Остров Ла Пальма. Новые горизонты познания. Часть 3

la
"oreja"
Люди не совершают путешествия…путешествия совершают людей. Джон Стейнбек.

Продолжение.

Начало здесь Остров Ла Пальма. Новые горизонты познания. Часть 1

и здесь Остров Ла Пальма. Новые горизонты познания. Часть 2

Утром я столкнулся с небольшим кризисом. Мы часто воспринимаем кризис с сожалением, как изменение условий, препятствующее осуществлению задуманных планов. И в изменениях, как правило, мы не замечаем потенциал для новых видов деятельности, пусть находящихся в иной сфере социальных процессов. К примеру, опыт этого дня.

На следующий день после прибытия на остров, я первым делом арендовал автомобиль. Но мне хотелось пару дней покататься и на скутере. Я решил так - сначала привыкну к местным дорогам на автомобиле, а потом пересяду на мототранспорт. В прокатной фирме мне оформили договор аренды авто на три дня, по истечении которых я полагал либо продлить его, либо поменять средство передвижения. Такой порядок я уже испытывал и он себя зарекомендовал. Однако в этот раз оказалось, что все автомобили в прокатной конторе к моменту продления были забронированы, а других пунктов проката в городе не было (видимо, правило свободной конкуренции здесь не работало).

Намеченные планы оказывались под угрозой. Также, небольшое сожаление вызывал факт полной заправки автомобиля накануне его сдачи. Бензин я не израсходовал, рассчитывая его использовать в очередной поездке, а сдавать по условиям договора нужно было с тем количеством топлива, которое было изначально. Изначально бак был практически пустым. Обычно в таких ситуациях прокатчик идёт навстречу и возмещает оставшийся бензин. Впервые, я увидел разводящиеся руки работника фирмы. "Ну и ладно!" - сказал я себе - «Не сошелся на этом автомобиле свет, пойду изучать общественный транспорт».

Через сорок пять минут я ехал в пустом автобусе именно в то место, в которое планировал прибыть на автомобиле. Я смотрел в окно на волнующийся океан, всматривался в далекие корабли, в нависшие над островом грозовые тучи. По левой стороне, на склоне крутой горы, мелькали скалистые породы, меняющие форму от тектонических плит до заросших субропическими растениями пологих склонов. Я ехал к сторону Cubo de La Galga - там начинался маршрут, проходящий через реликтовый лес к смотровой площадке Somada Alta. Ехал и наслаждался исчезающими в окне видами, прислушивался к разговору пассажиров, наблюдал за их поведением. То есть ощущал то, что минуло бы меня, если бы я самостоятельно управлял автомобилем. Так что потеряв одну ценность, я приобрел другую, в данном случае, более интересную и полезную.

Итак, в этот день я запланировал побродить по реликтовому лесу. Дождавшись своей остановки, я вышел и тут же оказался в компании домашних птиц, невесть откуда взявшихся в отдалённом от селений месте. Оглядевшись по сторонам я поймал себя на мысли, что беспокоюсь за вещи, которые нужно взять из салона авто. Но тут же себя успокоил - сегодня я без автомобиля и всё необходимое со мной - ещё один плюс в копилку общественного транспорта. Спугнув озабоченных поиском пищи куриц, я вошёл в тёмный и таинственный лес.

Высокие кроны деревьев далеко в небе соприкасались друг с другом и соединялись в природный купол, скрывающий от мира уединённую лесную часть. Пространство вокруг было наполнено влажным воздухом, содержание которого наполнялось тысячами растений в течение тысяч лет. Вместе с удивительным запахом я непосредственно улавливал метафизическое начало леса, ощущать которое человек не в силе, но интуитивно может выявить в своём мышлении.

Лес хранил тишину. Луч солнца, с трудом пробивший природную преграду и не один раз преломленный листвой, в лесном полумраке мерцал желто-красным свечением. Недвижимые листы папоротника, свисающие тонкими прутьями к земле, отправляли меня в далекое прошлое, миллионы лет назад, когда на планете в таких лесах зарождалась и развивалась новая жизнь.

Карта показывала, что мне предстоял небольшой подъем. Несмотря на малую протяженность маршрута (около семи километров), прогулка по лесу оказалась нелегкой. Во-первых, не вполне адекватно воспринималась окружающая температура. Мне было то холодно, то жарко. Соответственно, приходилось то снимать, то одевать верхнюю одежду. Немного простуженное тело усиливало эту неопределенность, но не было определяющим - на разных высотах и растительный мир, и температура воздуха были разные. Во-вторых, тропа шла уверенно вверх и угол её подъёма был откровенно крут.

