НА ПУТИ К СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Доклад озвучен на Пленарном заседании Всероссийской научно-исследовательской конференции «Система патриотического воспитания подрастающего поколения: основные проблемы и перспективы формирования» , прошедшей в октябре 2020 года во Всероссийском детском центре "Смена"

НА ПУТИ К СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (слайд 1)

Современные представления о патриотизме

Сегодня заметно усилилось внимание государства к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Власть справедливо убеждена в его необходимости, но понятных методов и объяснений его важности, предложить не может. Как правило (из которого, конечно, есть исключения) те, кто на местах воспитывает патриотизм и его большие идеологи руководятся в своей работе личными убеждениями, то есть субъективными представлениями, или мнениями о патриотизме. Берутся такие представления непосредственно из жизненного опыта, будь то военные подвиги, гражданские инициативы по уборке улиц или экологические акции защитников родной природы. Эта воспитатательная работа, безусловно, имеет немаловажное значение, но достигает своей цели лишь случайно, а не с необходимостью, как нам требуется. (слайд 2) Дело в том, что субъективные представления о патриотизме, как бы выразительно он не проявлялся в отдельных случаях, без возведения множества его явлений в целостное понятие, не в состоянии убедительно передать его сущность и тем самым возбудить патриотическое умонастроение. Это подтверждается социологическими опросами, которые показывают, что пятьдесят процентов современных молодых людей имеют желание покинуть Родину. Различные патриотические мероприятия пропагандистского характера (такие, например, как всенародное празднование исторических дат, массовые шествия), несомненно, тоже дают определенный воспитательный эффект, однако сами по себе они не складываются в систему патриотического воспитания. Эти мероприятия могут глубоко тронуть юную душу, но вряд ли вызовут устойчивые патриотические убеждения. Кроме того, разнообразие транслируемых государством и обществом представлений о патриотизме не даёт молодёжи ясного понимания, какой именно патриотизм им предлагается.

Вместе с тем, произвольные определения патриотизма могут насаждать и мнимый, или ложный патриотизм. Известны случаи проведения в детских садах фотосессий, на которых малыши позировали в военной форме в образе фронтовиков, в грязи и со следами крови. Организаторы мотивировали их тем, что «дети должны помнить о войне», однако ясно, что подобные артистические акции вызывают у детей, только открывающих для себя прошлое и в силу ступени личностного развития делающих это непосредственно, либо отвращение от патриотизма, либо его неадекватное восприятие как какой-то забавы.

Следы произвольных определений патриотизма можно найти и в официальных документах. В них задачи патриотического воспитания иногда формулируются так, что имеют усечённое содержание. (слайд 3) К примеру, в главном документе, ныне направляющем это воспитание, — в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» игнорируются всеобщие проблемы, стоящие перед человечеством, решение которых невозможно без участия России. Но без учёта этих проблем национальный патриотизм может превратиться в национализм, ведущий нацию к самоизоляции и высокомерию. Идея российского патриотизма не должна быть оторвана от патриотизма других наций и, тем более, от определения места и роли патриотизма в мировом масштабе. В этой программе отсутствует также и стратегический взгляд в будущее. Но то, каким видится будущее нашего Отечества во всех сферах быта — от любви к родной земле до общественных идеалов — определяет цель патриотического воспитания. «Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем он желал бы стать», — напоминал Фёдор Михайлович Достоевский в «Дневнике писателя». Главный же недостаток названного документа в том, что в нём начисто отсутствует теоретическое понятие патриотизма, которое должно служить принципом, то есть идейным началом постановки всех задач и источником действенности их решений. Из-за этого изъяна предлагаемое в Программе научно-методическое сопровождение патриотического воспитания, диктующее его формы, содержание, информационное обеспечение и т.д., остаётся внутренне несвязным и требует приведения его задач в логически целостный, системный порядок.

Из сказанного следует вывод, что недостаточная эффективность патриотического воспитания вызвана господствующими в нём субъективными представлениями о патриотизме. Молчаливо предполагается, будто воспитатели патриотизма знают, что такое истинный патриотизм, но их усилия, направляемые различными мнениями о нём, действуют вразнобой. Поэтому для успеха их работы неотложно требуется систематическое, или конкретное понятие патриотизма, связывающее множество его определений в единое целое — иначе без него они остаются частичными и абстрактными представлениями его явлений.

