ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Написано 8 марта 2021

Сегодня в научных кругах и СМИ активно муссируется гипотеза, что наша планета испытывает глобальное потепление и что это крайне опасное явление зависит от человеческой деятельности, прежде всего, индустриальной. По данным, содержащимся в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата, за последние 100-150 лет (с начала эпохи индустриализации) произошло повышение температуры на 1,5°C. Если эта тенденция сохранится, то через 200-300 лет, или в реально представляемом историческом горизонте 4-5-ти поколений, человеческий род ждёт незавидная участь исчезновения. Спастись от этого несчастья, по убеждению сторонников этого прогноза, можно лишь ограничив нарастающий объем выбросов в атмосферу углекислого газа, что и выступает главной причиной потепления. В том же докладе эксперты подтверждают своё мнение следующими аргументом: «Потепление, выявляемое прямыми замерами температуры воздуха, согласуется с широким спектром наблюдений, выполненных многими независимыми исследовательскими группами (рост уровня моря, вызванный термическим расширением воды при нагревании, таяние ледников, рост теплосодержания океана, увеличение влажности, более раннее наступление весны), и вероятность случайного совпадения таких событий практически равна нулю».

Очевидно, что такое заключение возникло не на пустом месте и эмпирические показания, на которые ссылаются эксперты, дают повод для тревоги и размышлений. Вместе с тем, этот прогноз, построенный исключительно на замерах, то есть на опытных данных, пусть и независимо друг от друга подтверждающих его, не имеет достаточных доказательств своей истинности. Известно, что опыт сам по себе никогда не дает строгого знания. Нельзя эмпирически, из сколь угодно большой массы наблюдений любых событий, вывести их необходимость, или закон. Так, к примеру, даже самыми точными измерениями углов треугольника с помощью транспортира невозможно доказать теорему о неизменности их суммы, равной 180 градусов.

В нашем случае теории, доказывающей глобальное повышение температуры воздуха вследствие человеческой деятельности, нет. Ее пока заменяет гипотеза, сложившаяся путем выборки эмпирических данных, которых в любом случае недостаточно для универсального и целостного вывода, дающего научное объяснение наблюдаемого феномена. Кроме того, эта гипотеза зиждется на замерах температуры, сделанных в течение 100-150 лет. То есть из 5 миллиардов лет, которыми исчисляется ныне возраст Земли, у нас есть выборка охватом только лишь в 100-150 лет. Репрезентативность цифр, полученных за этот период, крайне мала и опираться на неё – значит проявлять, мягко выражаясь, недальновидность. Не совсем корректно, но если сопоставить время жизни нашей планеты с жизнью человека, для которого указанные 150 лет будут составлять 0,5 секунды, то изменение температуры составит какие-то тысячные, если не меньше, доли градуса, и окажется в пределах допустимой погрешности, то есть, с научной точки зрения, никаким. Подобное происходит с нашим организмом постоянно, и не только от каких-либо болезней, но и от влияния внешней среды, душевных переживаний, нагрузок и т.д. (что характеризует естественную жизнь человека, которая, как и жизнь нашей планеты, сама по себе не может не быть изменчивой). Полсекунды — совершенно недостаточный период для каких-либо гипотез, а тем более для всеобъемлющих, закономерных выводов. Циклические круги, по которым происходит изменение природы, могут охватывать не только видимые нам 100-150лет, а много большие – от тысячи до десятков тысяч лет, поэтому опытные наблюдения в течение этого времени, скорее всего, есть лишь белый шум, ни о чем не говорящая, пустая информация – факты, не имеющие вообще никакого отношения к ситуации и делу.

Еще более сомнительна версия, что подобное потепление связано исключительно с индустриальной деятельностью человека, ценою которого стали «неподъёмные» для природы выбросы ее отходов. Благодаря последним, по мнению сторонников этой версии, происходит парниковый эффект (далее следует множество вариантов негативных последствий воздействия этого эффекта). Не отрицая пагубного воздействия человека на природу, следует усомниться в его масштабе.

