МИР ПЛАТОНОВА
«Писать надо не талантом, а «человечностью» – прямым чувством жизни», – этим наставлением проникнуты и произведения Андрея Платоновича Платонова. В них житейская мудрость сочетается с научно-философской идеей, любовь открывается и в радостных состояниях души и в горе отчаяния и утраты, в них ясно выражается дух русского народа, смыслы и чаяния обычного человека – преданного верностью своей семье и родине и готового отдать жизнь и за великое дело, и за счастье ближнего.
Писал Платонов и о людях других отечеств, особенно, когда хотел показать в их характерах непреходящие ценности, их христианское начало, пусть и на мгновение эпохи сокрытое актуальными гражданскими идеалами и вынужденными политическими нормами. Рассказ «По небу полуночи» о военном летчике, ставшем офицером фашистского военно-воздушного флота, но не признавшим смертоносную идеологию фашизма – одно из таких произведений. Вылетая на задание бомбить испанские села Эрих Зуммер уничтожает самолеты, летящие вместе с ним в боевой группе, и приземляется на средиземном побережье Испании, чтобу остаться там и с чужбины бороться с нацизмом, заразившим его Родину. Он мечтал вновь найти в родных полях «еще старый, смирный мир – ночные пашни, свет в окне деревенского жилища, где крестьянская семья сидит за столом и ужинает из общей чашки, – тот старый мир, возвращение в который означало бы по сравнению с фашизмом освобождение».
Короткий рассказ примечателен не только мировоззренческим эпизодом жизни главного героя – человека, понимающего трагический финал фашистского режима, но и понимаемым им смыслом любви, его глубокими личными противоречиями, трогательными и в то же время решительными поступками.
Так, размышления о понравившейся девушке, которая обвинила его в антифашистском настроении, затрагивают в целом ответственность мужчины за любовь. Он корил себя за то, что в любви заботился только о своей радости, о своем наслаждении прекрасным существом, а не посвящал себя спасению женщины-ребенка, по наивности и неопытности принявшей враждебную силу. «Я не понял Клары и оставил её одну среди врагов. Я пришел в раздражение от одной её случайно глупости, а где она могла научиться уму и чести?..Ты и любить по настоящему не можешь, – любят ведь только тогда, когда человек прощает любимому все, даже смерть от его руки, а ты не вытерпел, ты обиделся, ты подлец, ты ничего не понял, ты все превратил в свое обиженное настроение».
Интересны мысли летчика об убитом им гитлеровском штурмане, фанатично увлеченном фашизмом, – они актуальны и сегодня – как к фигурам мирового масштаба, так и к мелким дельцам, про которых в народе говорят «по головам пойдет»: «Пусть спят спокойно и вечно все завоеватели мира – они жизнь хотели превратить в игру и в этой игре выиграть; они предполагали в своем жалком сознании, что действительность – лишь шутка, и у них недостало ни скромности, ни благородства, ни привязанности к людям, – так пусть же они спят мертвыми».
Платонов заканчивает рассказ «слезою невинного ребенка» Достоевского – найденного им мальчика, от последствий попадания в его дом фашистского снаряда и утраты матери погрузившегося в свой внутренний мир, как единственную возможность в этом безумии скрыться от опасности жестокого мира. «Большие глаза ребенка были широко открыты, как утренний рассвет, но они глядели пусто, точно в них было безоблачное равнодушное небо. Зуммер понимал, что безумие мальчика было печальнее смерти: оно обрекало его на невозвратное, безвыходное одиночество. Но что случилось в мире перед его глазами, от чего этот ребенок был вынужден забыть всю природу и всех людей, чтобы сжаться в жалость своего безумия, как в единственную самозащиту своей жизни? Этого Эрих не мог в точности узнать, хотя и понимал, что современный мир войны и фашизма редко будет дарить детям что-либо другое, кроме смерти и безумия, а взрослым - то слабоумие, которым обладал штурман Фридрих Кениг и обладает и будет, скажем, обладать Клара Шлегель».
Замечательный, наполненный волнующими метафорами, слог автора сразу находит созвучие с внутренним миром читателя. Хорошее произведение для знакомства с Платоновым.
0 комментариев