Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 2. Столица Йемена - город Сана

Написано 2 апреля 2014
004
"خد قلبي معاه"

НАЧАЛО ЗДЕСЬ Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 1. Вместо предисловия

Было около трёх часов ночи, когда мы приземлились в столице Йемена, в городе Сана. Полёт прошёл нормально, самолёт был практически пуст и кормили хорошо. Ради интереса в начале полёта мой друг спросил о наличии прохладительных и горячительных напитков, оказалось, что они входят в стоимость. Он предположил, что будет неправильным игнорировать дружеское предложение Турецких авиалиний, что на востоке так не принято, и не дожидаясь моего мнения, попросил стюардессу принести всё, что есть. Таким образом Сергей решил широкой русской душой уважить восточных друзей. Думаю, нам это удалось.

Вид из отеля

После приземления нас повезли к зданию аэропорта. Вид оно имело устаревший, но функции свои, наверно, выполняло. Пассажиропоток был небольшой - около десятка самолётов день, поэтому справится с этой задачей было не сложно.

Войдя в зал прилёта, мы сразу ощутили на себе внимательные взгляды присутствующих. Определить среди них работников аэропорта было непросто - форменная одежда была только у диспетчеров, а принадлежность остальных была неизвестной. На нас смотрели внимательно, но не подозрительно и тем более, не враждебно, как-то нейтрально, даже с намеком на дружелюбие. Иностранцев среди прилетевших - то есть нас, оказалось четверо - я с Сергеем и ещё двое путешественников, которых мы заметили только сейчас.

В зоне таможенного контроля появился человек, справившийся о нашем гражданстве. Он предпринял какие-то действия, котрые ускорили наше визовое оформление и после вывел из аэропорта.

На выходе нас остановили и сверяя с паспортом спросили имена. Первого спросили Сергея. «Одиссей» - ответил он спросонья, и смущаясь, рефлективно продолжая фразу, но всё тише, добавил - «…сын Лаэрта». Йеменец удивлённо поднял глаза. Сергей только выходил из состояния сна и поэтому тоже засомневался в услышанном. «Сергей» - подумав, но всё равно неуверенно, сказал Сергей, чем успокоил проверяющего, а с ним и самого себя. К этому моменту мой друг осмыслил реальность и уже громко произнёс свою фамилию. Йеменец спокойно отреагировал на неё и отдал Сергею паспорт. Почему Сергей назвал себя богоравным Одиссеем для нас осталось тайной. Возможно, пролетая над территорией Греции, вместе с напитками богов, ему припомнились произведения Гомера, которыми он зачитывался в детстве и в которых он, быть может, увидел себя, а может было что-то другое.

Выйдя из аэропорта, мы увидели нескольких йеменцев, находящихся здесь, на первый взгляд, без особого дела. Одеты они были в непривычные нам брюки, вернее юбки, называемые здесь «фута». Такая одежда наиболее приемлемая для местных температур (при 45-50 градусов в джинсах не походишь). У всех были светлые рубашки с длинным рукавом, на голове платок - шал. Завершал их наряд нож. Кривой, в огромном чехле, вдетый за красивый тканый пояс, в Йемене он является одним из национальных символов, атрибутом каждого мужчины. Здесь его называют джамбеа.

Сидевшие на корточках, в таком одеянии и опоясанные ножами - саблями, они напоминали банду Али-бабы из известной сказки. Были ещё ассоциации с «духами», но я прогнал эту аналогию. В общем, ночная картина настораживала. Для полноты образа восточным товарищам не хватало АК-47, но это, как оказалось, было временно.

Человек, с которым мы вышли из аэропорта передал нас другому человеку, который, в свою очередь, пригласил сесть в автобус. В сопровождении ещё одной машины, мы выехали с территории аэропорта. На выезде все автомобили проверяли вооруженные люди, некоторые из них были в военной форме, остальные - кто в чём горазд, но нас не досматривали - об этом, вероятно, договаривались в сопровождающей машине. Таких блокпостов мы насчитали три.