Такие цветы я встретил, как только вышел из реликтового леса

Кроны деревьев высоко в небе соприкасались друг с другом и соединяясь в природный купол скрывали от мира уединённую лесную часть. Пространство вокруг было наполнено влажным воздухом, содержание которого наполнялось тысячами растений в течение тысяч лет. Вместе с удивительным запахом я непосредственно улавливал метафизическое начало леса, ощущать которое человек не в силе, но интуитивно может выявить в своём мышлении

Видимо здесь есть место для реки

На маршруте мне повстречались две семейных компании и пара туристов, путешествующих в одиночестве. Кто-то шел навстречу, кто-то одним со мной направлением. На некоторое время я примкнул к хвосту семейной компании, но на обзорной площадке наша связь оборвалась - они ушли немного раньше.

Мой лесной маршрут

Чем не открытка?

Время для этого автомобиля остановилось

В этот день я торопился. Приближалась дата Рождества по европейскому календарю и мне хотелось увидеть, как празднуют великий праздник в Европе, в той её части, которая исторически являлась одним из центром латинского христианского мира (речь идёт об Испании). Быстро осмотрев водопад, в то время года - небольшой ручей, срывающийся с десятиметровой высоты, сняв виды с обзорной площадки и уделив внимание еще некоторым участкам маршрута, я спустился к дороге и оказался прямо у автобусной остановки. Это была окраина небольшого городка, в котором жители уже начали отмечать праздник. Из открытых дверей кафе и магазинов раздавались веселые громкие разговоры и несмолкающий смех. В 15-45 по местному времени, точно по расписанию, я сел в муниципальный автобус (так было указано в листке расписания) и с нарастающим праздничным настроением поехал в сторону отеля.

Отель. Ужин. Праздничная прогулка. Местный праздник Рождества Христова оказался чем-то средним между нашим Новом годом и православным Рождеством. Вернее, с последним был общим только образ, символически выраженный в сувенирах, особенно популярных в этот день. С Новым годом связывало больше, и прежде всего веселые компании, спешащие отметить праздник дома или в гостях или уже активно отдыхающие в кафе и барах. Вообще, на Канарских островах местных жителей не много, в основном острова наполняют туристы. В зимний же сезон туристов почти нет, поэтому людей на улицах мало. Однако, малое количество заменялось высоким качеством - везде царил запах алкоголя, ближе к ночи то там, то здесь стали раздаваться разгульные крики. Народ активно пытался отвлечься от привычного мира и испытать не зависящее от его усилий состояние, которое позволяло в радости пребывать независимо от субъективных и объективных обстоятельств. Это был пример эфемерного материального благополучия человека, не примирённого со своим духом, страдающего в этом непонимании и испытывающего тоску по неизвестному.

Прогулявшись с такими размышлениями пару часов, немного перекусив в небольшом турецком кафе, я отправился спать в надежде, что следующий день будет солнечным. Планы на него у меня были серьезные - мне предстояло совершить пятнадцатикилометровый горный спуск. Отложив вечерний визит во всемирную Сеть, я лег в кровать и мгновенно заснул.

Утро на Ла Пальме напоминало утро 1 января - пустые улицы, с трудом возвращающиеся домой любители продолжительного веселья и вместе с тем чувство присутствия обновленного мира, трансцендентно возникающее в первый день нового года. Рождество в Испании объявлено выходным днём, соотвественно, многие магазины и государственные учреждения не работают. Меня это коснулось сокращенным вдвое графиком движения автобуса, следующего из Санта Круз де Ла Пальма в Los LLanos de Ariadne. На сегодня у меня был самый длинный из запланированных пеших маршрутов. Он начинался от уже известной мне обзорной точки Los Brecitos, спускался к площадке Caldera de Taburiente, находящейся уже в глубине кратера. Далее маршрут выводил на тропу, ведущую по ущелью к цветному водопаду, на котором я уже был ранее. То есть вторая часть пути мне была знакома.

Небольшая сложность заключалась в проезде к стартовой точке маршрута. Автобус ехал до города Los LLanos de Ariadne, далее мне нужно было добраться на такси к автомобильной стоянке в начале ущелья, а вот как оттуда подняться к Los Brecitos я еще не знал, но предполагал, что такси туда тоже курсирует. Смущал долгий и сложный подъем на высоту 1200 м, на которой находится Los Brecitos. Разумеется, от этой сложности складывалась и предполагаемая цена местных извозчиков.

Упуская часть моих автобусно-автомобильных перемещений, я перейду к описанию самого спуска. Всё же упомяну, что такси до начала ущелья имело праздничный тариф, но на такси-подъемник этот тариф не распространялся. Такси-подъемник представлял из себя небольшой микроавтобус, водитель которого предлагал свои услуги по 50 евро за один подъем. К моему прибытию на остановку там уже было двое желающих подняться, поэтому стартовая сумма делилась на троих. Мы немного подождали в надежде насобирать еще желающих подняться, но таковых не оказалось. Терять время было нецелесообразно - нас ожидал продолжительный маршрут, поэтому, заплатив по 16 евро (нам сделали общую скидку в целых два евро), с новыми знакомыми - дружеской парой - испанцем и полячкой, я отправился в путь.

