В защиту человека в человеке
Фото этого милого телёнка — в новостную ленту защитников пёсиков, кисок, обезьянок и прочих, милых для комфортного времяпровождения, животных. Не исключено, что ваши любимые питомцы питаются мясом этого, не менее ценного, создания. Как вам быть в такой амбивалентной ситуации? Как защищать котика от жестокого обращения, обезьянок от бесчувственных пляжных фотографов и напрочь забывать об убиенных коровках? Парадокс?
Эта двойственность обусловлена неподконтрольной обыденному сознанию ограниченности мировосприятия. У многих наших современников она даже не попала в зону возможного внимания и интереса, а потому остаётся не осознанной и не становится предметом познания. Иногда за то, что коту на хвост наступили (что разумеется нехорошо), готовы человека растоптать, а то, что корову вырастили для желудка любимого домашнего животного и своего собственного, не вызывает трепета страдальческого сердца.
В своё время Достоевский по подводу празднования торжественного юбилея Российского Общества покровительства животным недвусмысленно заметил, что вероятно, «научившись жалеть скотину, мужик станет жалеть и жену свою. А потому, хоть я и очень люблю животных, но я слишком рад, что высокоуважаемому «Обществу» дороги не столько скоты, сколько люди, огрубевшие, негуманные, полуварвары, ждущие света!» Кроме этого, писатель показал предвзятость таких защитников в отношении ямщиков, бесчеловечно нахлёстывавших своих лошадей. Никто из них не решился привлечь к ответственности удобных для всех извозчиков.
Такая фальшивая непоследовательность апологетов живого мира налицо и сейчас. К сведению. Меня ошеломил факт того, что дойные коровы на крупных комбинатах и фермерских хозяйствах, собственники которых гонятся за большими надоями (а иначе в жестокой конкуренции не победить — капитализм не знает человечности), живут два-три года. Впоследствии такую корову на мясо не используют — настолько испорчены пищевыми химическими добавками её органы. Это при том, что корове создателем (или природой — для сторонников позитивизма) отмерено около двадцати лет полноценной жизни. Кто жил или живёт в сельской местности знает, насколько это домашнее животное роднится с годами со своими хозяевами. Про производственных бычков и говорить не приходится — как говорится, судьба у них такая — не знать милой сердцу коровки и через год-два лечь на наш стол в виде сочного стейка или модного гамбургера.
Вообще, крайне важно понимать и опасаться того, что потребительство, культивируемое идеологами капитализма, делает из человека скотину, опаснейшую при неразборчивости в средствах удовлетворения своей похоти, — скотину, которая сама видит себя, наоборот, вершиной развития человеческой цивилизации. Впрочем, не стоит быть строгим исключительно к капитализму. Пока никакое экономико-политическое устройство общества, известное нам в истории, не может дать удовлетворительного решения проблемы разумного природопользования. Эта фатальность подтверждается и государственным социализмом, который мы знаем по СССР. В нём тоже стремились повысить ресурсодобычу и эффективность производства любой, пусть внешне и соответствующей принципам государственного строя, ценой. Социалистическое соревнование противопоставлялось в идейном плане капиталистической конкуренции, но и там, и там существовала погоня за рекордами, достижениями, наградами (у них за прибылью) — погоня, которая пагубно сказывалась и на людях, и на природе, в частности, на отношении к животным. Поэтому, увы. Пока всё фатально.
Словами моего старшего товарища Малинкина Александра Николаевича, сказанными по этому поводу: «Да, человек — самый опасный плотоядный хищник планеты Земля. Это факт, как тут ни крути. И, как ни стенай, ничего тут не поделаешь. Возможно, через пару столетий что-то изменится. Но я не очень-то верю. Скорей всего будет как раз наоборот. Боюсь, скоро на Западе узаконят людоедство».
Действительно, это мы — люди делим живые существа на съедобных и несъедобных, разводим «полезных животных» и уничтожаем «вредных», это по нашему по себе представлению мы культивируем «благородные» растения и обрабатываем ядами «сорняки», множим вековые радиоактивные кладбища и «удобряем» почву упаковочным полиэтиленом. От такого, выгодного нам отношения к окружающему миру, нас в некотором смысле можно назвать инопланетянами на собственной планете. Это не коварные вымышленные чудовища, которыми пугают комфортно устроившегося зрителя режиссеры блокбастеров, уничтожают планету. Это дело наших рук, сотворенных из земного начала и это же начало уничтожающих. Мы сделали их чистыми в собственной совести и изнеженными, лживыми и грязными, в реальности.
Разумеется, этот пост — не призыв к вегетарианскому питанию; в нём при желании тоже можно найти антигуманность. Он и не пропагандирует равную жестокость ко всем тварным существам. Напротив, идея этого повествования — передать искреннюю любовь ко всему живому, выражающуюся в ответственности человека, как существа, наделённого высочайшими способностями (одухотворенного), перед тем сущим, что может быть подчинено власти нашего присвоения. В практике — не лишение жизни ягнёнка для продолжения собственной жизни является преступлением, но убой бесконечно взращиваемого живого рода во имя сиюминутного наслаждения, тщеславия и мещанского комфорта. Мера есть предел и начало жесткости. Современному человеку трудно удержаться перед вещным воспроизводством — дикий капитализм обретает силу за счёт человеческих страстей, одновременно превращая человека в цивилизованного варвара. Удел же разумного человека — противостоять этому. При этом даже первый должен понимать, что природа не лишена идеи противодействия вмешательству в её сущностные процессы. Её реакция сродни мести человеку за его цинизм на основе всепобеждающего научного прогресса. Не исключено, что КОВИД19 — одно из таких проявлений, выражающееся в неконтролируемых результатах экспериментальных разработок.
Ps. Так выглядела в начале 2000-х социальная реклама, обращающая внимание на цену человеческого комфорта и полезности. Несмотря, на её антропоморфный характер, в качестве ассоциативной рефлексии, она не будет бесполезна. Как не будет потерей времени прочитать рассказ-аллегорию "Свинобойня" и ироническое «интервью» по этой теме — "Инопланетяне - это мы!" Матвея Полушкина.
0 комментариев