ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ ГОСУДАРСТВАХ. Иванова С.Ю.

Написано 15 мая 2020

Современная эпоха, ее противоречия и альтернативы формируют новый, неоднозначный, многогранный облик патриотизма. С одной стороны, возрастает многообразие человеческих сообществ, усиливаются специфические особенности культуры, растет тяготение к их сохране- нию, а с другой стороны, возникает реальное единство и взаимозависимость народов, усилива- ется международное сотрудничество и понимание того, что складываются общецивилизацион- ные процессы, что важнейшие национальные и внутригосударственные проблемы могут быть решены лишь совместными усилиями. Патриотическое сознание в современных условиях представляет собой как бы равнодействующую между противоборствующими тенденциями, одна из которых продолжает видеть в различиях между народами фактор их отторжения друг от друга и стремится превратить патриотизм в консервант обособленности данного народа от других, вторая же стремится придать отношению граждан к своему отечеству характер откры- тости, использовать феномен различий в качестве фактора взаимообогащения.

К числу острейших проблем не только России, но всего мирового сообщества относится рост числа межнациональных конфликтов и противоречий, вызванных в ряде случаев обострением национализма и внутреннего сепаратизма. В связи с этим важным представляется анализ конкретных проявлений националистических взглядов, а также их сопоставление с проблемати- кой патриотизма. Распространенностью национализма, его многообразием и мобилизующим потенциалом объясняется пристальное внимание обществоведов к этому феномену общественной жизни, множественность подходов и оценок, полемический характер многих исследо- ваний на тему национализма.

Слово «нация» латинского происхождения и изначально обозначало представления о кровном родстве. Оно производно от причастия прошедшего времени глагола nasci, означающего «родиться». Отсюда латинское существительное nationem, означающее порода, или раса. Термины, используемые для обозначения человеческих общностей (такие как раса или класс) обла- дают полисемантическим потенциалом, и термин «нация» не стал исключением. В средневеко- вых университетах nationem обозначали студенческие землячества. Но когда в конце XIII в. это слово было введено в английский язык, оно использовалось в своем первоначальном смысле для обозначения кровнородственной группы. Однако, уже к началу XVII в. нация обозначала жителей страны независимо от этнотерриториальной принадлежности и, таким образом, стала синонимом менее специфичных человеческих категорий, таких как народ или граждане.

На Западе эта практика рассматривать нации и государства как синонимы распростране- на по сей день – отсюда такие сочетания, как Организация Объединенных Наций, националь- ная безопасность, национальные интересы, национальная сборная команда и даже (в Индии) – «национальная погода», означающая метеорологическую обстановку в масштабах страны. С этой точки зрения число наций совпадает с числом государств – членов ООН. Второе значение термина – народ, и в этом смысле термин нация может обозначать разные человеческие общности. Нациями или народами можно назвать 11 тыс. жителей государства-острова Науру (территория – 22 кв. км) в Тихом океане, более 140 млн. россиян и почти миллиард индийцев, говорящих на сотнях различных языков.

Согласно другой интерпретации, более привычной для жителей постсоветских и восточ- ноевропейских государств, народ, или нация, идентичен этносу – по крайней мере, если его численность достигает некой, хотя весьма неопределенной величины, и он расселен более или менее компактно на территории, рассматриваемой в качестве родины. С этой точки зрения рос- сияне и индийцы – это не нации, а многонациональные гражданско-политические общности. Этническая интерпретация нации отражена в Конституции нашей страны, начинающейся сло- вами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...», − в названии созданной в 1991 г. Организации Непредставленных Наций и Народов, устава которой придерживается большинство отечественных и значительная часть зарубежных исследователей. Наконец, нациями традиционно называются индейские племена в Северной Америке.

Для всех наций характерен отпечаток как территориальных, так и этнических принципов и компонентов, и все они представляют не вполне гармоничный сплав более поздней «гражданской» и более древней «генеалогической» моделей социальной и культурной организации. Ни одна «будущая нация» не может выжить без территориального отечества или мифа об общ- ности происхождения. И, наоборот, «этнос, стремящийся стать нацией», не может достичь сво- их целей, минуя общее разделение труда и территориальную мобильность или легальное ра- венство общих прав и обязанностей всех членов, то есть гражданство. Исходные западные нации могли воспринимать свои этнические элементы как само собой разумеющееся, и поэтому их национализм делал упор на территориальные модели. Дуализм концепции нации неизбежно порождает глубокую двусмысленность в современных отношениях между этносами и государствами, в которые они включены. Концепции нации присуща имманентная нечеткость, приво- дящая к колебаниям между двумя полюсами – этноса и государства, которые она стремится соединить и преодолеть. Очень немногим сегодняшним нациям удалось одолеть эту поляр- ность и достичь полного совпадения этноса и государства. Не опасаясь преувеличения, можно утверждать, что национализм, отражающий устремления наций (в этническом и гражданско- политическом понимании этого термина), представляет собой в современном мире наиболее универсальную и распространенную идеологию. Но его трудно сравнивать с такими идеологи- ческими течениями, как либерализм, консерватизм, социал-демократия и т.д. Национализм не имеет собственной теории, общих постулатов, классиков и существует не как общее течение, а исключительно как категория, применяемая для обозначения национализмов разных народов, стран и даже отдельных социально-политических группировок.

