СОМНИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА

Написано 9 декабря 2020

Свердловское Управление федеральной антимонопольной службы возбудило дело в отношении компании-застройщика «Брусника» из-за рекламного видеоролика, в котором девочка во время переезда из старого дома показывает её жильцам средний палец. Застройщика обвиняют в том, что его реклама формирует негативное отношение к жителям многоэтажных домов застройки прошлого века, оскорбляет и вызывает комплекс неполноценности у тех, кто не покупает новые квартиры в современных домах.

В художественном плане ролик удался. Творческий потенциал создателя на лицо. Роль главного героя старательно сыграла симпатичная девчушка, которую заставили надуть губки и выразить убедительный и несокрушимый каприз. Перекликаясь со смыслом ролика подобрана и второстепенная сюжетная линия — от обветшалых комнатных стен до наивно-добрых мальчишек-толстячков (не ассоциирующихся с перспективными брутальными подростками), вяло пинающих мяч в нарисованные ворота. От придомовых игрушек — вымышленных персонажей — уродливых свиней, плачущих черным ручейком (как в фильмах ужасов), каких никогда не бывало во дворах, до девочек, спешащих попрощаться с подругой и меняющих волнение расставания на ловлю истрепавшегося плющевого мишки. Его главная героиня, повторяя заимствованную традицию, бросает за ненадобностью, словно букет невесты, ассоциирующий с возможностью счастливого будущего. Действие происходит в атмосфере поздней осени, коричнево-земельные тона которой аллегорически передают ушедшее время, как смерть старого, затхлого и уже не нужного, которое можно выбросить и навсегда забыть. Такая гнетущая ситуация предваряет свою позитивную противоположность, выражающуюся в покупке квартиры в новом доме, как сакральном месте рождения новой и светлой жизни.

В прагматичном аспекте ролик также достиг цели — думается, владельцы нового жилищного комплекса будут довольны вниманием к их бизнес проектам. В общем всё замечательно, кроме одного — факта нанесения вреда общечеловеческой коммуникации и гармонии социальных отношений. Если не во времени настоящем, то в ближайшем будущем подобные поступки, взятые в принцип, приведут к духовной разъединённости общества. Чем же вызвана такая недальновидность заказчиков? Вероятно, притуплённым взглядом, который при всём желании не увидит в происходящем больше, чем просто картинку. Такое восприятие действительности тысячелетия назад аллегорически описал Гераклит, утверждая, что «дурные свидетели для людей глаза и уши, если у них варварские души».

Попробуем растолковать смысл увиденного. Если кратко, то идея ролика в том, что девочка преодолевает свойственную расставанию с малой родиной грусть. Однако вместо снятия этого переживания в духовном акте признания любви к друзьям, дому, ближайшему окружению, она рушит устоявшиеся связи, переводит их в разряд надоевших, и в кульминации этого отрицания посылает всех и всё в ж... показывает всем средний палец, тем самым высвобождая в памяти место для жизни без «балласта» и упущенных возможностей. Этому искренне радуется её папаша. Значимость финального момента усиливается фразами звукового ряда: «Начало вернуть невозможно, немыслимо, и даже не думай! Забудь!».

Эти песенные слова, вырванные из контекста кинофильма «Обыкновенное чудо», созданного в таком же «угрюмом» прошлом и прекрасно исполненные выдающимся актёром из этого же прошлого (скорее всего и выросшего в подобном доме) — Андреем Мироновым, на самом деле передают совершенно другой смысл. Песня посвящена ценности расставания и созидания новой жизни на фундаменте любви к истории прошлого и настоящего. В фильме, в отличие от клипа, прошлое остаётся в памяти героев навсегда, оно не отвергается, не уничтожается, а принимается. В противном случае есть риск, что такое «новое, при всех обстоятельствах есть злое, нечто покоряющее, силящее ниспровергнуть старые межевые знаки и старые формы благочестия, и лишь старое остается добрым». Так наставлял старик Ницше.

Понятен замысел автора использовать в качестве главного героя ребенка — люди всегда более чутко относятся к детям. Однако самим детям ещё не открыто знание истинных целей взрослых сценаристов. Просмотр ролика вызовет у них безусловное отрицание истории. Вместе с тем, доверие к прошлому — это самое простое отношение, доступное даже детям. В историческом опыте прошлого юное сознание находит верный путь к интерпретации настоящего и будущего. Нужно понимать, что предвосхищение будущего или здравый переспективизм (футуризм) предполагает более высокий уровень развития исторического сознания человека. Его сложность основывается на критическом различении должного (или желаемого) и того, что существует в настоящем как унаследованного от прошлого. Таким образом видение будущего надстраивается на первой, простой стадии развития — на доверии к прошлому, а оно (прошлое), разумеется, всегда остаётся, пребывает как структурный элемент конструкции будущего, а не вытесняется и не уничтожается. Кроме этого, любая позитивная конструкция будущего — всегда в той или иной мере воскрешение того, что уже когда-то было. Новое — это хорошо забытое старое. Ибо ex nihilo nihil est (Из ничего ничто не происходит).

Разумеется, критическое отношение к истории возможно и даже необходимо, но оно должно подкрепляться концептуальной перспективой будущего. В злополучном ролике логически высказанной перспективы будущего нет, есть только его абстрактная возможность, притягательно воспринимаемая наивным воображением как образ новой жизни в новой квартире. А оно (это будущее) может оказаться намного хуже настоящего.

Без картины будущего критика прошлого превращается в пустое критиканство или бессмысленное глумление над прошлым, что невооружённым взглядом просматривается в сюжете ролика. В нём оно подкрепляется бунтом индивидуализма, диктуемым идеологией потребления, против созидательных принципов солидарного прошлого. Вся эта котовасия венчается эгоизмом, взращиваемым отцом ребёнка, «пляшущим» вокруг его капризного настроения. В итоге всё духовно ценное оказывается лишним и ненужным.

Разумеется, перечисленное не цель ролика. Скорее всего его создатели не рассуждали подобным образом. Однако грустно от того, что представленные ментальные идеалы ставятся в базисную основу сюжета, предполагая поддержку современным мировоззрением именно такой позиции. В ней личное благосостояние рассматривается как главная цель жизни, а единственным обоснованием выбора, оценки становится частный интерес. Его удовлетворение предполагает понимание таких категорий, как «сочувствие» и «солидарность», лишь в качестве временных инструментов при реализации утилитарных индивидуалистических целей.

Можно признать профессионализм и гражданское неравнодушие сотрудников Свердловского УФАС. Однако не всё этическое и нравственное облекается в букву закона — ведь невозможно сделать людей добрыми, только издав закон о доброте или воспитать патриотами, полагаясь исключительно на закон о патриотизме. Душевная материя, раскрывающаяся в этом видеосюжете, требует вдумчивого взгляда, пояснения, общественного обсуждения, чему и посвящено данное усматривающее соображение.