Спуск с обзорной площадки Los Brecitos, да и вообще маршрут этого дня, остался в памяти хорошим примером туристической прогулки. В ней были и прекрасные виды природы, в своём многообразии меняющиеся по мере спуска, приятный запах хвойных деревьев (с огромными двадцати-тридцати сантиметровыми иголками) и невиданные растения, по большей мере кактусы, вызывающие желание остановиться и познакомиться с ними.

Туристическая тропа равномерным уклоном огибала высокие скалы. Их поверхность ещё не приобрела растительный покров, была обнажена и в своей наготе открывала неожиданные варианты формирования горных пород. Практически весь спуск проходил по такому рельефу - можно было наблюдать бесконечно меняющиеся формы деформации тектонических плит. Думаю, это прекрасный материал для практического изучения геологии и подобных естественных наук.

Туристская тропа

По огромному конусу кратера стекали горные ручьи, соединяющиеся внизу в реку, которая далее бесследно исчезала, растворяясь среди разноцветных каменистых пород. Вся эта красота усиливалась панорамными видами: горными массивами, хвойным лесом, ущельями, скрывающими в тени солнечных лучей свою безмерную глубину.

Центром вулкана считается точка Caldera de Taburiente. Здесь расположен туристический кемпинг, на территории которого можно остановиться на ночлег. Это место чаще других упоминается в описании природных достопримечательностей вулканической части острова. Фотографируя окружающие пики, я заметил небольшую дымку, препятствующую качественной съемке дальних объектов. Мое опасение, что погода может измениться на пасмурную, было опровергнуто наблюдениями, не подтверждающими атмосферные изменения. В дальнейшем, из разговора с туристом, подвозившем меня на личном автомобиле обратно в городок Los LLanos de Aridane, я узнал, что это был песочный смог. Интересно было его происхождение. Попадал он на Канарские острова с материка, с пустынь Сахары, находящихся на территории Марокко. Преодолевая расстояние в тысячу километров, он проносился над океаном и достигал островов архипелага, в том числе Ла Пальмы. Думается, вместе с песком ветер приносил и другие частицы неорганического и органического происхождения. Наверно, это один из способов распространения на Земле различных форм жизни.

На небе первые признаки надвигающегося песочного смога

Отдохнув у горного ручья вблизи кемпинга, я поспешил дальше, в сторону уже знакомого цветного водопада. Тропа начала резко снижаться, однако, особых физических затруднений это не вызвало. Где-то каменные ступеньки, где-то спуск с уклоном, но равномерно распределенным - всё это показывало, что дорожка была создана не одним поколением проходящих по ней людей, прежде всего местных жителей. Она оптимально огибала опасные участки, в тоже время позволяла без труда спускаться и подниматься. Спустя час я вышел на знакомую дорогу, соединяющую начало вулканического ущелья с цветным водопадом. Впереди оставался участок протяженностью семь километров; мне он был знаком, поэтому преодолел я его без труда. Еще один небольшой перерыв, уже с небольшим перекусом - бутылкой молока и двумя печеньями.

Когда я вышел к автомобильной остановке, от которой стартовал пять часов назад, день уже переживал свою вторую половину. Песочная дымка стала плотнее, небо из-за неё потеряло синий цвет и стало светло-серым. Оглядевшись по сторонам, я заметил, что турист, следовавший за мной последние три километра, уверенно шёл к одиноко стоящей машине. До ближайшего населенного пункта, с которого я мог бы уехать к отелю на другую сторону острова, было километров пять, которые преодолевать пешком уже не хотелось. Турист сел за руль, я поднял руку, он приветливо кивнул и остановился. Дальше мы ехали вместе. Он рассказал о том, что проживает в Мадриде, очень любит Ла Пальму и регулярно - три-четыре раза в год, её посещает. Любит пешую ходьбу и спокойствие острова. Он же рассказал о песочной пыли, преодолевающей огромные расстояния и порадовался тому, что я из России. Турист довез меня до городской автобусной станции LLanos de Aridаne и исчез за поворотом. Я очень хотел пить, но оказалось, что воду найти непросто - все магазины в праздничные дни в Испании закрыты, но одиноко открытый бар такую возможность мне предоставил. Через полчаса я ехал в рейсовом автобусе в город Santa Cruz de La Palma.

Таким небо стало через час

День подходил к концу. На раннее утро у меня был билет на паром до Тенерифе, с которого я должен был лететь в Москву через Мадрид. Ночью мне снилась подводная лодка, её капитан и ещё что-то.