Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 4

Начало:

Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 1. Вместо предисловия

Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 2. Столица Йемена - город Сана

Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 3.

День четвертый.

Первые лучи ярко-красного солнца осветили остров, скользнули через щели пальмового шалаша и ненавязчиво коснулись моего лица. Было около пяти утра. С этого дня я просыпался с рассветом, отчего мой биологический ритм стал соответствовать природному. Ранний подъем не приносил неудобств - ложились мы, как и местные жители, рано - в девять часов вечера, поэтому времени для сна оставалось достаточно. Кроме того, жизненных сил добавлял и остров. 

Первое утро на Сокотре

На пляже не было ни души. Перед глазами промелькнули кадры кинолент, на которых по бескрайним песчаным просторам бегают счастливые бездельники. Передо мной был именно такой берег, было и время и не было дел, поэтому, не долго думая, я побежал. Через несколько минут пробежку закончил в Аравийском море. В последующие дни я уже не хотел быть похожим на героев этих кинолент, соответственно, бегать по утрам перестал, но обязал себя отмечать пробуждение в море. Купаться было комфортно - температура воды всегда была 28-29 градусов, воздуха, на рассвете, такая же.

В восемь утра был завтрак. Нам подали несколько лепешек, яичницу, джем, мед и чай. Всё накрыли на земле и к импровизированному столу пригласили ещё двух туристов - немцев, которых подвезли ночью. Услышав от меня несколько слов на родном языке, немцы с удовольствием вступили в беседу. После того, как каждый рассказал немного о себе, мы затронули и темы международные. Чувствовалось, что немцам это уже было не по душе, но своё мнение они высказали. Оно не сильно отличалось от официального и нам оно оказалось известным, поэтому разговор сошёл на нет, а общение перетекло в дружеское принятие пищи. Шум морского прибоя, согревающие лучи утреннего солнца и свобода во времени делали этот процесс не столько необходимым, сколько приятным.

Кроме нас и двух туристов из Германии, а также сопровождающих гидов, в кемпинге были крабы и несколько йеменских мышей, которые изредка, появляясь из ниоткуда, поглядывали на нас, после замечания в свою сторону, быстро исчезали. 

Туристов на Сокотре было мало. Информация о каждом передавалась между местными мгновенно. Делалось это не из корыстных побуждений, а просто для поддержания разговора - кто из гидов кого сопровождает. По моим наблюдениям, единовременно на острове, в период нашего пребывания, находилось не больше тридцати туристов. Половина из них были йеменцы с материка, остальные представители Китая, Кореи, России, Западной Европы и США. Из России нас было четверо, однако, позже мы встретили группу соотечественников, которые прибыли сюда по другому каналу. Они находились здесь под покровительством русского гида Дениса (это его сайт socotra.ru) , который однажды побывав на Сокотре полюбил её и возвратился сюда уже в качестве проводника-организатора туров. Столь малая численность туристического сообщества вносила дополнительную экстравагантность в путешествие и давала возможность глубже почувствовать местную культуру.

Маленький житель Сокотры

Бутылочные деревья

На завтраке объявили план дня - нас ждала пещера. Но до неё нужно было ещё дойти, а для этого требовалось подняться высоко в гору, преодолев по пути густой лес из бутылочных деревьев и ладана. Первый этап мы прошли за два часа. С высоты четырехсот метров мы всматривались в удивительное; по одну сторону открывалось бесконечное море, по другую - был вход в конечный мир - глазами небытия на нас смотрела огромная пещера. Вход в неё был настолько большим, что туда можно было не только входить, но и влетать на самолёте. Было видно, что внутри пещера сужается, но все равно, остаётся просторной. Поразмыслив, что тьма не даст мне ничего нового, кроме как осмысления этой пустоты, а для этого не обязательно пытаться её увидеть, я решил в пещеру не идти и остаться поснимать окрестности. Мои же спутники, ссылаясь на необычный мир этого ничто, скрывающий от глаз подземное озеро и еле различимые объекты, достали фонарики и потопали в абстрактное пространство.

Размышление Сергея очевидны - Зачем я здесь?? Но здесь симпатично...

Переменка в школе

Бутылочное дерево цветёт только ранней весной и всего несколько дней

Ладановое дерево

В отсутствии камер, приходится делать селфи

Типа, покоритель неизведанных островов

Похоже на чучело бабы

Пока мои друзья путешествовали по подземным лабиринтам (протяжённость которых, как оказалось, была около трёх километров), я с удовольствием наслаждался окружающей природой. Отсутствие телефонной связи возвращало во мне человека. Жителей Сокотры ещё не подчинила себе всеобщая коммуникация - они, волею случая, ещё находятся в состоянии индивидуальной свободы, тем самым сохраняют гармонию между собой и окружающим миром. Эта свобода неосознанна и в своей непосредственности не обременяет человека, оставляя его в состоянии безмятежного спокойствия. Человек же, называющий себя прогрессивным, почувствовавший силу всеобщей связи, в ней же увяз и тут же ослаб, задушив себя покорным ей подчинением. Познать её, без рефлексии, он не может, для этого ему нужно оказаться в ином состоянии, которое, в некоторой мере, можно найти в таких уединенных местах, как Сокотра. Можно сказать, что мы получили условия, в которых можно было решать вопросы, в привычных условиях считающиеся неразрешимыми.

