НЕПОСТИЖИМОСТЬ СМЕРТИ КАК ЭТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА. А.А. Слепокуров
Актуальность исследования. Тема смерти является сегодня одной из наиболее распространенных в гуманитарных исследованиях. Во многом это связано с тем, что эта фундаментальная проблема была надолго табуирована в советский период и теперь происходит интенсивная и многомерная компенсация этой темы в танатологических исследованиях. Также в последнее время возросла актуальность биоэтической проблематики в обществе, которая требует разностороннего изучения «опыта смерти». Практические вопросы, связанные с различными аспектами умирания и смерти человека в современном обществе, взывают к глубокому исследованию философских аспектов проблемы.
Современный дискурс смерти отличается чрезвычайным многообразием подходов. Успехи научных исследований в области генной инженерии расширили диапазон исследований, связанных с человеческой смертностью. Появляется новые биотехнологии, с помощь которых представляется возможным изменить традиционные антропологические представления. При этом важно отметить, что этот дискурс становится прикладным, поскольку встроен в реальность медийной культуры, не предполагающий фундаментальной рефлексии над предельными понятиями. Смерть как раз и выступает одним из важнейших предельных понятий, которые сохраняют в истории свою извечную проблемность.
Если говорить о таком понятии как «опыт смерти», то в рамках рационализма он сводится к теоретическим представлениям о смерти как таковой без непосредственного участия самого смертного (то есть не только думающего, но и переживающего) субъекта. И такой рациональный (безличный и отстраненный) опыт давал либо картину «жизни после смерти» (в случае религиозной детерминации человека), либо картину полной аннигиляции души и тела (в случае материалистических представлений). В любом случае здесь речь идет о чем-то известном, причем это знание добывается в результате теоретических размышлений. Опыт смерти в рационалистической парадигме,
таким образом, это реконструкция известных теоретических представлений о смерти. В собственном смысле слова здесь нельзя говорить об опыте, который всегда предполагает не частичную, а целостную вовлеченность субъекта в какой- то процесс.
В этом контексте одним из важных, на наш взгляд, аспектов танатологической проблематики, который недостаточно раскрыт и изучен, является взаимоотношение между тем, что сообщает человеку «опыт смерти» и тем, каковы возможности его познания. Дело в том, что апофатическая традиция философии давно установила факт абсолютной непостижимости смерти, и соответственно, невозможности никакого человеческого представления о смерти. Однако, культура переполнена различными образами смерти. В этом контексте необходимо исследовать вопросы, связанные с постижимостью/непостижимостью смерти, в том числе следующие: «Если смерть постижима, то до каких пределов?», «Если смерть не постижима, то почему?», «Какие выводы нравственного характера можно сделать из непостижимости смерти?». Возникает необходимость перемещения гносеологического вопроса о возможностях познания смерти в этический горизонт ее абсолютной непостижимости.
Читать далее в формате pdf НЕПОСТИЖИМОСТЬ СМЕРТИ КАК ЭТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
0 комментариев