Йемен-Сокотра. Одна планета, разные миры. Часть 5
Начало:
Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 1. Вместо предисловия
Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 2. Столица Йемена - город Сана
Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 3
Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 4
День пятый.
Эту ночь я провёл в палатке. Не по душе мне замкнутые пространства; опыт нахождения в них ограничивался пионерским лагерем Селигер, на несколько суток приютившим меня некоторое время назад и не оставившим о палаточном отдыхе особо приятных впечатлений, в отличие от интересной программы самого форума. Не испытывал я комфорта и сейчас. Хотелось лечь на песок и спать под открытым небом. Но ночная активность пресмыкающихся: крабов и других обитателей острова, смущала. Долго не получалось заснуть.
Архитектурное творчество ночных крабиков
Метрах в ста от нас, у основания песчаной дюны, разбила палаточный лагерь команда, обслуживающая двух американских туристов. То, что они американцы мы узнали днём позже, а пока терялись в догадках - кто эти люди - с европейским типом лица, белой, не загорелой кожей и длинными чёрными бородами. Вели себя они уединенно, к другим туристам были равнодушны, местные красоты воспринимали уж очень спокойно.
Вечером, когда перед сном мы растворялись в дневных воспоминаниях, наши гиды, объединившись с "американскими", смотрели на стареньком ноутбуке фильм «Титаник». Кинолента была на английском языке, но с арабскими субтитрами. В начале картины зрители были внимательны к сюжетной линии, однако к финалу, расслабились и уже засыпая, я услышал их негромкий смех. Отвлекаясь от пелены сна, я стал наблюдать за ними. Интересна была реакция на происходящее в сюжете: в тех моментах, в которых европейцы улыбались, сокотрианцы напрягались, их лица выражали беспокойство, а в тех, где было место печали, они непредвзято и отвлечённо смеялись. Было видно, что смысл фильма не вызывал у них тех эмоций и впечатлений, которые пытались передать в нём его создатели, а некоторые ситуации и вовсе интерпретировались иначе. Архетипы сознания наших гидов давали нам на обозрение картину мира, отличающуюся от нашей - со своими особенностями, обусловленными уникальной историей развития духа.
Проснулся я поздно - на часах было около семи утра. К этому времени Солнце давно как взошло. К раннему рождению дня я не ещё не привык - привычный нам рассвет начинался позже.
Вблизи наших палаток сидел неизвестно откуда взявшийся бедуин. В его застывшей позе читалось отстранённость от мира, которая сначала воспринималась как уверенное спокойствие. Через время, за которое мы успели позавтракать, бедуин подал признаки жизни и обращаясь к нам, предложил купить у него ладан. Торговаться он не умел или не хотел этого делать, поэтому товар был приобретен нами по первоначальной цене (впоследствие ладан оказался канифолью). Снова погрузив вещи в машину, мы покинули место ночлега.
Вблизи наших палаток сидел неизвестно откуда взявшийся бедуин
Иногда водители оставляли что-нибудь полезное
Морской крабик
Днём ранее. Дар готовит нам обед
Деловой завтрак. На заднем плане наши апартаменты
Сегодня по плану было знакомство с ещё одним символом Сокотры - драконовыми деревьями (Dracaena draco). Произрастающие на этом острове и больше нигде в мире, они находятся в труднодоступных местах, высоко в горах. Добраться к плантациям чудо-растений непросто - дорога еле приметная и крутая, подъём возможен только на приспособленных внедорожниках.
Желающим посетить Сокотру самостоятельно придётся непросто - карт на острове нет, да и дороги всё больше похожи на направления - заасфальтировано всего две-три. Нет указателей и дорожных знаков, да и спрашивать не у кого - селений на острове мало. На машинах тоже нет номерных знаков, есть только символы и знаки, которые выражают индивидуальность их владельцев; всё как на пиратских кораблях. Например, на нашем, серебристом автомобиле, белой краской были нарисованы драконовое дерево и две косые сабли. Завершалась композиция словами на арабском, смысл которых мы так и не узнали.