Определение понятия патриотизма


В отличие от абстрактных представлений, или мнений о патриотизме его конкретное понятие не столь просто. Оно включает три смысловых момента, причём каждый из этих моментов содержит в себе два других, отчего в совокупности они образуют единую идею патриотизма, то есть единство его понятия и реальности, которая и должна лечь в основу эффективной системы патриотического воспитания. (слайд 4)

Первый его момент – это исходное тождество или всеобщность понятия. Он выражает внутреннее единство, которое роднит всех людей на земле как представителей человеческого рода вообще. Этот момент осознаётся каждым человеком в понимании себя как существа, живущего в обществе себе подобных. Проще — это те универсальные чувства и убеждения, характеризующие патриотизм, которые свойственны всем людям на земле, вне их национальных, государственных, этнических или иных принадлежностей. Это идеи добровольчества, любви, милосердия, ответственности и другие. (слайд 5)

Вторым моментом понятия патриотизма является его различие, или особенность. Он относит человека к той особенной нравственной реальности, благодаря которой он существует здесь и сейчас. Родина осознаётся человеком через его принадлежность к определённой семье, определённому обществу и определённому государству. Этот момент позволяет человеку реализовать свои благородные дела через свойственную ему реальность. (слайд 6)

Наконец, третий момент понятия патриотизма — единство всеобщего и особенного моментов — это и есть проявления патриотизма в нашей жизни. Этим моментом определяется характер явлений патриотизма в нашей жизни. К ним относятся и мужественные и героические поступки, гражданские и военные подвиги, выдающиеся достижения в искусстве, спорте и всех других областях культуры. Именно они, став примерами любви к Родине и служению Отечеству имеют огромное воспитательное значение для подрастающего поколения, ибо не могут не вызвать у его представителей сопереживания и стремления поступать так же.

Таким образом, только в различенном единстве друг с другом эти моменты составляют понятие патриотизма. Если же один из моментов утрачивается, возникает опасность впадения в крайности — либо абстрактного пустого космополитизма — в случае игнорирования своей национальной особенности — Родины, что не даёт возможности творить реальные дела без близкого социального и территориального окружения (Отечества). Либо национализма, игнорирующего всеобщую природу социальности, роднящую всех людей на земном шаре. Однобокость национализма порождает гипертрофированное отношение (эгоистический патриотизм) к собственной значимости, возводя особенность народа во всеобщее (шовинизм). Это даёт почву для воспитания патриотизма через культивирование внешних врагов и продуцирование «слепого» патриотизма.

Итак, ложные формы патриотизма возникают из-за нарушения целостности его понятия — в случае обособления и преувеличения одного из его необходимых моментов. К примеру, поэтому Л. Н. Толстой осудил сведение патриотизма исключительно к особенному моменту. В статье «Христианство и патриотизм» он противопоставил официально насаждаемому царизмом общественно-государственному патриотизму христианские ценности человеческого общежития, которые представляют всеобщий момент патриотизма. Следует заметить, что и в сегодняшних нормативных документах наблюдается преобладание особенного момента понятия патриотизма, что вызывает, с одной стороны, опасность превращения патриотического воспитания в проповедь национального превосходства, а с другой — космполитическую реакцию на такую проповедь.

Основные задачи и принципы построения системы патриотического воспитания


У патриотического сознания два начала — природное и идеальное. (слайд 7)

Природное, стихийное или реальное начало патриотизма выражается в инстинктивной любви к родной земле, в интимной близости с окружающей средой. Оно коренится в самородности каждого народа. Это коллективно-бессознательное начало служит причиной тихого восторга, в который люди иногда приходят на лоне родной природы. Этот восторг они испытывают от того, что связано с их малой родиной как с превосходящим их индивидуальность источником их сил и способностей. Под покровительством родных устоев подрастают юные души, с их помощью молодой человек истолковывает себе свою жизнь и, если надо, отдаёт её за други своя.

Сознательным, идеальным или духовным началом патриотического умонастроения выступает, напротив, рациональный, или осмысленный патриотизм. Благодаря ему индивид своими силами и способностями добивается благополучия, поскольку оно зависит от определенного общества и государства, без которых его жизнь сводится к ничем не гарантированному случайному физическому существованию.

Со времени греко-римской античности человечество всё больше склоняется к рациональному мышлению, в том числе о патриотизме — к раскрытию личной полезности и общественной выгодности, обеспечиваемых договорными принципами. К числу реальных достижений рационального патриотизма принадлежит и демократическая, или республиканская форма правления. Однако вера в то, что одно только рассудочное мышление может проникнуть в глубины бытия, познать или исправить его — это иллюзия. В патриотизме остается много и бессознательно-природного, умаление чего уничтожает безусловную ценность чувства любви к Родине, поскольку оно не может быть результатом договорного отношения между субъектами. Указанная иллюзия способствует эгоистическим проявлениям, ищущим только личную выгоду даже в общественно-полезных делах по принципу «Где хорошо, там и родина». Доверие же исключительно к бессознательно-природной любви, к стихийному народному восхищению властью, наоборот, способствует возникновению такого патриотизма, который, по словам П. Я. Чаадаева, всё видит в розовых очках, приукрашивая существующее в обществе положение дел. Только в гармонии природного с духовным, реального с идеальным, стихийного с рассудочным и разумным эти начала воодушевляют людей на сознательный и действительно созидательный патриотизм. (слайд 8)

