Йемен-Сокотра. Одна планета, разные миры. Часть 6

Написано 6 апреля 2014

Начало:

Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 1. Вместо предисловия

Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 2. Столица Йемена - город Сана

Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 3.

Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 4

Йемен-Сокотра. Одна планета, разные миры. Часть 5

День седьмой.

Когда я проснулся, оторвавшееся от горизонта Солнце уже припекало прохладный берег острова. Вокруг раскинулся песчаный пляж. Всё соответствовало давним мечтам - оказаться среди белых песков, различить которые можно только оттолкнув взгляд от морского прибоя, чтобы дул прибрежный ветер, волнующий, но не сильный и кругом не было ни души. Я неспешно прогулялся вдоль берега, встретил по пути несколько крабов и окунулся в водах лазурного моря, а потом, лёжа на песке, в бескрайнем синем небе. Вскоре подоспел завтрак, и в путь.

Когда живёшь мгновением

Дорога уходила в горы

Ещё одна пещера

Когда у Дара было хорошее настроение, он танцевал. Это был именно тот момент

Дорога уходила в горы. Альтиметр перешагнул тысячную отметку и не останавливаясь продолжал наматывать десятки метров. Мы проехали через небольшое селение и внезапно оказались на высокогорном плато Dixam. Плато заканчивалось обрывом, за которым открывался величественный каньон. Высоко в горах цвет Сокотры приобретает красно-терракотовые оттенки, приближая местный ландшафт к марсианским мотивам. Вдоль ущелья, насколько мог охватить взгляд, были разбросаны уже знакомые сказочные деревья. Мы находились на территории национального парка Драконовых деревьев. Сокотрианцы называют эти деревья - Деревья драконовой крови. Теперь нам предстояла дорога вниз. Автомобили, острожно переваливаясь с камня на камень, скатывались по горной дороге к основанию ущелья. Каждый метр являл новые, удивительные образы. Наконец мы спустились к основанию ущелья, именуемого каньон Wadi Derhur. Здесь было прохладней и жизнь отличалась разнообразием растительности и животного мира. Парнокопытные, не смущаясь, окружили наш импровизированный стол, как только на нём появились продукты. В итоге один из моих спутников, рассматривая неожиданно пролетающую птицу, зазевался и тут же поделился своей порцией с настойчивым козлом.

Семья драконовых деревьев

Плато заканчивалось обрывом, за которым открывался величественный каньон

Высоко в горах цвет Сокотры приобретает красно-терракотовые оттенки, приближая местный ландшафт к марсианским мотивам

Трапезничали мы в густом пальмовом лесу. Деревья теснились всё больше вдоль ручья, который во время дождей превращался в бурную реку. Её воды вымыли в скалах каскады водопадов с небольшими озёрами, которые оказались пригодными для купания. По легенде, этот каньон является местом обитания джинов. Волшебных персонажей мы не увидели, но красотой места были очарованы. Однако, на предложение остаться здесь на ночлег, ответили отказом - хотелось морского простора и далёких горизонтов. Нас послушали и повезли к морю.

Михаил зазевался и тут же поделился своей порцией с настойчивым козлом

Конечно же мы здесь искупались

Деревья теснились всё больше вдоль ручья, который во время дождей превращался в бурную реку

Когда каждый думает о своём

Наконец мы спустились к основанию ущелья…

Это изменение повлияло и на другие этапы маршрута. Спустившись к берегу, мы столкнулись перед выбором: то окрестности ночлега нам не очень нравились, то он был уже занят. В итоге, мы решили ехать к самой западной точке острова - селению Qalansiya. Это место, по словам островитян, является красивейшим на земле – здесь простирается лагуна Detwah. По плану мы должны были быть в лагуне, но днём позже, поэтому вместо одной ночевки, мы прожили здесь двое суток, о чем позже нисколько не пожалели. Место оказалось действительно красивым, да и удобным для проживания.

И тут перед нами открылась лагуна Detwah

История в деталях. То, что напоминает здесь о нашей стране

Каменное море

День восьмой.

Человек неразрывно связан с природой и её естественные условия никогда не будут для него враждебны. Даже при смене условий он быстро адаптируется, начинает жить в реальности, которая обретает существенность в его сознании. И ней всегда есть место для счастья - для гармонии духа, воспринимающего окружающий мир, как идеальный.

Материя изменчива и преходяща - не в ней стоит искать спокойствие души. Ещё пару сотен лет назад крестьянин смотрел на гончую своего барина, стоившую маленькой деревни с живущими там крестьянами, как на верх материального благополучия, а городской чиновник средней руки с вожделением наблюдал за поедавшим заморские устрицы местным купцом и видел в этом счастливую жизнь. Современного человека эти события оставляют равнодушным. Как и не будут волновать в будущем наши материальные изыскания.