Планета Земля – не автономный объект, существующий сам по себе. Она, как и всё в нашем мире представляет собой лишь часть целого, неразрывно связанную с этим целым. И если что-то где-то взять, то там этого что-то убавится, а в другом месте непременно прибавится. Об этом говорит универсальный закон сохранения материи. Вот как его в 1748 году сформулировал М.В. Ломоносов: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте». Таким образом, любое изменение состояния элементов системы всегда сопровождается компенсирующим воздействием других частей этой системы. Этот закон незыблем. Даже если человек и попытается изменить то, что по идее не должно изменяться, то этого и не произойдёт. Всё разрешится либо компенсирующим физическим воздействием, либо не зависящим от человека развитием истории, в которой человек сам, ведомый ее объективным ходом, снимет тревожащую проблему (через декларации, войны, мирные соглашения и т.д.), ибо Гегель верно сказал: «Что разумно, то действительно, а что действительно, то разумно». Возможно, что и сейчас мы испытываем на себе нечто подобное. Однако это не даёт основания утверждать всемогущество человеческого разума, являющегося, по сути только соучастником в свершении идеальных принципов реального мироустройства. В этом смысле некорректно игнорировать объективную реальность природы во всех модусах её существования, в том числе и тех, о которых современной науке пока ничего не известно. Позитивистское направление в науке, объявляющее не существующим любое знание, недоступное восприятию человека, существенно ограничивает её возможности, делает её ущербной в рассмотрении фундаментальных проблем нашего бытия. Ведь не всё то, что не существует для восприятия человека, не существует вообще.

Третья немаловажная причина, дающая повод усомниться в глобальном повышении температуры – это парадигмальный характер современной науки. Этот характер, и без того обремененный верой в чудеса научно-технического прогресса, прокладывающего, по мнению обывателя, путь к земному раю, определяется господствующими представлениями исторически сложившегося к нашему времени научного сообщества. Это сообщество, объединенное между собой общими интересами и четко очерченным кругом проблем, в своем познании игнорирует факты, которые не могут быть объяснены, исходя из принятой им за образец (парадигму) установки. То есть всё, что не относится к общепринятым сегодня образцам и стандартам, оно считает ненаучным. Поэтому причины изменения температуры на земной поверхности в настоящее время всеобъемлюще не рассматриваются и не могут быть объективно рассмотрены в рамках парадигмы сторонников глобального потепления вследствие индустриальной активности человека.

Так, имеющиеся данные о понижении среднегодовой температуры в отдельных частях планеты (Северной Америке, северных частях Европы и Азии и т.д.) либо не принимаются ими во внимание вообще, либо сопровождаются абстрактными пояснениями (контраст климата, временный дисбаланс и другими). Вместе с тем, похолодание, тоже имеющее место быть, объясняется климатологами как следствие потепления, что на первый взгляд кажется абсурдным, но, по сути, представляет собой противоречивые стороны диалектического процесса. Такому перераспределению тепла могут предшествовать различные физические процессы, движения материков (в масштабе десятков миллионов лет), изменения активности Солнца (масштаб столетий и десятилетий), изменения орбиты Земли из-за влияния притяжения к другим космическим объектам (хронологический масштаб не изучен современной наукой).

Кроме этого, перемены температуры могут иметь место не по причине человеческой активности, а по причине инверсии (перемены местами) магнитных полюсов Земли. Природа этого явления для учёных остаётся пока неизведанной, но и в имеющихся о нём знаниях усматривается его прямая взаимосвязь с тепловыми процессами. Предположительно, последний раз северный и южный полюса менялись местами около 800 тыс. лет назад. Этот процесс, как и любой диалектический процесс, происходит с действительной необходимостью. За последние несколько сотен лет напряженность магнитного поля Земли плавно, но довольно заметно снизилась, а положение северного и южного магнитных полюсов значительно изменилось. По данным геофизиков, северный магнитный полюс, который ранее располагался в окрестностях островов Элсмир в канадской Арктике, в последние два десятилетия перемещается на север, сдвигаясь в сторону России примерно на 50-55 км каждый год. Очевидно, что движение магнитных полюсов влияет на многие физические явления на нашей планете (на интенсивность и направление океанических течений, так как вода – это электролит; на движение грозовых масс и другие). Этим могут объясниться многие загадки жизни Земли и на Земле, включая исчезновение неандертальцев и внезапное повсеместное появление по всему миру изобразительного искусства в пещерах, где вынуждены были в период похолодания прятаться люди. Отнюдь не исключено, что и современное изменение температуры связано с магнитными изменениями, которые не могут не происходить в силу подвижного единства противоположных полюсов.