Кроме гармонии природного и рационального начал, система патриотического воспитания должна учитывать противоречие в патриотизме вечного и временного, или логического и исторического. Народ, как и любой человек, постольку представляет собой ценность, поскольку он способен раскрыть во времени образ вечного, непреходящего. В этом случае он постигает вечное значение своей жизни и деятельности, её нетленный смысл. Отсюда ясно, что жизнь современного человека и народа нуждается в уроках истории. Здоровье народа походит на красоту и силу дерева, которые, как известно, зависят от прочности его корней. Однако дерево имеет не только корни; кроме них, его здоровое питание зависит от состояния ветвей и листьев, усваивающих общий для всех деревьев солнечный свет. Эта аналогия поясняет, что не только исторические корни прошлого, но и настоящее, и будущее время, в неразделимой связи представляющее вечное, одинаково необходимы для здоровья как отдельного человека, так и народа.

Историческое образование целительно тогда, когда оно вызывается могучей жизненной силой настоящего, устремленного в ясно мыслимое идейное будущее. Именно об этом в интервью, посвящённом национальной идее, говорил действующий Президент России, призывая не «хвататься только за наше героическое прошлое», но и смотреть в «не менее героическое и успешное будущее», поскольку патриотизм не должен быть «квасным, затхлым и кислым».(слайд 9) Историческая память умирает, когда современность перестаёт её оживотворять. Тогда угасает благоговейное отношение к ней и от истории остаются только более или менее общеизвестные факты, а «факты без идеи — мусор в голове», по словам великого русского литературного критика и публициста В. Г. Белинского. Постоянный уход от настоящего в прошлое бальзамирует живую в прошлом жизнь, ослабляет инстинкт самоутверждения юности, остужает молодой задор и способность к самоотверженной любви. В результате (слайд 10) «ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни тёмной старины заветные преданья не шевелят во мне отрадного мечтания», как высказался по этому поводу М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина».

Навязывание подрастающему поколению истории может вызвать её отрицание, причем приходится признать, что это — их естественная реакция, примерами которой служат пляски в ночных клубах под песню «День Победы», прохождение в шеренгах «Бессмертного полка» с фотографиями фашистских военачальников и другие непростительные выходки. Избыток истории в патриотическом воспитании, как всякий избыток, вреден, ибо, по известной формуле, излишнее есть враг необходимого. Таким образом, бережно хранить историю и знать ее необходимо, но и уходить в нее с головой тоже нельзя, чтобы, как говорят, «не заиграться», ибо всё течёт и ничто не повторяется. Всему своё время: прошлое должно быть осмыслено, но не обожествлено, а традиции — не возведены в самоцель. Настоящее возрождение есть сохранение традиций путём их дальнейшего развития, ибо действительное и непреходящее в прошлом, раскрывается только в настоящем и будущем. Ограничивать молодёжь только извлечением уроков из прошлого, не предлагая ей образ желаемого будущего родной страны и не давая ей реальной возможности самой (пусть интуитивно, наощупь) такой образ формировать — значит просто клонировать исторические стереотипы, тем самым удобряя почву для антипатриотических умонастроений.

В настоящее время наблюдается явный уклон патриотического воспитания в историю. История, эта необходимая часть патриотического воспитания, сегодня, похоже, заслонила в нем целое, а туда, кроме нее, входят не только родной язык и литература, но и новейшие достижения народов нашей страны в настоящем искусстве (в т. ч. числе в музыке, театре и кинематографе), в настоящей науке и технике (в т. ч. космической), в свободной религиозной и философской мысли. В связи с этим возникает необходимость наметить системные задачи патриотического воспитания, направленные на достижение единых целей гражданской жизни, правосознания, конституционного порядка и духовной солидарности нации.

В соответствии с тремя моментами понятия патриотизма целесообразно выделить три группы, или три направления задач. (слайд 11) Каждое из направлений, разумеется, включает подзадачи, раскрывающие исторический и логический, инстинктивный и рациональный, а также коллективный и индивидуальный аспекты патриотизма.