Около получаса мы ехали в абсолютной темноте, пока не оказались перед дверьми отеля. В такой непредсказуемой атмосфере наша гостиница представляла неплохое место для ночевки. Немного раздражал коридорный запах, пропитанный сигаретным дымом и временем, но комната была чистая, белье свежее. Остаток ночи пролетел незаметно, в долгожданном спокойном сне.

Сана с высоты старой деревни (2500 м)

Утро приоткрыло лицо Йемена. Далеко не каждая страна вызывает такое удивление. С высоты четырех этажей я всматривался на раскинувшиеся вдаль старинные постройки. Их необычная архитектура задерживала взгляд, припоминались картинки из сказок, сознание при этом сравнивало наблюдаемое с образами из детства. Во дворах кричали заутреннюю петухи, изредка доносились сигналы автомобильных клаксонов и звуки проезжающих машин. Внизу застучал дизель старого внедорожника, в комнату стал пробираться запах выгоревших газов. К девяти утра мы спустились на первый этаж - в столовую отеля. Нас накормили скромным, но вполне сытым завтраком. Вскоре появился и наш гид - Махоммад. Не задерживаясь более, мы выехали на прогулку.

Жилищный комплекс вблизи Саны

Махоммад оказался добрым и заботливым путеводителем. Он рассказывал, что основная его работа - на военном аэродроме, где он трудится инженером. В свободное же время подрабатывает русскоязычным гидом.

Сейчас он в звании подполковника, воинскую специальность получил в юности, обучаясь в Советском Союзе. С тем временем Махоммад связан добрыми воспоминаниями и имеет в них большую благодарность СССР. Знания помогли ему овладеть профессией, вернуться в родную страну дипломированным специалистом и быстро получить хорошую работу.

По его словам, в Йемене много людей благодарны нашей стране, в основном за полученные в советское время знания. Тогда взращивалось и доверительно-братское отношение к русским. К сожалению, подобной практики сейчас мало, но народная память ещё живёт благодарностью старшему брату, который мог и защитить, и помочь.

Помощь в образовании другим странам, вообще, очень важный социальный и политический инструмент. Он развивает нашу культуру, распространяет её далеко за пределы суверенной территории, вернее, саму суверенную территорию расширяет, одновременно, закладывает фундамент дружеских отношений между народами. Человек взрослеет, а его воспоминания о молодости остаются светлыми и волнующими, от этого и возникает уважение к стране.

В детстве любые качели - Дисней Лэнд

По ходу нашей экскурсии вырисовывались первые впечатления о жителях. Было видно, что они люди искренние и добрые. Йеменцы с удовольствием фотографируются, вокруг всегда оказываются дети; не разбалованные, веселые и доверчивые они сопровождают, но и не навязываются. 

Брат и сестра

Особенность национальной одежды, вышеупоминаемая - именной нож. У каждого йеменца с детства есть личный нож, по-мимо символической безопасности, он рассказывает о социальном статусе владельца, о его имущественном состоянии и даже родословной связи. В большей мере он выполняет представительную функцию, являясь своего рода визитной карточкой владельца, нежели средством защиты. По городским улицам люди ходят с куда более серьезным оружием - автоматами и ружьями, как они говорят, чтобы пострелять по мишеням. Дорожные знаки предупреждают о запрещении въезда в город с автоматическим оружием, но, вероятно, норма закона ещё не приобрела действенной силы. На тех, кто ходит с оружием внимания не обращают, для йеменцев - это в порядке вещей.

