О НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЯХ БОЛЬШИХ НАЦИЙ

Написано 22 января 2023

Как всегда актуальные мысли Макса Шелера в переводе Александра Малинкина. Спасибо за замечательный труд! 

Отрывок этой статьи транслирует непреходящий момент в национальном самосознании различных стран. 

Читать статью Макса Шелера "О НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЯХ БОЛЬШИХ НАЦИЙ" и статью Александра Малинкина "МАКС ШЕЛЕР О РОССИИ, ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЙ МИССИИ И РУССКОЙ ИДЕЕ" в полном содержании здесь  Макс Шелер, Александр Малинкин

"Англия (в отличие от Франции) понимает свою национальную миссию совершенно иначе, если не сказать прямо противоположным образом. Её миссионерская идея скрытно поддерживается аристократической идей «избранности». С исторической точки зрения она представляет собой продукт смешения, с одной стороны, национального эгоизма Англии как мировой империи, с дру- гой – следствия переноса с отдельной личности на всю нацию кальвинистско-пуританской идеи избранности милостью Божьей. В то время как Франция всецело ощущает себя толь- ко «лидером» (Führer) человечества и его «учителем», Англия чувствует себя прирождённым «господином» человечества, причём настолько не видит себя в роли его «лидера», его «учителя» и «воспитателя», что полностью отказывается от всякой прямой культурной пропаганды,– и, вероятно, поэтому косвенно ведёт мощнейшую в мире. Впрочем, отказ от прямой пропаганды совершенно логичен: если бы мир сделался вдруг настолько же английским, насколько француз хотел бы видеть его французским, Англия перестала бы в тот же миг быть избранным народом! Важнейшим пунктом самосознания Англии является то, что человечество служит её интересам, а вовсе не что-то подобное «империализму духа». Она демонстрирует то аристо- кратически уважительное и бережное отношение к чужим идеям, нравам, государственным установлениям (в том числе народов своих колоний), которое и Франция проявляет ко всем народам; но эта позиция совмещается у неё с чувством собственного превосходства – пре- восходства богоугодного, а потому воспринимаемого как нечто само собой разумеющееся. Вот почему в Англии существует резко выраженный дуализм внешней и внутренней полити- ки – в противоположность Франции, внешняя политика которой в основном определяется внутренней и может радикально меняться с каждым новым правительством. Для Англии все нации – кроме неё самой, призванной к господству над миром,– так же равны и равноценны, как и для Франции, и сегодня странно видеть, как Англия и Франция противостоят друг другу под флагом защиты малых наций [Boutroux, 1915]. По этой же причине воинствующая агрес- сивность Англии уходит корнями не в какую-то кристально ясную национальную догматику, но почти исключительно в интересы защиты хитросплетений её торговой сети.

Понимание Россией собственной национальной миссии совершенно отличается от обе-их описанных выше форм национального самосознания. У этой миссии своя, совсем другая формула. Это не идея свободы и равенства наций, как у Франции; и тем более это не идея аристократической избранности, как у Англии. Это формула эмоционального братства в выс- шем единстве религиозно- и церковно-конституированного «мирового государства», в про- цессе построения которого сама Россия как самобытная нация и как отдельное государство должна раствориться и исчезнуть. Принеся своё наличное национальное бытие в жертву че-ловечеству, Россия совершит вместе с тем своё высшее национальное деяние. По сравнению с тем, как понимает себя Англия, это безусловно демократическая миссионерская идея; в то же время она ориентирована не на рациональную идею равенства, а на христианско-право- славную жертвенную идею славянского братства. Конечно, национальная идея России столь) же агрессивна, как идеи Франции и Англии; пожалуй, она даже самая агрессивная идея наци- ональной миссии из всех, которые вообще существуют. Её смысл можно выразить словами: «Если ты не хочешь стать моим братом, то я раскрою тебе череп!». Это правда, что русский народ – самый эмоционально-пацифистский народ среди всех народов. Но именно этот свой эмоциональный пацифизм он, как ни один другой народ, пытается насадить и распространить силой оружия. Да, Россия не хочет «лидировать» (führen), как Франция, не хочет «господ- ствовать», как Англия, – она лишь хочет служить человечеству и вообще, пусть и слишком навязчиво, но принести себя ему в жертву".

Читать статью Макса Шелера "О НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЯХ БОЛЬШИХ НАЦИЙ" и статью Александра Малинкина "МАКС ШЕЛЕР О РОССИИ, ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЙ МИССИИ И РУССКОЙ ИДЕЕ" здесь Макс Шелер, Александр Малинкин