Воспитание любви к Родине и Отечеству — это первое направление задач, на которое необходимо ориентироваться в патриотическом воспитании. Эта группа задач связана с понятием Родины и Отечества, которые, хотя и составляют единое целое, имеют различные значения (В определении различий Родины и Отечества, я опираюсь на положения, выдвинутые доктором философских наук, научным руководителем нашей конференции Андреем Николаевичем Муравьёвым).

Родина предстаёт в сознании человека в образах его матери, отца, страны и народа, которые дают индивидууму жизнь и через воспитание помогают ему стать тем, кем он есть в настоящий момент — со своими достоинствами и недостатками. Соответственно, первая группа задач должна быть нацелена на культивирование нравственности и достоинства семейного, общественно-народного и национально-государственного духа. Через это воспитывается и готовность человека отдать, если потребуется, жизнь за свою Родину, так как его жизнь принадлежит не только ему самому, но и ей.

В своем дальнейшем развитии эта непосредственноя любовь к Родине входит в фазу опосредствования, на которой она раздваивается на любовь и ненависть. При этом ненависть возникает уже не только к врагам своей Родины, как в первом, непосредственном значении патриотизма. Достигнув этой фазы, гражданин видит не только достоинства своей Родины, но и её недостатки, которые он не приемлет. Благодаря этому его благодарная любовь к Родине как своему прошлому преобразуется в деятельную любовь к Отечеству как своему будущему. Вот почему задачи первой группы должны включать развитие способностей юных граждан, с помощью которых они в будущем внесут посильный созидательный вклад в жизнь своей Родины и Отечества.

Этот вклад невозможен без знания истории своего Отечества и научного и философского предвидения его будущего, что создаёт идейную основу для экономического, политического и социального развития. Это и есть активная любовь к своему Отечеству, выражающаяся не в любовании им, а в его совершенствовании, отчего, по словам Г. В. Белинского, «основной целью такого патриотического воспитания является подготовка образованных, трудолюбивых граждан». Примеры такого воспитания широко представлены в отечественной практике. Среди первых можно назвать культивирование русским экономистом И. Т. Посошковым образа совершенного купца. Именно в его времена в традицию входит анонимное направление финансовых вложений в государственные учреждения за подписью «Патриот». Анонимность купцы обосновывали стремлением бескорыстного служения Отечеству. Они не рассматривали такие поступки как благотворительность, а видели в них широкое понимание предпринимательской деятельности, не ограниченное исключительным стремлением к прибыли.

Выполнение первой группы задач невозможно без развития национального самосознания. Оно призвано воспитывать готовность к самоотречению, поскольку умение видеть недостатки своей Родины и искоренять их тоже требует обучения. Народ, ограниченный самодовольством и самообожанием, не может достичь истины, рождающейся в критическом мышлении. Более того, словами русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва — «такое сознание приходит к самоуничтожению: история о Нарциссе может быть поучительна не только отдельным лицам, но и целым народам». Если к подзадачам первой группы добавить изучение и развитие родного языка, народного искусства, уяснение нравственных и религиозных источников воинской славы своего государства, изучение природы и географии, то станет ясно, что систематический смысл этой группы задач состоит в соединении личной жизни подростка с жизнью своего народа и не имеет ничего общего с милитаризацией его сознания.

При этом задачи укрепления народного и национального единства не исчерпывают идейной реализации понятия патриотизма. Всеобщность человека заложена в его природе, отчего только через объединение людей и народов во всечеловеческой солидарности, т. е. в любви к своему народу не в качестве исключительного, а, напротив, в его единстве со всеми другими народами, полноценно сказывается идея патриотизма. Воспитание «вселенской» любви к разным народам, странам, нациям, к человеку, привитие юношеству всемирной «со-ответственности за деяния социума» (Шелер) составляет ещё один комплекс задач, который должна включать система патриотического воспитания. Истинный патриотизм зиждется на вере человека в себя и в то, что в мировом и в национально-государственном устройстве все объединены единой высшей целью, что в лице каждого человека представлена идея человечества в целом. Решение задач этой группы должно способствовать личному осмыслению молодыми людьми судьбы и всеобщего блага человечества. Особое значение в этой группе задач принадлежит осмыслению религиозной идеи откровения, которая через признание и исцеление ограниченности людей и народов ведет к преображению мира: «Шедше научите вся языки», словами Христа.

К этой группе относится и добровольчество как внутреннее побуждение личности к добрым делам, которые обращают деятельное внимание молодёжи на изначальную всеобщую связь всех людей. Развитие добровольчества, ставшее новацией Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», разумеется, найдет свое место в системе патриотического воспитания я.