По нашему мнению, истинный патриотизм и национализм (в его гражданском понимании) имеют очень много общего в жизнедеятельности человека, они этически взаимосвязаны. Патриотизм в том, чтобы любить свой народ и уважать другие народы, это осознание зависимости своей личной судьбы не только от себя, родственников, близких людей, а также и от судьбы родины и ее народа в целом. Одним из основных условий стабильного существования и разви- тия любого государства является идеология патриотизма. Патриотические и национальные чувства неразрывно связаны.

Патриотическое сознание не отчуждает себя от национально-государственных ценностей и реалий, так же как и патриотическое движение, никогда не вычленяло себя из целостности национально-народного бытия. Поэтому вполне можно патриотизм определить как способ и форму национального самосознания, а патриотическое движение − как способ реализации национальных интересов народа. Патриотизм не противостоит осознанию человеком своей принадлежности ни к своему этносу, ни ко всему человечеству. Так если любовь к себе и ближним может быть без любви к другим людям, то реальная любовь к другим людям не может быть без любви к ближним, а, следовательно, без чувства патриотизма. Поэтому путь к человечеству невозможен без Отечества.

Негативное отношение к патриотизму, к своей стране и народу несовместимо с общече- ловеческими ценностями, нормами, без соблюдения которых не могут существовать вообще никакие сообщества, в том числе и этнические. Иными словами, нападки на патриотизм никак не могут быть оправданы приоритетом ни общечеловеческих ценностей, ни ценностей этниче- ских. Это естественно и закономерно, так как патриотизм и есть одна из важнейших общечело- веческих ценностей.

Следует отметить ряд различий между национализмом и патриотизмом:

− по уровню обособления − национализм ставит в положение самоизоляции из иерархии социальных общностей либо ту, которая объективно с точки зрения социальной значимости не является наивысшей (скажем, в многонациональном государстве − отдельную этническую или родоплеменную группу), либо ту общность, которая объективно является наивысшей, но преданность к ней доводит до противопоставления другим общностям;

− по характеру обособления; если у патриотизма интегративная функция не прекращает- ся на наиболее значимой общности (скажем, тяготение к отечеству не препятствует формиро- ванию чувства «все-человечества»), то национализм прекращает интегративные, центростре- мительные тенденции на «общности полного предпочтения» и по отношению к остальным дей- ствуют дифференцирующие, центробежные ориентации, превращаясь в этнический, религиоз- ный или идеологический изоляционизм. В результате неадекватное, искаженное отражение вы- ражается главным образом в отрыве духовного облика нации (язык, психология, самосознание) от ее материальных основ (прежде всего экономической жизни), в возведении в абсолют роли национальных моментов в развитии общества, в гипертрофированном отражении положитель- ных национальных особенностей своей социально-этнической общности и субъективной проти- вопоставление − их другим нациям и народностям;

− в практической политике патриотизму свойственны взвешенность и рациональное ис- пользование форм, методов и средств достижения целей, националистическая же политика характеризуется неуравновешенностью, абсолютизацией силовых способов достижения целей, пренебрежением к сохранению материального и духовного богатства других наций;

− в антропологическом контексте: патриотизм по своей сущности является гуманным, он предполагает терпимость к проявлениям иной национальной самобытности. Национализм же отличается нетерпимостью к проявлениям инонационального, к жесткому и жестокому давле- нию на лиц иной национальности. Разница между патриотизмом и национализмом сродни раз- нице между понятиями «быть лучше» и «быть лучше других».

Общечеловеческая сущность патриотизма заключается и в том, что патриотическое со- знание граждан является необходимым условием сколько-нибудь стабильного существования любой страны, что именно патриотизм служит основой осознания единства не только данного народа, но и всего человечества. Только в совокупности политической и этнической своих сто- рон патриотическое чувство приобретает возможность достаточно адекватно отразить отече- ство (в его гармонической связи с человечеством), стать действенным мотивом не самоизоля- ции той или иной группы, а содействия прогрессивному развитию общества.