее небо.


 

Я остановился в доме-отеле маленького городка Лепетане (Lepetane), он находится в трех километрах от Тивата. В Черногории все города небольшие, да и сама страна занимает немного места - расстояние между крайними точками не более 200 км. Численность жителей Черногории - около шестисот тысяч человек.

Впервые упоминания о Черногории относятся к XIII в.. История страны - это последовательность неожиданных, случайных событий, обусловивших как в духовный опыт жителей, так и внешний его облик, в том числе, географические границы. После признания независимости Черногории в 1878 г, к ней перешел ряд земель, и территория страны увеличилась вдвое.

В связи с изолированностью к европейскому миру, в Черногорском сообществе сформировался устойчивый этнический уклад. Опирался он на братства и племенные этносы. Это ментальная особенность, выражающаяся в национальной гордости и идентичности, скрепленной христианским сознанием и стала отличительной чертой черногорцев, отмеченной многими мыслителями, религиозными и творческими деятелями. Черногорию отмечали в своих произведениях и гении русского народа.

«Мы не сдаемся, это характерно для черногорцев», - писал в своем произведении «Бонапарт и черногорцы» Александр Сергеевич Пушкин.

«Мы не сдаемся, это характерно для черногорцев», - писал в своем произведении «Бонапарт и черногорцы» Александр Сергеевич Пушкин.

О Черногории упоминали русские императоры, лидеры многих государств. В своих обращениях они обращали внимание на честь, храбрость и мужество черногорского народа.

История Черногории, уже в составе Югославии - дружественной СССР, открыла для наших стран новую страницу познания друг друга. Однако страница эта быстро перелистнулась, оставив советским гражданам память о красивых балканских пейзажах.

Так писал о Черногории Владимир Семенович Высоцкий:

Мне одного рожденья мало,
родиться мне б из двух корней.
Жаль Черногория не стала
Второю Родиной моей.

Сегодняшняя Черногория - это новая страница её истории. Читать её интересно, но примерно так, как будто знаешь, что будет дальше. Природа страны очень красива и разнообразна, рельеф - горный и морской.

Среди природных достопримечательностей Черногории четыре национальных парка - Скадарское озеро (Skadarsko Jezero), Ловчен (Lovcen), Биоградска гора (Biogradska Gora) и Дурмитор (Durmitor). Мне удалось побывать в трёх из них.

Городок, в котором я остановился, Лепетане, находится на побережье Которской бухты, без преувеличения - одной из самых удивительных по красоте гавани мира. Соединяясь с Джадранским морем, Которская бухта разлилась у подножия высоких гор, лавируя между ними и открывая простор для водного перемещения.

Которскую бухту облюбовали местные жители тысячелетия назад. Тогда появились первые поселения - города, которые сейчас являются всемирной исторической ценностью. Наиболее известны из них - Котор (Kotor) и Пераст (Perast). С давних пор, являясь соседями, они соревновались за право быть главным городом в бухте. Сегодня конкуренция охватывает и туристическую деятельность. Оба города уникальны, однако более весомым в историческом и культурном отношении, является все же Котор.

Город Лепетане я выбрал не случайно. Здесь Которская бухта, сужаясь, образовала самое малое расстояние между берегами. К противоположному берегу организовано паромное перемещение. Оно укорачивает расстояние, если двигаться по берегу, на сорок километров, а по времени, на час пути. Перемещение между поселениями Которской бухты активное и переправа облегчает жизнь горожан.

Лепетане является и удобным местом для остановки в путешествии. Можно использовать паром для перемещения к противоположным населенным пунктам, экономя время и деньги, а можно посещать и близлежащие города. Плата за проезд на пароме для автомобилей составляет 4 евро, без автомобиля - бесплатно.

Переправа работает круглосуточно, немного беспокоя туристов тихим гулом двигателей парома. Впрочем, к этому быстро привыкаешь и уже на следующий день обращаешь внимание только на видимое движение судна. Равномерно перемещаясь оно притягивает взгляд, успокаивает и располагает к отвлеченному размышлению.

Паром - не единственное судно, которое я наблюдал из окон отеля. Boka kotorska - Бока Которска (Которская бухта) весьма популярна среди морских путешественников. На день-другой в Котор заходят огромные круизные лайнеры и торговые судна, которые затем возвращаются в Адриатическое море. Их движение очаровывает. Гостиничное окно, находясь на уровне средних этажей лайнера, превращается в театр корабельных картин. Ночью морское движение не прекращается, огнями привлекая взгляд на очередной проходящий лайнер.