Синтез в сознании юношества любви к своим особенным Родине и Отечеству со всеобщей любовью к человечеству — цель третьей группы задач, завершающей систематический комплекс и соединяющей воспитание личных способностей к деятельности во славу родного Отечества и на пользу всего человечества (Патриотизм - есть содействие развития своего Отечества и посредством него благу человечества). В практическом плане к задачам этой группы относится всё, что способствует развитию личных талантов подростка с их реализацией в интересах нашей страны и мира в целом: организация различных экологических акций, информационная политика, содействующая осмыслению истинного патриотизма, а также развитие созидательных начал личности в профессиях, научно-техническом творчестве, песенном и поэтическом искусстве, воспевающем смысл и глубину национальной и всемирной культуры. Кроме того, третья группа задач стимулирует созидательные общественные инициативы, поддерживает различные общественные объединения социальной направленности (например, Российское Движение школьников и другие).

При построении системы патриотического воспитания необходимо руководиться принципами, которые дают возможность решить указанные задачи. (слайд 12)

Принцип единства моментов понятия патриотизма. Один его момент без другого быть не может. Этим утверждается сознательное стремление патриотически-воспитанного молодого человека свободно реализовывать свои способности в своём Отечестве при сохранении мира во всём мире. Это условие недавно подтвердил действующий Владимир Владимирович Путин, ответив в интервью на вопрос о стратегическом балансе в мире: «Мы не собираемся ни с кем воевать. Мы собираемся создать условия для того, чтобы никто не думал с нами воевать». Содействовать развитию своего Отечества и благу человечества — логический смысл данного принципа.

Принцип сознательной разумности патриотического воспитания. (слайд 13)В основу патриотического воспитания должны лечь не лозунги и убеждения, которые, несмотря на свою правоту, от повторения скоро становятся скучными и надоедают, а диалоги с юношеством, уделяющие внимание противоречивости понятия патриотизма и его диалектике. Этот принцип выражает свободу воспитания патриотического умонастроения, так как государство творится, прежде всего, в сознании его граждан и, словами Ивана Александровича Ильина (слайд 14)— «никто не может указать человеку его Родину — ни государство, ни друзья, ни воспитатели, так как любить, как и радоваться по чьему-либо приказу нельзя». В случае же таких попыток возникает казённый патриотизм, который не развивает патриотическое сознание, а наносит ущерб истинному патриотизму.

Принцип соборности как единого духовного поля солидарного служения. (слайд 15) Этот принцип раскрывает несостоятельность ныне популярного в молодёжной среде индивидуализма. Эгоист не понимает, что «я» и «другие» — это не нечто внешнее и отличное друг от друга. Напротив, это целостная реальность. Следует адекватно понимать, что сознание каждого человека как продукта семьи и общества генетически предшествует его самосознанию. Я, как справедливо констатировал русский философ С. Л. Франк, (слайд 16) «есть по рождению, а следовательно, и по существу итог и воплощение связи отца и матери», которая вдобавок отнюдь не ограничивается моими родителями, а с глубочайшей витальной силой уходит в глубину веков, ко всем моим предкам — не важно, знаю я их имена, или нет.

Третий принцип характеризует патриотизм как реальную соборность духа, осуществляющуюся через служение. От этого первичной категорией нравственно-общественной жизни является обязанность, а не право, которое, в свою очередь, должно быть производным от обязанности. Тогда открывается и истинный смысл демократии, сформулированный С. Л. Франком: «демократия есть не власть всех, а служение всех».

Последним (по порядку, но не по значению) назовём (слайд 17) принцип инстинктивно-разумного стремления молодых людей сохранить себя в будущем. Он реализуется через физическое порождение, а также через личные созидательные дела, навечно утверждающие сущность отдельного существа в народном духе, что возможно, прежде всего, на почве своей Родины и Отечества. Этот принцип возвышает смысл жизни человека над его ограниченной физической жизнью. «Гибнет моя [конечная] жизнь, но растет и крепнет общая жизнь, поднимается и утверждается человеческое спасение», — пишет русский философ А. Ф. Лосев. Не может быть осмысленной личная жизнь, если нет осмысления того, чему служит эта жизнь, и во имя чего человек рождается и умирает: «Это и есть победа над судьбой и смелый взгляд в вечность, в которой обретает бессмертие личное дело».

Подведем краткий итог. (слайд 19) Чувство благодарной любви к своим предкам и готовность достойно продолжить их дела ни у кого нельзя вызвать одними декларациями, поучениями и примерами героического поведения. Именно потому, что сознание молодежи не в состоянии сразу овладеть философским понятием патриотизма, патриотическое воспитание должно основываться на постепенном систематическом раскрытии патриотической идеи. (слайд 20)