"Имя мне – Красный". Рекомендую к прочтению.

Написано 15 марта 2022

Автор романа турецкий писатель Орхан Памук – лауреат Нобелевской и других премий по литературе, почитатель русской классической литературы и Ф.М. Достоевского в особенности (некоторые события романа перекликаются с произведениями великого русского писателя).

Это роман о разном восприятии мира Востоком и Западом. Вместе с необходимым проникновением друг в друга, эти цивилизации не допускают культурной ассимиляции, результатом которой может стать одинаковость мышления, непременно приводящая к социальной и духовной деградации.

Это роман о мусульманском рисунке, который заканчивается там, где начинается европейский портрет. Последний передает сюжет так, как видит его художник, поэтому портрет всегда обладает особенностью автора и выражает эту ценность в деталях. Первый же, по замыслу романа, передает мир таким, каким видит его Бог – истинно, и от этого смысл восточного рисунка одинаков для всех; для него не существенна пространственная перспектива и индивидуальный стиль. По этой причине старые восточные мастера не подписывали своих работ, – ведь авторство вторично, в нем выражается надменно-гордый взгляд частного над целым. Свое имя автор скрывал и из уважения к учителям, творчески его образовавшим, и из-за традиции, укоренившей такую преемственность. Это достойное убеждение давало возможность всегда чувствовать себя настоящим художником, в отличие от тех европейских мастеров, которые, не овладев в совершенстве художественными методами, трагически становились непризнанными рабами в одиночестве – оставленная ими подпись, оставаясь незамеченной, ничего не значила. «Старые мастера, желавшие изобразить мир таким, каким его видит Аллах, не ставили подписей, чтобы скрыть свою личность. Вы же будете подписывать свои работы, чтобы скрыть, что личности у вас нет», – устами героя романа звучит предупреждение от подражания европейскому тщеславному поветрию.

Это роман о непреходящих ценностях жизни, напоминающих о том, что «истинное уважение идет не от сердца, а от внимания к несложным правилам вежливости и от смирения», подразумевая под смирением не раболепство, но умение вести духовный диалог в признании уважения и в мире к другому, и что счастье не возникает без согласия, а согласие и есть счастье.

Это роман о подлинном искусстве, которое не должно восприниматься как профессия – ибо «если не хочешь разочароваться в искусстве, не воспринимай его как свое ремесло. Какими бы замечательными ни были твои мастерство и способности, деньги и власть следует искать в других местах, и не надо обижаться на искусство, если ты не получишь должного вознаграждения за свой труд». К сожалению, «мы живем в гнилое время, когда ценят не искусство, а деньги, когда хвалу воздают не старым мастерам, а подражателям европейцев», – так рассказывается в романе.

Вместе с опасением трансформации восточного художественного творчества, в романе утверждается архаичность прежней традиции и необходимость её обогащения отдельными достижениями европейского искусства. В этом процессе и разворачивается трагическая судьба героев романа. Детективный жанр здесь органично сочетается с философией искусства и цвета, любовь – с историей Востока, жизнь – с ее окончанием.

Тем, кто бывал в Стамбуле – своеобразном месте встречи Востока и Запада, будет волнительно увидеть в романе памятные образы архитектуры великого города, исторических и природных достопримечательностей, артефакты его религиозной культуры.

Действие романа происходит в XVI веке. Вместе с тем смысл сюжета сам по себе внеисторический, – словами героя романа – на него можно смотреть как «на прекрасный рисунок», сливающийся в сознании с запечатленным вечным временем.

«Имя мне – Красный» – хороший образец современной литературы, находка для любителей историко-философской прозы. Рекомендую.