О смысле слова "оставить"

Написано 27 декабря 2024

Эмиль Чоран в своем произведении «Проблема рождения», написанном в жанре афоризмов, приводит следующую мысль: «Только у Бога есть привилегия оставить нас. Люди могут только бросить нас». Афоризм выглядит несколько странновато, возможно, из-за особенностей перевода.
Если в отношении людей не поспоришь, то привилегия Богу «оставить нас» неоднозначна. В русском языке слово «оставить» имеет два противоположных смысла – (1) не взять с собой и (2) сохранить. Вероятно, неспроста обращение Иисуса к Богу в Его предсмертный час: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» несет этот двойственный смысл – оставить, чтобы (1) «Он вочеловечился и был распят истинно, а не призрачно, как говорили многие из еретиков» (Евфимий Зигабен), чтобы человечность Его прошла смерть, ощутить всем существом весь ужас мира, покинутого Богом и, одновременно, (2) сохранить, чтобы человек родился свыше, «воскрес», но уже вочеловечившись в свободе духа. Поэтому, в отношении нашей связи с Богом и следует руководствоваться этой неразделимой двойственностью. Впрочем, само слово – «привилегия», в этом афоризме не совсем корректно, так как Божественное безмерно выше человеческих представлений о праве.