Посмотреть на туристов выбежали местные девчата. Сергей захотел остаться на острове

Так начинается пещера

Я уж не помню, чтобы это значило, возможно, состояние амбивалентности

Сергей встретил друга

...их оказалось много

Перед уходом в пещеру, Сергей попросил сделать фото на память

Приветствую возвратившихся друзей

Мои друзья отсутствовали около двух часов. За это время я познакомился с горным козлом и послушал пение двух птиц. Созерцая их, я поймал себя на мысли, что козёл был, действительно, один, а вот в отношении численности птиц, возникли сомнения. Птица оказалась всё-таки одна - её собеседником было её же эхо, которое удивительно живо разливалось среди горных вершин. Птица, разумеется, осмыслить этого не могла и не желая оставить последнее слово за собеседником, изнурительно продолжала свой монолог.

В таком единодушии с природой я лежал и считал проезжающие внизу автомобили. За полтора часа я насчитал таковых два, от этой нагрузки устал и, прервав на мгновение связь с внешним миром, заснул. Всё вокруг меня было в состоянии равновесия: легкий ветер, проплывающие облака, размеренная жизнь животных и растений, и мои товарищи, ищущие выход в кромешной пещерной тьме.

Местные хищники

В размышлениях

…Через несколько часов асфальтовая дорога, по которой двигался наш внедорожник, закончилась и машина покатилась по мягкому песку. Проехав с километр, мы остановились у подножия высокой скалы. Между морем и скалой находилась большая песчаная дюна. Своим происхождением она была обязана сильнейшим сокотрианским ветрам. Благодаря таким воздушным потокам исполняется закон превращения количества в качество - за несколько часов из песчинки получается гора.

К нашему спокойствию, предстоящая ночь такими ветрами нас не испытала, более того, порадовала звездным небом и большой тучей, по словам местных жителей, никогда не расстающейся с горной скалой.

Между морем и скалой находилась большая песчаная дюна. Своим происхождением она была обязана сильнейшим сокотрианским ветрам

Образы Сокотры

В нескольких шагах от моря, в месте, где дорога переходила в бездорожье, нам установили палатки - каждому по одной. Через несколько минут быстровозводимое жильё, части которого мы возили на крыше внедорожников, превратилось в кемпинг с развитой инфраструктурой - пластиковыми столами и стульями. Путеводители оставили нас наслаждаться закатом, а сами принялись готовить ужин. Волнения по поводу установки палаток прямо на дороге были излишними - за ночь ни одна машина мимо нас не проехала. Зато морских гостей было множество, а с ними делить и без того маленький ковчег, не хотелось. По этой причине местные жители, спящие на песке вблизи моря, всегда укрывают одеялом и голову, выстраивая, таким образом, индивидуальные минипалатки.

Наступала ночь

Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана…

С первой звездой. Через несколько минут быстровозводимое жильё, части которого мы возили на крыше внедорожников, превратилось в кемпинг с развитой инфраструктурой - пластиковыми столами и стульями

При свете фонарика пляж оживал - сотни испуганных крабов разбегались кто куда. Одного из них, видимо, слепого или испуганного, поймал Сергей. Ужин ещё не был готов, а есть хотелось. Не долго думая, руководствуясь чьей-то байкой, о том, что крабов на Сокотре едят живыми, он его съел, чем очень удивил наших гидов. С того момента они стали относится к нему с особым уважением. Сергей же впервые почувствовал себя настоящим вожатым и впредь попросил называть себя вождём. Для гидов это слово ничего не значило, а выговаривалось проще, поэтому следующие дни, то здесь, то там, звучало «вождь Сергей».

При свете фонарика пляж оживал - сотни испуганных крабов разбегались кто куда

Крабы, в ужасе от такого нетолерантного отношения, исчезли, а мы, поужинав в компании гидов и наконец-то ближе с ними познакомившись, уставшие от насыщенного дня и с непривычки обгоревшие на солнце, разбрелись по своим палаткам.

Наступила ночь.

Продолжение ЗДЕСЬ

Фото Сокотры в высоком разрешении для печати можно скачать ЗДЕСЬ

Другие заметки в ленте ПУТУШЕСТВИЙ