Вместе с тем, разум не удовлетворяется покоем, ему нужны новые завоевания. В этой всепоглощающей любви он захватывает окружающий мир. В духовной сфере - этот процесс приводит к новым областям познания, в материальной - от индивидуального потребления материи, в котором человек не останавливается ни перед чем, убивая всё живое для обеспечения своего существования, до преобразования природы, так, как мы хотим её видеть, вернее так, как для нас полезно. Человек начинает отдавать жизнь ради увеличения материального благополучия, а получив многое, приобретает страх его потерять. Всё обращается в ноль. Обычная несвобода.

Такие мысли посещали меня во время умиротворённого возлежания на песке в бамбуковом шалаше. Кстати, путешествие можно рассматривать, как возможность вырваться из сети наброшенных на себя обязательств. Но к такому путешествию применимы особые критерии - помимо смены обстановки, нужно поменять и саму картину мира, то есть то, что определяет наше восприятие.

Текущая реальность

Схватывая объективное

Званный обед

Шел восьмой день экспедиции. Я стал привыкать к островной жизни. Теперь она напоминала нашу сельскую, только с разницей в укладе и в её непредсказуемости. Без труда мы просыпались с рассветом, ложились с закатом. Сон под открытым небом, украшенным созвездиями, стал привычным и ожидаемым. Даже неожиданные вскрики птиц, настораживающие вначале, теперь приносили удовлетворение. Сергей стал дружен не только с местными жителями, но и с дикими животными. Они приходили к нему поговорить, просто постоять рядом или получить кусочек хлеба. После того, как хлеб стал пропадать вместе с Сергеем, мы попросили его не быть столь расточительным и ограничиться словесным общением. На что он сказал, что «нашёл себя в служении природе и хотел бы посвятить жизнь развитию мира в любви, но нам этого не понять». Однако, хлеб таскать перестал и в отношениях с новыми друзьями, которых с каждым днём прибывало, стал ограничиваться нравоучениями. Со временем дикие животные стали подавать признаки организованного сообщества и даже выстроились в административную иерархию, но сознательно мыслить всё-таки не могли. Вопросы они решали с трудом - либо выгоняя из коллектива (стада), того, кто задавал эти вопросы, либо уклонялись от них, кивая на виновность того, кого уже выгнали. Сергей, видя возможность преодоления их отсталого состояния стал организовать дебаты, подталкивать их к критическому мышлению к самосознанию. Постепенно всё обустраивалось. Где-то вокруг нащупывалась свобода.

Сергей стал дружен не только с местными жителями, но и с дикими животными

Это лучший пляж для купания, который я когда-либо видел. Здесь он популярен - три человека на десятки километров


Единение с природой

Температура воздуха - 29, воды - 29

Оставалось два дня до возвращения. Мы коротали время в лагуне Detwah, под навесом из хвороста: я читал книги, наблюдал за природой, Сергей выстраивал отношения с дикими животными. Оставалось время и для курьёзов.

На Сокотре для укрепления волос и следуя ярким цветам природы принято красить волосы хной драконового дерева. Полезные свойства этого дерева с давних времен известны далеко за пределами острова. Большинство местных жителей круглый год ходит окрашенными в красно-бардовый цвет. На мой вопрос о времени действия силы этой природной краски, мой новый знакомый показал мне два пальца. Я расценил этот жест, как пара дней или два мытья головы. У нас как раз оставалось два дня. Менять место проживания мы не собирались - душа требовала осёдлости, времени же на разговоры и сон было более чем достаточно. Желая разбавить его чем-нибудь оригинальным, а заодно стать ближе нашим друзьям в социокультурном отношении, я решил испробовать на себе силу этого чудо-дерева. Я еще раз уточнил время действия краски и получил тот же ответ. Даже разумея, что возможно, мы не поняли друг друга, я посчитал, что больше двух недель краска держаться не будет и ко времени моего возвращения из отпуска следов испытаний не останется.