Просто какие-то люди

Сергей уговаривает Мохаммада продать ему свой нож. Деньги обещает перевести, как только возвратится в Россию

Мальчик понимает, что Сергей деньги не пришлёт

Сделка сорвалась, за догадки Сергей потрепал мальчугана за ухо

Дети в Йемене очень ласковые. Видимо, война, чтобы себя уничтожить, рождает любовь

Невеста

Йеменский юноша. За спиной прячет ружьё

Поездка по городу открыла много интересного. Началось всё с танца с ножами. Показавшийся вначале актом агрессии, танец оказался свадебным ритуалом, исполняемым хоть и с серьёзным выражением лица, но лишь олицетворяющим древний обычай. Наше желание снять видео, однако, у артистов одобрения не вызвало, но привело к более резким танцевальным движениям. Почувствовав направленность движения в нашу сторону, мы свернули свои камеры и поспешили дальше. 

Примечательная особенность Саны - обилие мусора на улицах. Кругом валяются пакеты, какие-то бумаги; это достояние собирается людьми и ветром в большие кучи и иногда вывозится, но только из центра. Периферийные улицы убираются редко, от этого мусор складывается уже слоями. Привычка не сорить здесь ещё не укоренилась, и наверное, считается пока не нужной. Скорее всего йеменцы просто не замечают этой «красоты», чистота улиц не является значимым фактором для их сознания. Схожее отношение у йеменцев и к трапезе, во время которой не принято использовать столовые приборы и отдельную посуду: всё употребляется из общего «котла», а лишнее от еды бросается прям на стол. Туристу это в диковинку, но нравится далеко не всем.

Городская среда

На мгновение все исчезли

Блок-пост

Средняя зарплата жителей Саны невысокая - двести - триста долларов в месяц. Учителя, врачи и военные получают больше - до тысячи. Политической стабильности в республике нет, поэтому люди, обладающие этими профессиями имеют, кроме дохода, высокий авторитет среди населения.

В Йемене с давних времен неспокойно. Республикой страна стала в 1962 году, после военного переворота. Потом была гражданская война, в 1990 году, ранее существующие Северный и Южный Йемен, объединились. Затем была еще одна гражданская война и Шиитский мятеж, закончившийся в 2010 году. Однако волнения продолжаются по сей день.

В прошлом жители Йемена исповедовали христианство, потом приняли ислам. Сегодня он - основополагающая религия. Дружеские отношения с Россией завязались в позапрошлом веке. Тогда Российская Империя начала изучать историю и природу Йемена, однако Крымская война помешала планам. Тесное сотрудничество Йемена с нашей страной возобновилось в 1928 году, с момента подписания договора дружбы и торговли с СССР.

Над йеменской столицей

Экскурсия экскурсией, а обед по расписанию. Мы вернулись в гостиницу, где нам был приготовлен скромный стол из местных блюд. 

Наш обед

После - снова в город. На ближайшие дни нам нужны были национальные деньги, поэтому мы сперва посетили обменный пункт. За решеткой блок-комнаты нас встретил доброжелательный молодой йеменец. Он отложил автомат, повязал на его дуло разноцветную тряпочку и улыбаясь поздоровался с нами. В Йемене обменные пункты может открывать любой желающий, но ему нужно зарегистрироваться предпринимателем и заключить договор с государственным банком. Торг при обмене очень даже уместен.

Меняла

Станция техобслуживания

Обменные пункты с удовольствием принимают и рубли. Вообще, отношение к России у жителей Йемена хорошее. Йеменцы неплохо разбираются в мировых политических процессах, любят их обсуждать. Знают имя и фамилию нашего Президента, очень его уважают и гордятся дружбой с Россией. В течение дня нас несколько раз спрашивали - откуда мы; узнавая, с нескрываемой радостью выражали уважение нашей стране, чего явно не скажешь о других странах, так же упоминающихся в комментариях.

Одним из украшений столицы является мечеть, построенная в 2008 году по протекции предыдущего Президента Йемена. Мечеть Аль-Салех - это религиозный комплекс; он огромный, красивый и активно посещаемый. Одновременно в мечете могут находится почти сорок пять тысяч человек. Окружающая территория благоустроена и предназначена для семейного отдыха. На выходных здесь многолюдно - приезжают семьи с других городов, деревень. Дети играют, взрослые общаются, имам читает. Такой ненавязчивый подход привлекает жителей, одновременно настраивает их сообразно религиозным воззваниям. 