Lepetane

Lepetane

Забронированный отель "Okuka" - это частное домовладение из семи или восьми изолированных комнат, являющихся номерами для гостей. Подъем от набережной дороги к отелю занимает три-четыре минуты. Он крутой, но легко преодолеваемый, полезный, как регулярная физическая зарядка. Отель относится к дешевым, но эта ценовая категория не умаляет внутренней чистоты и порядка, а удобство расположения и привлекательность места делают его популярным среди туристов.

Первая ночь в отеле прошла немного беспокойно. Я проснулся до рассвета, немного почитал, потом долго пытался уснуть, в итоге задремал уже с первыми лучами солнца. Сказывалось, видимо, и переутомление и, как я предполагал, монотонный звук кораблей, курсирующих вдоль бухты. Следующая ночь настроила восприятие на иной лад. Тихий звук двигателей уже не так был слышен, а мерно проплывающие корабли вызывали приятные эмоции.

Утром я решил взять в аренду автомобиль, разумеется, подешевле. В итоге я вновь оказался в аэропорту - оказалось в Тивате только здесь можно арендовать машину. Меня сразу познакомили с арендодателем и через полчаса я ехал на WV Golf, находящимся для своей ценовой категории (17 е в день) в хорошем состоянии. Мне удавалось брать автомобили и дешевле (от 10 е), но это было, как правило, там, где турист в диковинку или в период, когда туристов уже или еще не было. Здесь же пляжный сезон продолжался.

По пути в аэропорт я заехал на автобусную станцию и спланировал время переезда из Черногории в Македонию, в город Скопье, во вторую часть моего путешествия. На знакомство с Черногорией мне оставалось четыре дня и не откладывая я стал использовать исчезающее время.

Маршрут первого дня должен был познакомить меня с труднодоступными горными селениями и одним из самых высоких горных массивов Балкан - Prokletije (Проклетием). Этот маршрут я вычитал из Интернета. По словам путешествующих, он был организован недавно, промаркирован дорожными знаками и позиционировался городом Подгорица, как интересный для посещения.

Как правило, в маленьких странах немного пеших маршрутов - они известны и популярны среди туристов. Но по-мимо них множество достопримечательностей остаются вне должного внимания. Задача туриста выявить такие места и постараться их посетить.

Начало маршрута было пронумеровано, однако по мере движения эта определённость исчезала. Маршрут был круговым. Я съехал с основной трассы сразу за Подгорицей и продолжил движение по правой его стороне. Через несколько километров дорога стала возвращать меня в прошлое - и своим состоянием, и окружающей действительностью.

Машина поднималась всё выше. Здесь, среди горных селений, растворенных в лоне природы, время не знало технического прогресса. В этой картине гармонично сочетались природа и человек. Дома, сделанные из обычного камня, не хитрое дворовое устройство, натуральное хозяйство - все это обуславливало спокойную предсказуемую жизнь.

Из конечной точки маршрута - деревни Корита (Kucka Korita), была тропа для пешей прогулки к обзорной площадке на Балканские Альпы - Prokletije, по карте - около 5 км. Сама деревня - одна из сотен черногорских деревень - тихая, с прореженными улицами и дворами. В Черногории не особо придерживаются упорядоченного строительства. Ещё в самолете, с высоты, доступной для рассмотрения отдельных строений, я заметил, что дома находятся повсюду - на горах, между гор, в общем, везде, где возможно их построить. Расстояние между соседними домами исчислялось, иногда, не метрами, а километрами. Видимо, черногорцы привыкли жить обособлено. Автохтонные условия проживания обусловили b этнические особенности черногорцев.

Тропа вывела меня к окончанию маршрута - обзорной площадке с видом на горный массив Проклетие. Эти горы - это уже территория соседней Албании. Находясь на границе двух стран, на высоте более полутора тысяч метров, я наблюдал панораму горных хребтов, внизу - албанских деревень. Картину дополняло пение птиц и восхитительно свежий воздух.

Krug oko Korita, Montenegro

Prokletiye

Prokletiye

Krug oko Korita, Montenegro

Пеший маршрут начинался и заканчивался у небольшого, оформленного в экостиле, ресторана. Его фотографии первыми появляются в поисковых запросах при наборе названия селения. Особых изысков в оформлении кафе-дома не было, но сам двор целостно выражал традиционный стиль балканских деревень. Кроме этого, в глаза бросались одноместные коттеджи, если, конечно, можно назвать таковыми большие будки, сродни собачьим, размером с человеческий рост. Внутри они были обшиты тканевым настилом, видимо, для более комфортного размещения жителей. Будок было с десяток, и они, в образе крошечных домиков, забавно гармонировали с природной атмосферой и незатейливым обустройством селения.