Подытоживая, можно отметить, что сложившееся в широких кругах мнение по поводу глобального повышения температуры носит договорной характер и зависит от установленной акторами этого консенсуса позиции. Оно не объективно и не разумно, а рассудочно и субъективно. Мы оказались в ситуации, когда закон «навязывается» природным процессам нами извне и представляет собой лишь наблюдаемый порядок явлений – их простое описание вместо понимания того, что присуще самим объективным природным процессам, причем понимания, выраженного в строгой научной форме.

Таким образом, получается, что широкая общественность, взяв на веру постулаты, сформулированные некоторыми экспертами на основании выборочных эмпирических данных, которые выгодны лицам, заинтересованным в борьбе с так трактуемым потеплением, принуждает весь мир следовать им. Уходящие в дурную бесконечность количественные «доказательства» процесса потепления мы и черпаем в ангажированном информационном поле. Впрочем, бесконечными будут и опровержения, основанные исключительно на эмпирических данных.

Вместе с тем, было бы непростительно игнорировать реальные процессы, вызванные человеческой деятельностью и пагубно влияющие на окружающую нас природную среду. Проблема загрязнения окружающей среды очень остро стоит как реальная глобальная проблема. Причина её возникновения очевидна – это хищническое непроизводительное потребление современным производством природной материи, от 70 до 90 процентов которой сегодня идет в отвалы и только 30-10 процентов превращается в полезный продукт. Именно это может придать изменениям на нашей планете необратимый характер, опасный для дальнейшей жизни человека на ней. Нарушения человеком первозданного природного баланса представляет собой и большой философский вопрос. Философский, потому что он охватывает множество сфер человеческой деятельности, на первый взгляд не связанных друг с другом, достижения в которых могут быть интегрированы только посредством конструктивной объединяющей силы философского разума. Решать этот вопрос и эту глобальную проблему нужно всеобщими усилиями, что предполагает не только опору на масштабные научные изыскания и глобальные политические решения, но и разумное воспитание человека, изменяющее ценностные ориентации обществ и политических стратегиях государств. К сожалению, пока эти усилия слишком разрозненны, что приводит, скорее, к псевдонаучному мифотворчеству, основанному на чувственных образах, чем объективному научному подходу, учитывающему соответствие реальности своей идее.

В завершении этого размышления отмечу, что оно навеяно личным восприятием зимы 2021 года. В отличие от предыдущих, довольно тёплых зим на Кубани, она напомнила мне зимы из моего раннего детства, когда многие здесь носили шапки-ушанки – зимы такие же снежные, как нынешняя, и пригодные, пусть на короткий срок, для ходьбы на лыжах и игры в хоккей. Если такой температурный режим установится надолго, то можно предполагать возвращение в Краснодарский край зим, привычных поколению моих родителей, бабушек и дедушек. Однако, это вовсе не значит, что подобный климат свойственен Кубани вообще, так как мы не знаем его особенности в более ранний исторический период, к примеру пять или десять тысячелетий назад.

Нам остаётся активно осмысливать деятельность человечества и при этом существенно ограничивать его ненасытные потребности. Не ослепляться религиозно-фанатичной верой во всемогущество науки, которая пока еще зиждется на натуралистически-упрощенном взгляде на мир, подкупающим наше сформировавшееся в индустриальную эпоху практическое сознание доступной всем простотой объяснения явлений. Кроме того, не помешает критически отнестись к тем эмпирическим критериям истинности знания, навязывание которых создаёт препятствия для свободного развития науки.

Несомненно, что человечество как-то влияет на климат нашей планеты. Но как и насколько? Это – вопрос, и на этот вопрос существует масса разноречивых ответов специалистов. Поэтому мне кажется спорной и не доказанной вина за гипотетическое потепление, возложенная на промышленные выбросы углекислоты. Жаль тех огромных денег, которые правительства многих государств извлекают из бюджета и направляют, на мой взгляд, на ветер, играя в большую политическую и экономическую игру, по-видимому, весьма небезынтересную определенному кругу влиятельных лиц, в то время как образование и здравоохранение повсюду продолжают стоять с протянутой рукой.