СЛУЧАЙНАЯ ВНЕШНОСТЬ ИЛИ НЕСЛУЧАЙНАЯ ДУША
Отношение человека к собственному телу менялось в истории кардинально. От обнаружения и восприятия тела как единого целого с природой в мифологическом сознании, до полного отрицания, подавления в средние века. Затем от реабилитации тела в эпоху Возрождения, придания ему особого эстетического статуса, до его обожествления в новейшей истории.
Примечательно отрицание телесности у философа Плотина. Разделяя в человеке физическое и духовное он категорически умалял в нем первое. Плотин стыдился своего телесного облика. Как и многие другие мыслители того времени он видел в теле отрицательное, греховное начало, которое мешает душе быть свободной, заставляет ее страдать. Оказавшись в теле душа живет в печали, страхе, тоске по вечной жизни. Более того, вбирая от тела массу материального, душа и сама начинает стремиться к материальному, непотребному; замыкаясь в животном наслаждении от самого себя тело тянет в болото и душу. Тело есть, таким образом, лишь довесок, через который наслаиваются страсти и жажды. Как выражался Плотин «тело есть западня и пещера». В этом философ созвучен его идейному вдохновителю Платону, который в своем диалоге «Федон» перед собственной смертью рассуждал, что мы думаем, что живем на поверхности, на самом деле живем в земной впадине, в болоте и если бы кто, по природе своей, был способен вынести соприкосновение с настоящим миром, он был бы удивлен его бесконечным совершенством в отличие от видимого земного (природного) мира.
Плотин избегал рассказывать о своем происхождении, о родителях, о всем, что связывало его с природой. Он однажды сказал живописцу, желающему написать с него портрет: «Разве мало тебе этого подобия, в которое одела нас природа? Ты полагаешь, что я к тому же должен, на потеху потомкам, оставить им еще и подобие подобия?» В этом афористическом высказывании философ поясняет, что тело есть лишь слепок духа, случайный и мимолетный, представляющий лишь куцый образ бесконечной души. А его собственное тело есть уже особенность того куцего телесного слепка, а значит еще более ничтожное – или «подобие подобия».
Сегодня такие размышления могут счесть за невроз, и вероятно, заслуженно. Вместе с тем, в современном мире, обусловленном, в том числе, цифровой реальностью, технократизмом, нельзя не заметить признаков возвышения интеллектуального над физическим, телесным. Неважно как ты выглядишь в природной реальности, важен твой интеллектуально собирательный ресурс, способность коммуницировать и добиваться целей. Интернет и электронные ресурсы позволяют облечься в виртуальной реальности в любой образ, а трансплантационные и косметологические центры все удачней справляются с задачей реальной трансформации физического облика. Внешний вид уже не оказывается неповторимым, он поддается власти человека и от этого вновь начинает восприниматься в конструкции душа-тело как второстепенное.
Подтверждением подобных, уже современных мифологических установок о «ненужности» тела, в которых душа и тело есть раздельные субстанции, являются изображения аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, все чаще остающиеся без внешности автора – с фотографиями, на которых не видно лица, либо вовсе не связанных с личностью. (Все чаще такое наблюдается у представителей молодежи). Разумеется, перечисленное может быть следствием других причин, к примеру, боязни публичности, скрытности, иных ограничений. Однако, очевидно, что желание представлять из себя не столько биологическое существо, пусть и привлекательное, сколько быть существом духовным, обладающим несравнимо большим потенциалом возможностей, нарастает. "Не хвастайся наружностью, будь прекрасен делами"– напоминал древний грек Фалес.
Вместе с тем, с древних времен известно, что все хорошо в меру. Тело и душу разделить не получится – они с зачатия есть одно взаимозависимое целое (что кстати исключает возможность создания искусственного интеллекта, подобного человеческому), а вот заниматься правильным питанием тела и вос-питанием души, крепче заключая их в созидательный союз, вполне разумно. И желать это не забывая о том , что как и «техническое тело», сухой интеллект, не облагороженный высшими способностями души, есть химера развития человеческого в человеке.
0 комментариев