Кафе это, как я уже упомянул, популярно в Интернете. Известен и его хозяин - пожилой мужчина, видимо, уже не первый год разливающий чай и приветствующий всех проезжающих туристов и местных жителей. Фотография этого человека в Интернете связана с самим маршрутом.

Гастрономическим открытием дня стал козий сыр. После возвращения с обзорной площадки, я заказал чай. Потом заметил на общем столе большую чашку с вареными яйцами.

Проголодавшись после похода и предвкушая знакомый с детства вкус, я попросил к чаю яйцо. Затем, осматривая небольшой дворик, заметил на одном из столов сыр. Он привлек внимание своей формой. Сыр был схож с желе, в тоже время он казался твёрдым. Я спросил у хозяина: «Можно ли заказать у Вас домашний сыр?» - при этом незаметно для посетителей указал в их сторону. «Да» - спокойно ответил хозяин и в свою очередь спросил: «С чем подать?». «Ни с чем» - также спокойно ответил я, сдерживая искушение попробовать его со всем, с чем возможно. «С помидором?» - переспросил меня хозяин. «Не знаю», - ответил я, - «Как считаете нужным, так и подайте» - внешне также невозмутимо ответил я, но внутренне сломавшись и поддавшись искушению почувствовать вкус не только сыра, но и его сочетаний.

Такое отношение к питанию сложилось у меня по нескольким убеждениям. Первое - постараться в отпуске сдерживать себя в еде, тем самым дав организму немного отдохнуть. Второе - экономический фактор, предполагающий в такого рода путешествиях бюджетную продуктовую корзину. Третье, собственно, волевой настрой - желание проверить свои силы.

Чай был налит и уже остывал. Яйцо было съедено. Высокогорный воздух и небольшая усталость от прогулки, делали вкус чая приятным, но я сдерживал желание сразу осушить стакан. Я ждал сыр. Спустя время я решил посмотреть, чем занимается хозяин и правильно ли мы поняли друг друга. Дело в том, что смысл приведенного выше диалога я лишь предполагал. То, что я говорил, я, разумеется, знал, речь же хозяина я предполагал.

Увидев, что хозяин что-то делает в сарае, я успокоился, посчитав, что он как раз режет мой (свой) домашний сыр. Возвратившись к столику, я присел и продолжил наслаждаться своим положением.

Вокруг раскинулось горное плато. Окруженное вершинами, часть из которых была покрыта зеленым лесом, оно представляло удобное для проживания, место. Небольшие скромные домики были рассыпаны по всему плато. То здесь, то там был слышен звук колокольчика; коровы, украшенные цветными лентами, повязанными на рогах, неспешно поедали густо растущую траву. В стороне пройденной дороги паслось стадо овец.

Krug oko Korita, Montenegro

Krug oko Korita, Montenegro

Когда я пригубил сладкий чай, сделанный из обычного одноразового пакета, появился хозяин. Он нёс нож, вилку и тарелку, на которой красовался большой кусок сыра и один помидор. Сыр оказался не желейным, но мягким, при этом упругим и однородным. Лезвие ножа легко в него вошло, разрезав мягкую молочную структуру. Сочный, немного соленый, выдающий вкусом не коровье молоко - этот сыр определённо представлял интерес не только для гурманов. Не спеша отрезая дольками помидор, совмещая его с таким же кусочком сыра, я уничтожал материю этого, удивительно вкусного, продукта.

Отобедав, я спросил, как проехать к Букумирскому озеру (Bukumirsko jezero), потом переспросил, так как забыл ответ. В надежде поснимать закат, я поспешил.

Когда я добрался к озеру, до заката оставалось около часа. Еще было светло, но сложное контрастное освещение сделало съемку непредсказуемой, но при этом, увлекательной. Само озеро было обычным, но его окружали прекрасные горные вершины. Вблизи было несколько домов и автомобилей, однако присутствия человека не замечалось. Впрочем, такая «публичность» отдаленных от городов мест, свойственна Черногории. Вдоволь наснимав пейзажей, уже не спеша, я взял курс в сторону дома.

Bukumirsko jezero, Montenegro

Bukumirsko jezero, Montenegro

Bukumirsko jezero, Montenegro

Октябрь 2016 г
Балканские заметки. Часть вторая. Национальный парк Дурмитор (Durmitor)

Часть третья. Города Которского залива — Пераст (Perast) и Котор (Kotor)

Балканские заметки. Часть четвертая. Эпизоды черногорской реальности.

Балканские заметки. Часть пятая. Заключительная. День отъезда.