Диалектика А.Ф. Лосева и Г.В.Ф. Гегеля. С.А. Нижников

Написано 6 февраля 2022

Читать статью в формате PDF Диалектика А.Ф. Лосева и Г.В.Ф. Гегеля. С.А. Нижников

В статье проводится сравнительный анализ понимания диалектики А.Ф. Лосевым и Г.В.Ф. Гегелем. Вскрывается как общность подходов, так и принципиальные различия. Оба мыслителя рассматривают диалектику в качестве универсального философского метода познания. Вместе с тем Лосев в своей интерпретации возвращается к Платону, у которого диалектика начинается с «одного» и «иного» (диалог «Парменид»), а не «бытия» и «ничто»(«Наука логики» Гегеля). Отечественный мыслитель выходит за границы гегелевского ра- ционализма, утверждая анагогический (возвышающий), и в своем завершении, апофатиче- ский характер диалектики, восходящий к трансцендентному началу. «Абсолютная диалек- тика» у него, приобретая то или иное содержание, предстает в качестве метафизики – «абсолютной мифологии». В результате этого мысль вновь встречается с бытием, преодолевается бессодержательность, формализм и абстрактность мышления. Лосев вскрыл онтологи- ческий потенциал платонизма, освободив диалектику от нигилистической интерпретации. Обращение к исихазму позволило ему преодолеть как имперсонализм, так и детерминизм гегелевской логики: в основе диалектики оказывается не отрицательность, не ничто, а креативность личностного начала.

Ключевые слова: Гегель, Лосев, диалектика, логика, абсолют, бытие, мифология, пантеизм, платонизм, трансцендентное.