ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ИДЕЯ ЕЁ РЕКОНСТРУКЦИИ В КОНЦЕПЦИИ МОРИСА ХАЛЬБВАКСА
БРОВЧУК Н.М.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ИДЕЯ ЕЁ РЕКОНСТРУКЦИИ В КОНЦЕПЦИИ МОРИСА ХАЛЬБВАКСА
Бровчук Н.М.
младший научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси (г. Минск, Республика Беларусь)
Морис Хальбвакс (1877 – 1945) – французский философ и социолог, представитель дюркгеймовской социологической школы. Известность ему принёс научный труд под названием «Социальные рамки памяти», изданный в 1925 году и благодаря которому были заложены основы такого направления, как социологические исследования памяти. С этой темой также связана другая его работа «Коллективная память», вышедшая в свет спустя несколько лет после смерти учёного. Довольно продолжительное время его работы воспринимались как приложение к социологии Дюркгейма, но за последние десятилетия стали широко востребованными и обсуждаемыми в социально-гуманитарных науках.
Суть одной из главных гипотез М. Хальбвакса состоит в том, что история и историческая память не тождественны во многих отношениях. Учёный полагает, «история обычно начинается в тот момент, когда заканчивается традиция, когда затухает или распадается социальная память. Пока воспоминание продолжает существовать, нет необходимости фиксировать его письменно, да и вообще как-то фиксировать. Поэтому потребность написать историю того или иного периода, общества и даже человека возникает только тогда, когда они уже ушли так далеко в прошлое, что у нас мало шансов найти вокруг себя много свидетелей, сохраняющих о них какое-либо воспоминание» [1]. Историческая память является одним из измерений социальной или коллективной памяти, средством символической репрезентации прошлого в общественном сознании на данный момент.
Морис Хальбвакс предлагает рассматривать коллективные воспоминания как один из факторов, необходимых в социальной практике для выживания общества. Он исходит из предположения, что существуют два типа памяти, доступных человеку: индивидуальная и коллективная. Эти два типа памяти тесно связаны друг с другом, однако при этом развиваются по собственным законам, и потому не смешиваются. Индивидуальная память концентрирует в себе личный опыт и воспоминания человека, касающиеся только его собственной жизни; этому типу памяти М. Хальбвакс дал название внутреннего личного или автобиографического. Поскольку жизнь каждого человека полна разнообразных периодов и событий, сопряжённых с глубокими эмоциональными переживаниями и постоянным изменением сознания, то обеспечиваемое таким образом многообразие индивидуальных воспоминаний становится основой для формирования памяти коллективной, в силу того, что человек способен вести себя как член той или иной социальной группы.
Под коллективной памятью в самом широком смысле понимается общая информация о прошлом, которая разделяется и поддерживается всеми членами социальной группы. Например, если группа пережила какое-нибудь значимое событие в прошлом, то коллективная память о нём может поддерживаться личными воспоминаниями членов группы и укрепляться благодаря их свидетельствам. Правда, это в большей степени характерно для тех случаев, когда событие произошло относительно недавно, и живы индивиды, сохранившие память о нём. При этом, отмечает Хальбвакс, индивидуальные воспоминания при попадании в область коллективной памяти, способны утратить свою принадлежность к сознанию конкретного человека, а также то, что коллективная память может служить опорой для индивидуальной памяти, если возникает необходимость прояснить или уточнить какое- либо воспоминание. Коллективная память значительно шире индивидуальной, но при этом является более сухой и схематичной, поскольку в данном случае воспоминания о прошлом могут закрепляться во времени при помощи материальных и формализованных средств передачи человеческого опыта.
По М. Хальбваксу, история стремится соблюсти универсальность и внедрить обязательные для всех строгие деления на исторические периоды или схемы, в то время как память – это поток мыслей и воображения, сохраняющийся лишь в сознании поддерживающей группы. Историческая память всегда имеет несколько вариантов восприятия и трактовки того или иного исторического события, что определяется единовременным существованием множества социальных групп и общностей, в которые вхожи одни и те же люди. «У каждой из этих групп своя история. В ней можно различить фигуры и события. Но поражает нас то, что в памяти, тем не менее, на передний план выступают сходства. Рассматривая своё прошлое, группа чувствует, что она осталась той же, и осознаёт свою самотождественность во временном измерении» [1]. Именно в этой цитате прослеживается тезис, который разделяется многими подходами в социально-гуманитарном познании к изучению феномена исторической памяти – о памяти как важном критерии культурной самоидентификации её носителей.