Ночью упал камень
Свободный стиль
Вместо детского сада
Через полтора часа наша команда была на высоте около семисот метров, в горном ущелье, служившем руслом для высохшей реки. Как только автомобиль приблизился к застывшим во времени каменным строениям, из них выбежали дети. Каждый хотел первым продать свой скудный товар. Загорелые ручонки протянули нам пензу и хну. Последняя была в виде порошка (получалась перемалыванием смолы и иголок драконовых деревьев); этой хной здесь красят многое, от лица и волос, до продуктов питания. Как оказалось, хну драконовых деревьев знают во многих странах мира и используют в качестве укрепляющего и косметического средства. Учитывая, что местным женщинам она была почти не нужна - они всё больше ходят покрытыми, на острове её используют мужчины, красящие волосы и бороды в разные цвета, но не для украшения, а в целях соответствия ярким природным цветам острова. Желая хоть немного приблизиться к их внутреннему миру, я тоже поддался на эту авантюру, но об этом позже. Кроме того нам предложили купить ладан - как оказалось, самый популярный товар Сокотры, из-за которого, в своё время, остров испытывал много тягот - из-за благовоний его много раз завоёвывали и грабили.
Как много в этом взгляде
В дороге Дар почти всегда пел
Достаток
Подруги или сёстры. В этом горном селении всего десяток землянок
Нам сказали, что это ладан
Эстафету нашего сопровождения принял местный житель. Он повёл нас в лес драконовых и бутылочных деревьев. Поход закончился в устье горной реки, образовавшей небольшое озеро - бассейн с чистейшей пресной водой. За озером был обрыв. Традиционно здесь купаются, не стали отходить от традиций и мы. Это было одно из впечатляющих мест на острове - острые камни, в содружестве со сказочными деревьями дополняли и без того мистический облик острова. Возвратившись в горный поселок и немного отдохнув, мы продолжили путь.
Причёска
Драконовые деревья (высота около трёх этажей)
Наши ежедневные маршруты на острове, разумеется, были известны. Вернее, их можно было узнать из программы тура. Но я намеренно программу не читал (не буду упоминать и сейчас), желая сохранять неопределенность в событиях.
Пора было спускаться с гор, обратно к морскому побережью. Дорога была дальняя, поэтому обед нам устроили на середине пути. Проводники долго выбирали место посимпатичней, среди пальмовых деревьев, и остановившись у реки тут же раскинули всё необходимое.
Наше «дорожное кафе» представляло оазис из пальм, раскинувшийся вблизи маленькой деревни. Как только мы подъехали, из ниоткуда появились дети. Мальчишки с нескрываемым удивлением рассматривали нас, но на желание их сфотографировать, отвечали отказом, что было удивительно; в столице Йемена, увидев фотоаппарат, нас уговаривали поснимать. Однако, проблемка была быстро устранена - перед отъездом нам рекомендовали для таких случаев взять сувениры. Популярность значков с российской символикой оказалась очень велика. Детского народу всё прибывало. Оказавшись без сувениров, но желая продолжать фотосессию, недолго думая, мы отдали полагающиеся нам на обед фрукты. Сомнения - будут ли интересны детям у них же произрастающие фрукты, мгновенно исчезли. Чуть ли не сбивая с ног, дети нас окружили и в прямом смысле слова вырвали тарелку с фруктами. Ругаясь между собой, они быстро поделили подарок.
Молодёжная политика в действии
Сергей всегда появлялся также неожиданно, как и исчезал
Ближе к вечеру мы спустились к морю. Этот пляж отличался от типичного сокотрианского ландшафта - его красно-терракотовый цвет и два холма, нелогично завершающих композицию, было первое, что бросилось в глаза. Но главная особенность была скрыта от наших глаз. Морской заповедник Di Hamri открывался в многообразии подводного мира. Как только, с помощью маски, я увидел этот мир, он вытолкнул меня обратно - уж слишком много рыб кружилось вблизи меня. Это было неожиданно и создавало легкий дискомфорт, который исчез с первым шагом на суше. В общем, плавать с рыбами мне не захотелось.
Морской заповедник Di Hamri
Чем дальше я узнавал остров, тем больше он становился для меня загадкой. Дикий рельеф, неизведанные растения и незнакомые обитатели. Буйство теплых красок и холодная морская, и небесная синева...
День шестой. Дорога.
Этот день запомнился дорогой. Быть может я несколько преувеличил в ощущениях, но именно таким он остался в памяти.
Проснувшись, с рассветом солнца - около половины шестого утра и искупавшись в море, мы приступили к завтраку. После таких значимых мероприятий, взяв пример с местных жителей, мы отдыхали. Затем, собрали палатки, столы, стулья, прочие походные принадлежности и снова взяли курс в горы.