Я спросил нашего гида Дара может ли он поделиться краской, на что он, не задумываясь, удовлетворительно ответил и уточнил нужна ли его помощь? «Да», - сказал я и Дар с помощью старой расчески, морской воды и пакета порошка драконового дерева превратил мои волосы в глиняный горшок - такой крепости и монолитности стала поверхность моей головы через полчаса после высыхания влажной массы. Я спросил, пора ли смывать эту затвердевшую смесь? Дар невозмутимо кивнул. Окунувшись в морскую воду я принялся тщательно промывать волосы. Из воды я вышел обновлённый - волосы стали мягкими, гладкими и блестели ярко-оранжевым цветом. В общем, смыть краску с первого раза мне не удалось. Но я не отчаивался - до рабочих будней оставалась неделя… которая мне не помогла. Волосы приобрели неведомую силу драконового дерева, расстаться с которой получилось только после стрижки почти «под ноль» и необходимой двойной перекраски полученного в чёрный цвет. В общем, случай оказался курьёзным и забавным; стоил он мне светских переживаний, но всё ограничилось (даже после перекраски) мгновениями иронических и любопытных взглядов.

Дар поёт, Абдрав рад этому

Завершая свое путешествие экскурсией по морю, вдоль необыкновенного, дикого и скалистого берега, я благодарил Бога за стечение обстоятельств, позволивших побывать в столь удивительном месте. Многое оказалось совершенно другим, чем я представлял, многого я и представить себе не мог.

Неожиданно нас окружила стая дельфинов. Своим вторжением она спугнула мелкую рыбешку, облюбовавшую лодку и не отстающую от неё. Намеренно привлекая наше внимание, друзья человека показывали себя во всей красе - то выпрыгивали высоко над поверхностью воды, то стрелой проплывали под лодкой. «Не унывайте, радуйтесь жизни!» - словно это они хотели сказать нам, людям, считающим себя высшими существами в мире. В голове закружились последние две недели: перелет, Сана, остров Сокотра, новые знакомства, удивительные растения и птицы, взгляды и ощущения. Полет мыслей сопровождал образ старика, встретившегося мне в конце путешествия. До боли знакомой манерой поведения и взглядом, который я мог бы узнать из тысяч, он напоминал мне очень близкого и родного человека, который словно давал знать о себе. В очередной раз я сопоставлял в памяти взгляд моей бабушки и этого старика - он был один и тот же - те же глаза, улыбаясь, всматривались в меня. «Вот ведь, бывают же совпадения!» - подумал я и стал собираться в аэропорт. Еще не раз, я возвращался к загадочному старику, ища ответ на вопрос - «зачем это событие должно было произойти и кто определил эту точку?»

Естественные проявления дружбы

Наш выход в море

Неожиданно нас окружила стая дельфинов

Наши друзья. Они нам были искренне рады

Больше, чем взгляд

Уже почти невеста

Ловля на пустой крючок - за полчаса мешок рыбы

Зашли купить воды

Для детей увидеть туристов - значимое событие

Наверно братья

Весточка

Сергей частенько ощущал себя Бэтманом

Вынужденная остановка - на винт намоталась леска

Ночью Сергей охранял нас от диких козлов, днём, как правило, спал

Рыбалка на Сокотре всегда заканчивается результатом

Камень, упавший с неба

Какие-то птицы


Сергей стал всё больше отличаться от нас

Приобщение к русской классической литературе. Федор Михайлович Достоевский теперь и на Сокотре

Сокотрианские закаты

Как видели наше жилище рыбы


Фото на память. В следующий момент ракушка упала Сергею на голову

Девчата


Рынок в Хадибо

Перед вылетом в Сану


Через день мы были снова в Сане. Дневная экскурсия, посещение Старого города и шумного базара, приобретение национальных ножей, бронзовых изделий и других сувениров. Потом знакомство с необычным человеком (о котором я напишу когда-нибудь отдельно) и ночной вылет в Стамбул. В Стамбуле мы посетили Вселенский Собор и оказались там во время службы Патриарха Константинопольского. Следующей ночью мы были дома.

Снова столица Йемена - Сана

Старый город Саны (под охраной Юнеско)

Этим фото закончилось пребывание в Йемене

Вселенский Патриархат

Благодарю за компанию близкого по духу Сергея, новых друзей - любителей путешествий из Москвы Михаила и Наталью, а также незаменимых гидов - Абдрава и Дара, оказавшихся честными, порядочными и открытыми людьми и их директора - предприимчивого бизнесмена Абдулу. Также спасибо гиду в Сане - Мохаммеду и всем, встретившимся за две недели, людям.

Это было долгожданное и необыкновенное путешествие. Пока самое для меня незабываемое. Через несколько месяцев в Йемене началась война и не попав на остров тогда, в ближайшие годы у меня бы этого не получилось. Авиасообщение в Йемен и на Сокотру было нарушено, точнее, его вообще не стало. Но всё образуется и Бог даст получится ещё раз искупаться в далёком синем море.

Фотографии Саны и Сокотры в высоком разрешении для печати можно скачать ЗДЕСЬ

Ещё очерки в разделе ПУТЕШЕСТВИЯ