В концепции Мориса Хальбвакса историческая память обладает ещё двумя важными чертами:
1. Запечатлённые в ней события, образы и фигуры играют роль социально- исторических рамок жизни человека, независимо от непосредственного времени своего происхождения. Благодаря этим рамкам (термин был позаимствован у Дюркгейма) формируется социальный пространственно-временной мир человека, и именно эти рамки являются неотъемлемой характеристикой социального компонента исторической памяти.
2. М. Хальбвакс полагает, что далеко не каждое событие прошлого сохраняется в памяти, и выделяет различие между памятью и историей, состоящее в том, что память выступает за проявления сходства между прошлым и настоящим и отдаёт предпочтения тем историческим событиям, что несут в себе значимую для человека и общества эмоциональную окраску; история, с другой стороны, оперирует фактами и опирается на достоверные свидетельства, указывая на ненадёжность и зыбкость восстанавливаемых памятью образов прошлого.
Главным механизмом воспроизводства исторической памяти, по М. Хальбваксу, является целенаправленное реконструирование воспоминаний – их восстановление, преобразование, обновление и перестройка в зависимости от причин и факторов, определяемых социальной реальностью в различные периоды времени: «работа памяти требует конструктивной и одновременно рациональной мыслительной деятельности ... она осуществляется лишь в связно-упорядоченной природно-общественной среде, чей общий план и основные направления мы опознаём в каждый момент. Любое воспоминание, сколь угодно личное, даже воспоминания о событиях, которым мы были единственными свидетелями, даже воспоминания об оставшихся невыраженными мыслях и чувствах, – соотносится с целым комплексом понятий, которыми обладают и многие другие люди кроме нас, с различными лицами, группами, местами, датами, словами и словесными формами, а равно и с рассуждениями и идеями, то есть со всей материальной и нравственной жизнью обществ, к которым мы принадлежим или принадлежали раньше» [2, стр. 71].
При этом оно не статично, а изменчиво: не бывает так, чтобы каждое воспоминание о событиях и фигурах прошлого в любой момент времени отображало неизменную и непротиворечивую картину. Изменения происходят также и со связанных с этим воспоминанием впечатлениях и его эмоциональным восприятием. Если человек или социальная группа пытаются заново воспроизвести в своём сознании события, которые они лично переживали или же информацией о которых они владеют, пытаются заново в них разобраться, то хранимый в их памяти образ существенно трансформируется. И таким образом, историческая память практически непрерывно подвергается пересмотрам и преобразованиям, чтобы соответствовать задачам настоящего.
Реконструирование исторической памяти, исходя из приведённой выше цитаты, в самом широком смысле связано с категориями пространства и времени. Актуализация событий и образов прошлого происходит посредством внедрения и популяризации определённых социальных практик, направленных на взаимодействие индивидов с различными идеями, текстами, артефактами; на совершение определённых действий – соблюдение традиций, обычаев, обрядов и ритуалов, отмечание памятных дат, проведение праздников и иных массовых мероприятий и т.д. Данные практики посредством увековечения исторически значимой для общества информации и её передачей от одного поколения к другому обеспечивают тесную связь прошлого и настоящего, оказывают существенное влияние на формирование социально-исторического, культурного и духовно- нравственного пространства. При этом М. Хальбвакс не обходит вниманием средства воскрешения и актуализации прошлого и на более индивидуальном уровне, однако мы на этом аспекте в данный момент останавливаться не будем, поскольку он требует более детального рассмотрения.
В целом, концепция Мориса Хальбвакса подняла вопросы соотношения и взаимосвязи памяти с историей, индивидуальной и коллективной исторической памяти, проблемы социального функционирования памяти. Она подвергалась обширной критике, становилась предметом множества научных дискуссий и споров, и, ввиду того, что в своих исследованиях М. Хальбвакс исходил не только из социологических, но также историографических, философских и психологических позиций, можно сделать вывод о том, что данная концепция не теряет своей актуальности и может быть задействована в качестве концептуальной основы для проведения междисциплинарных исследований, посвящённых проблематике исторической памяти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.Хальбвакс, М. Коллективная и историческая память / М. Хальбвакс // Неприкосновенный запас. – 2005. – No2−3 (40−41). – С. 8–27.
2. Хальбвакс, М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс. – М. : Новое издательство, 2007. – 348 с.
0 комментариев