Первой осмысленной государственной философией в России была доктрина "Москва - Третий Рим". Только через нее можно понять, что же на самом деле происходило с Россией в XV - XX веке и что нужно делать сегодня, когда эта доктрина себя исчерпала. "Третий Рим" часто ошибочно понимают в имперском, экспансионистском ключе, чуть ли не как идеологию мирового господства, не зная, что по содержанию эта доктрина не геополитическая, а эсхатологическая. Суть этой доктрины чисто оборонительная и охранительная: по мысли монаха Филофея, который ее сформулировал, после падения Византии, Второго Рима, Россия осталась последним анклавом подлинной веры, духовности и света в мире, который несется к безумию, к Апокалипсису. Соответственно, миссией России, как последнего православного царства, провозглашалось сохранение и защита этого источника света, чтобы отсрочить на время конец мира.В переводе на современный язык, миссией России в XV - XX веках была защита возможно большего сектора планеты от экспансии Запада, от западного колониализма, от разрушительного влияния западной цивилизации. Все в истории России, что соответствует этой охранительной миссии, имеет истинно российские корни, все остальное - следствие постепенной деградации, которой подвергалась ее духовная основа. В XX веке Третий Рим прекратил свое существование: его духовная опора окончательно разрушилась, западное безумие ворвалось в Россию и разгулялось здесь еще более свирепо, чем где-либо в мире. Однако свою миссию Третий Рим все же выполнил, пусть и ценой собственной гибели.
Во-первых, он сохранил от порабощения и геноцида народы Северной Евразии. Ни один из этих народов не исчез, не ассимилирован, не потерял связь со своей исконной культурой, - многие из них только в России получили доступ к образованию, собственную письменность, собственную интеллигенцию. Если бы Россия пала, если бы удались планы Гитлера и Наполеона, не только русским пришел бы конец, но и остальные народы этого региона ждала бы участь североамериканских индейцев. Одним из этих народов, маленьким и беззащитным, как народы Сибири, Россия спасла жизнь, другим, как народам Центральной Азии и Закавказья, она подарила облик современных государств, ввела в сообщество цивилизованных стран. Третьим, жившим за ее пределами, она помогла освободиться от колониализма. Это и нужно считать второй великой заслугой Третьего Рима: крушение созданной Западом колониальной системы, в ее наиболее диких формах, которое не смогло бы свершиться без колоссальной политической, экономической, технической и военной поддержки, оказанной Россией народам порабощенных стран. Разве смог бы освободиться от колониализма мир, в котором не было бы России? Если бы врагам России удалась одна из попыток ее уничтожить, которые они предпринимали с XIII по середину XX века, Европа стала бы единой тиранической расистской империей, а колониализм сегодня продолжал бы свое существование в тех концлагерных формах, которые были свойственны ему в недалеком прошлом и которые Гитлер пытался перенести в Россию. Ни о какой гуманности Запад даже не заикался бы, он просто давил бы своих противников в зародыше, как делает сегодня с Ираком и Сербией, когда Россия ослабела и больше не может сдерживать западную экспансию. Не случайно, что особый размах преступления западных колонизаторов приобрели как раз в "просвещенные" XIX и XX века, когда большинство европейских стран управлялись либеральными элитами и вовсю пользовались либеральной риторикой. Если бы не Россия, никакие гуманные принципы не заставили бы их дать свободу народам мира. Никто бы даже не пикнул, ни одна из стран третьего мира никогда, даже в далеком будущем, не смогла бы бросить экономический или политический вызов Западу, не смогла бы подняться даже до того уровня относительной независимости, которым сегодня обладают Китай, Индия, Иран и т.д. То, что Запад сегодня ограничен в своих устремлениях, не обладает в полной мере мировым господством и не может железной рукой подавлять развитие других, более молодых цивилизаций, которые идут ему на смену, - это целиком заслуга России.
В военном плане Третий Рим так и остался непокоренным - главная атака Запада была направлена на его духовную сущность. Духовный надлом Третьего Рима ускорился с церковным расколом XVII века, а дальше шла постепенная деградация вплоть до начала XX века. Один из симптомов этой деградации - постепенный дрейф в сторону западной унификации, тотального контроля, полицейского государства, постепенный откат от традиционных для Старой Руси соборности, консерватизма, гармоничного сосуществования разных культур, этносов и религий, когда каждый народ сохранял свои собственные обычаи, веру и образ жизни. Внешне эта духовная деградация сопровождалось непрерывным ростом материальной мощи. К 1917 году Третий Рим был уже духовно мертв, а после нескольких попыток гальванизации к началу 90-х годов разложилось и его материальное тело. В последний раз миссия России как Третьего Рима проявилась в ее противостоянии Третьему Рейху. Фактически, Третий Рейх был уничтожен не самим Третьим Римом, а его на время пробудившимся трупом, отомстившим таким образом за свою духовную гибель. Обычно, следуя канонам нацистской пропаганды, Третьим Рейхом называют гитлеровский режим в Германии. На самом деле "Третьим Рейхом" правильнее называть всю систему западного империализма и колониализма, которая существовала с конца XV по середину XX века.6-1 Деятельность германских нацистов в Восточной Европе по смыслу и содержанию мало чем отличалась от деятельности английских, французских, испанских, португальских и голландских колонизаторов в других частях света, была ее логическим продолжением. Немцы, поспевшие последними к колониальному разделу мира, хотели сделать с Россией то же самое, что испанцы, англичане и французы несколько раньше сделали с Америкой, Индией, Африкой и Австралией: завоевание, ограбление, геноцид, колониальная эксплуатация. Для Гитлера, как и для Наполеона, Россия представлялась чем-то вроде Америки для Кортеса и Писарро.6-2
Планы Третьего Западного Рейха сорвались из-за внутренних раздоров: он был расколот на несколько независимых колониальных империй, которые отчаянно боролись между собой за мировое господство. Этот раскол объясняется тем, что совокупная сила Третьего Рейха в эпоху подъема многократно превосходила силу других стран и народов, поэтому до определенного момента у западных стран не было стимула для объединения, они не чувствовали никакой внешней опасности. К середине XX веке все изменилось: сначала Россия, воспользовавшись внутренними раздорами западных стран, отбила натиск Германии, а потом помогла остальным народам мира сбросить иго колониализма. Конец системы колониализма в 50-70-е годы XX века и был крушением Третьего Рейха.