Рефлексия

Поколение новых культур

Семейный выезд

У входа в мечеть

Мечеть Аль-Салех. Одновременно в ней могут находится сорок пять тысяч человек

На выходных здесь многолюдно - приезжают семьи с других городов, деревень

Кто бывал в Йемене сразу обращал внимание на раздутые у большинства мужчин щёки. Первое что приходит на ум, что это флюс или огромный синяк. Ни то, ни другое. За щекой йеменцев кат - трава, которая тонизирует организм в изнуряющую жару. Йеменцы держат её во рту по несколько часов. Продают кат на каждом углу, и почти каждый её употребляет. Я придержал потянувшуюся в карман за деньгами руку Сергея, - не время и не место было испытывать этот кофейный напиток. Сергей молча согласился.

Ларьки, в которых торгуют катом

Мобильный офис

Серьёзный торговец катом

...…и начинающий - участник программы ТЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Городской рынок

Торговые агенты

Следующая остановка была у ворот «Старого города» - памятника истории, возраст которого исчисляется тысячелетием. Теперь мы оказались в настоящей арабской сказке. Сегодня город продолжает жить архаической жизнью, напоминая о прошлых временах своей удивительной архитектурой. Город находится под охраной «Юнеско», впрочем эта безопасность очень условная, так сказать, дело случая, пока нет войны. Побродив по шумному восточному базару, одновременно, приметив популярные сувениры, мы подошли к самому высокому зданию "Старого города". Сейчас это комфортабельная (по местным меркам) гостиница, терраса которой приспособлена для смотровой площадки и кафе. Это место в Сане считается одним из дорогих. Чтобы пройти нам пришлось раскошелиться на целых двести пятьдесят рублей (в пересчете), за которые нам, кроме этого, полагались свежевыжатый сок и чай.

Вход в СТАРЫЙ ГОРОД

Цены в Йемене очень низкие, причем, даже на товары, производимые транснациональными компаниями и которые продаются практически везде в мире. Стоимость их, как оказалось, не привязана ни к затратам, ни к уровню спроса, а выражает иные категории, в том числе политически ориентированные. Для таких государств как Йемен, видимо, действуют особые условия продаж. К примеру - перед входом в "Старый город" я потратил полтора доллара на пакет молока, бутылку натурального апельсинового сока, бутылку обычной воды и полуторалитровую бутылку Пепси. В других странах этот набор оказался бы гораздо дороже.

«И ночь ниспустилася с неба на землю. Рано рождённая вышла из тьмы розоперстая Эос». С днём мы простились на смотровой площадке. Легкий тёплый ветер, зажженные звезды, а следом и луна, вместе с далёкими звуками автоматных очередей, создавали неопределенно волнующие чувства. Неожиданно, одновременно со всех сторон, раздались голоса имамов - началась вечерняя служба. Можно было задуматься, но мне было некогда - я наматывал круги по периметру площадки в поисках мест, удобных для съемки.

Переговорная

Вид на старый город

К сожалению, ожидание ночных огней в окнах старого города (для фотографий ночного города) затянулось - свет в Сане выключали регулярно и ждать ночного его выключения мы не стали. Возвращались в отель мы в полной темноте. Изредка она исчезала под светом фар, пробирающихся по узким улочкам автомобилей. Город, расположенный на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря, погружался в ночь. 

Начали зажигаться огни

Рано рождённая вышла из тьмы розоперстая Эос

Продолжение ЗДЕСЬ

Фото Йемена (Сокотры) в высоком разрешении для печати можно скачать ЗДЕСЬ

Другие путевые заметки в разделе путешествия ЗДЕСЬ