НЕСЛУЧАЙНЫЕ СОВПАДЕНИЯ

Написано 8 апреля 2022

Роман «Чума» выдающегося французского писателя и философа Альбера Камю в 2020 году стал одной из самых читаемых в Европе. Это очевидно – пандемия волновала людей не только как жизненное событие, но и как художественный образ. Возникшему интересу к роману есть свое объяснение – когда ощущается какая-то недосказанность, противоречивость в фактах, тогда человек обращается к гению человеческого духа и в работах его представителей, интуитивно схватывающих мировые процессы, улавливает крупицы истины. Сопоставляя реально происходящее с образами искусства, сознание более глубоко понимает происходящее. Читавшие «Чуму» не могли не заметить, что реальная пандемия 2019-2021 годов отличалась от эпидемии чумы, описанной в романе Камю, и в немалой степени имела информационный характер, патологически влиявший при этом на реальные процессы. Развязкой стало резкое падение внимания к пандемии в России в первые дни специальной военной операции в Украине. Таким образом исчезла и сама медицинская проблема – закрылись госпитали, свернулись пункты вакцинации, исчезли очереди в поликлиниках и кривая заболеваемости пошла на спад. Не прошло и двух месяцев, а российскому зрителю уже странно наблюдать по телевизору продолжающийся европейский ажиотаж по поводу ношения масок на лице и прочих изоляционных мер.

Однако замысел романа «Чума» не исчерпывается художественным описанием пандемии. Камю говорил, что чума в романе – это символический образ нацизма в его многоликости («коричневая чума», как называли фашизм в Европе). И в этом смысле пророческими можно назвать слова в конце романа, что «микроб чумы никогда не умирает». Эти слова предупреждают нас, что с чумой нацизма человечество еще не раз столкнется.

Участники неонацистского полка ”Азов” на демонстрации в Киеве в марте 2020 года. Источник – https://www.hs.fi