«ПРОЦЕСС» КАФКИ
Имя Кафки стало нарицательным. Конечно, жизнь Франца Кафки не сводится к этому факту. Однако он характеризует необыкновенное пространство чувств несомненно творческой личности, поделившейся своеобразно осмысленным взглядом на окружающую действительность. Кафкианство, наполненное иррациональностью и абсурдом, по сложившемуся мнению (но лишь мнению) соотносится с путаницей, мрачностью, сложностью человеческого бытия. Вероятно поэтому труды Кафки не пользовались большим спросом на «свободном» (Кафка видел этот мир с точностью до наоборот) Западе, в XX веке оказавшемся в царстве иллюзии простоты и радужности индивидуального существования.
С опаской на произведения Кафки посматривали и советские читатели, к которым немецкоязычный автор попал только в 1961 году (будучи опубликованным в журнале «Иностранной литературы»). «Когда читаешь, кажется, словно вас кто-то берет за руку и ведет обратно в ваши дурные сны», – так о произведениях Кафки отозвалась Анна Ахматова, между тем, немало ими увлеченная.
В общем, при жизни Кафку не особо почитали. Даже когда после его смерти, когда вышел известный ныне «Замок», роман не был распродан. Остатки тиража в войну сожгли фашисты — для них это была еврейская литература. Другая часть произведений сожгла любовница Кафки Милена Есенская, которой, как говорят, Кафка завещал уничтожить после своей смерти находящиеся у нее тексты (надо же быть такой косно исполнительной!). Это же завещал писатель и своему другу, благоразумно его ослушавшемуся и благодаря которому мы и познакомились с миром Кафки.
Примечательно, что почти все произведения неординарного автора были (по его словам) недописанными. Один из них – «Процесс», кроме того, был частями разложен по конвертам и в случайном порядке перепутан. «Процесс» считается одним из основных произведений Кафки. Кажется, он вполне ясно (насколько можно передать ощущение сжигающей душу тревожащей неопределенности) раскрывает трагедию слабого человека перед пропастью «правосудия», символически показывая недоступность объективного оправдания.
«По-моему, вообще нет такого человека на свете, который мог бы своим влиянием добиться полного оправдания», – звучит в произведении, казалось бы, нелепая, но реальная истина дня сегодняшнего. Лишь три способа оправдания объявляются в романе для освобождения: полное оправдание, оправдание мнимое и волокита. Но в итоге все они становятся абсурдными. В сюжете «Процесса» много сюрреалистического, но в то же время встречающего в нашей жизни: «Беру, чтобы ты не думал, будто что-то упустил», – так в нем о подарках высказываются даже самые неподкупные стражи Закона.
Роман «Процесс» это история о боли и неопределенности судьбы отдельного человека – по замыслу – в один день оказавшегося арестованным по неизвестному ему делу, неизвестной ему организацией и через время сомнительного судебного процесса казнённого «как собака», по его же собственным последним словам. Это роман о человеческом уродстве – не физическом, а духовном, таящем в себе тяжесть вины и собственного греха, признаться в котором боязно, порой, даже самому себе.
Увлекательного чтения).
Ps. Роман напомнил произведение Альбера Камю «Посторонний», в котором суд, как государственный орган и общественный цензор, также выносит несправедливо смертный приговор человеку, не придавшему должного значения моральным принципам общества, к которому он принадлежит.
Ps.Ps. «Процесс» также как и другие произведения Кафки был не раз экранизирован. Но смотреть его стоит после после собственного воображения прочитанного.
0 комментариев