Наш незатейливый багаж
Будущее Сокотры
Этим днём мы пересекли остров с севера на юг. Из двух вариантов передвижения - по прибрежной, либо горной дороге, наши водители выбрали, вероятно, не легкий путь. Вскоре, автомобили, в окружении величественных гор, очередной раз проверялись на прочность, стуча колёсами по руслу высохшей реки.
К середине дня мы добрались к небольшому озеру. Там к нашей процессии присоединился внедорожник с туристкой из Америки. Путешествовала американка одна, здесь была, как и мы, в сопровождении местных гидов. Это несколько удивляло - остров труднодоступный, малолюдный и не приспособленный для комфортного отдыха. Впоследствии, мы не раз встречали людей, в одиночестве прибывших на остров. Была и молодая китаянка, которая желая окунуться в местную культуру, испытывала на себе то, что можно ощутить - от закрытой национальной одежды, вызывая улыбки островитян, до посещения всех труднодоступных и опасных на Сокотре мест, вызывая уже уважение. Был и европеец, самостоятельно и уверенно передвигающийся по острову по уникальному, не совпадающему с традиционным, маршруту.
Во второй половине дня мы преодолели перевал и продолжили движение по равнинной части острова. Места были безлюдные, селений по пути не было. Поэтому удивительно было увидеть посередине пустынного поля торговый комплекс из тростниковых шалашей. Товаров в этих блок-комнатах было немного - десяток наименований безалкогольных напитков и главный товар, всегда имеющий спрос в Йемене, кат. В каждом шалаше было по два-три человека, все были увлечены "волшебной" травой. На нас внимания они не обратили, хотя не думаю, что здесь не было отбоя покупателей. Если за день человек десять в этом пустыре появлялись, то хорошо. Скорее, или жара на них так действовала, или трава проявляла свои свойства. Разумеется, Сергей, насторожился. Он живо заинтересовался товаром; и вместе с бутылками воды, не задумываясь, приобрел пакет ката. Перед этим он долго пытался узнать в каком ларьке продукт лучше, но его никто не понял. От этого он топнул ногой и подкрепил своё недовольство высказыванием из Достоевского, припасённые цитаты которого у него всегда были к месту. Однако сделал он это негромко, так, что негодование заметил только я, он же, удовлетворённый таким жёстким диалогом поблагодарил всех, поздравил с Днём волонтёра, и ушёл.
Дар и Сергей очень сдружились
Это лучший кат!
Торговый комплекс
Через несколько минут мы догнали Сергея - он шагал по дороге и удивился что мы были не вместе, сел в машину и мы поехали дальше. Пакет с товаром он ещё не открыл.
К пяти вечера мы достигли южной части острова, где и остановились на ночлег. Сильный ветер в этом песчаном месте днём не прекращается, но к вечеру утихает, что и подтвердилось в этот раз. Небо на некоторое время озарилось звездным мерцанием. Потом из-за горизонта выплыл желто-красный диск луны и своим свечением ослабил сияние звёзд, перерисовав картину так, что они теперь только дополняли лунную композицию.
Сеятель добрых дел
Кин-дза-дза
Беседа с нашими попутчиками, начавшаяся днем, продолжилась. Сергей в это время испытывал тонизирующую траву. Эффект от её жевания равносилен нескольким кружкам кофе, но по его словам никаких изменений он не ощущал. Оттого, что день был в переездах, мы приустали и через пару часов нас стал одолеть сон. Всех, кроме Сергея. Как оказалось, он не сомкнул глаз до утра. По его словам, пришлось сторожить нашу обитель от незваных гостей - горных козлов, которые действительно на Сокотре любопытны, но здесь мы их не видели. «Они притаились за кустами» - так сказал Сергей. Думается, что эффект, равносильный употреблению крепкого кофе, всё-же возимел своё действие.
Место нашей очередной ночёвки
В поисках нирваны
Вестники нирваны
В этих фотографиях определённо есть общее (с нижней)
Было около девяти часов вечера. Я лежал в открытой палатке и смотрел на красоту ночного неба. Несмотря на стихший ветер, шум моря не прекратился, а к ночи, с ветром, стал усиливаться. Через время это был уже не шум, а слаженное, механическое движение звуков. Затем шум волн превратился в нескончаемый звук проносящегося вблизи железнодорожного состава. Я засыпал.
Продолжение ЗДЕСЬ
Фото Сокотры в высоком разрешении для печати можно скачать ЗДЕСЬ
Другие заметки в ленте ПУТЕШЕСТВИЙ
0 комментариев