Сегодня поднимается новый, Четвертый Рейх, новая агрессивная империя, в которую прямо на наших глазах превращается организация НАТО. Лидеры Запада хотят взять реванш за поражение Третьего Рейха и снова загнать народы мира в колониальный концлагерь. Четвертый Рейх, в отличие от Третьего, сознает свою слабость, и потому он сплочен и консолидирован и сам активно пользуется принципом "разделяй и властвуй" в отношении остального мира. Идеологией Четвертого Рейха является потребительский фашизм. Потребительский фашизм, или американизм, это идеология, которая провозглашает "потребление - превыше всего", которая призывает людей забыть обо всем на свете и включиться в беличье колесо потребительской гонки. Все - природа, культура и будущее человечества - приносится в жертву гладкому функционированию экономической машины, которое превращается в самоцель, в высший принцип бытия. Все остальное, кроме силы денег, отрицается, и даже человеческая жизнь мыслится как разновидность товара. Ставка на рост потребления любой ценой, принятая в западных странах, увеличивает давление на экологию, бессмысленно растрачивает природные ресурсы и приводит людей к полной духовной деградации. Необходимость поддерживать эту гонку заставляет Запад вести агрессивную колониальную политику, отбирать ресурсы у всего мира, подавлять экономическое развитие бедных стран и уничтожать их исконную культуру, чтобы превратить народы мира в стадо бессмысленного скота, не способного сопротивляться и податливого на масс-медийные технологии управления. Так, чтобы на несколько десятилетий отсрочить собственный коллапс, живущий не по средствам западный мир ставит крест на будущем всего человечества.
Третьему Западному Рейху противостояла Россия, Третий Рим. Что должно противостоять Новому, Четвертому Рейху? Возрожденный Третий Рим или какой-нибудь новый, Четвертый? Мы помним, однако, фразу старца Филофея: "Два Рима пали, третий стоит, а четвертому - не бывать". Указав на этот гипотетический "четвертый Рим", старец из глубины веков как бы предупредил нас заранее: после гибели Третьего Рима миссия России принципиально изменится. После того, как последний остров духовности, гуманности и света в мире исчез, разрушен, такие фундаментальные аспекты третьеримского проекта, как консерватизм и глухая оборона, теряют свой смысл, - одним этим уже не обойтись. Эсхатологическая ситуация радикально изменилась.
Эсхатологической миссией Второго Рима, Византии, был временный заслон на пути сил Зла - он своим существованием на время остановил движение истории к Апокалипсису и Второму Пришествию. После его падения это движение стало неудержимым, - Третий Рим, Россия, здесь ничего изменить не могла, она лишь несколько замедляла это движение и являла собой последний остров Света в мире сгущающейся Тьмы. Духовное оскудение и падение этого последнего острова свидетельствует о том, что Тьма в мире сгустилась до предела и время Апокалипсиса пришло. Не случайны все эти модные рассуждения о "конце истории". Апокалипсис уже начался, Антихрист уже явился в мир и создал свое царство, зримым воплощением которого является НАТО и современная западная цивилизация. То, что для многих Четвертый Рейх выглядит пока царством добра с кисельными берегами, тоже вполне согласуется с апокалиптической традицией.
В этой принципиально новой эсхатологической ситуации миссия России радикально меняется. Грядущая Россия должна быть уже не последним анклавом старого Света, как Третий Рим, а первым островком Нового Света, света Второго Пришествия. Это площадка, где начинается постепенное духовное возрождение, собирание сил для противоборства с воинством Тьмы. Это место, откуда начнется победное шествие Спасителя. Место, которое должно быть заблаговременно подготовлено и обустроено, чтобы это Второе Пришествие началось. Здесь нужна уже не мифология Третьего Рима, а мифология Китежа, который поднимается из глубин на поверхность. Сохраненное в этом Китеже - живая душа России, российский культурный проект, который был законсервирован на несколько столетий. Третий Рим исполнил свою эсхатологическую миссию, не дал западным колонизаторам захватить и уничтожить Россию, искоренить самобытную духовность ее народов, заменить ее чем-то другим. Но теперь оборонительный, охранительный период российской истории кончился. Пришло время перейти в духовное наступление, воплотить российский проект в реальность, развернуть духовную экспансию в направлении Запада.
Филофей был прав: "Четвертого Рима" не будет, после Третьего Рима будет Китеж, о котором мечтали старообрядцы в своих таежных скитах. Китеж - это символ веры в Россию и ее великое будущее, рожденный нашим народом в самые тяжкие времена. Китеж, на время укрывшийся под защитой вод, - это и есть российский цивилизационный проект, сохранившийся в целости и сохранности, несмотря на все усилия его уничтожить, и готовый в любой момент выплеснуться в мир и пробудить его ото сна. Китеж - это центр возрождения человеческой цивилизации, разочаровавшейся в ценностях Запада и желающей избавиться от его тотальной власти. Чтобы превратиться в этот центр, от России требуется только одно: стать наконец собой, вернуться к тому проекту, который положен в ее основание и который один только способен противостоять волнам деградации, исходящим от нынешнего Запада. Этот проект тотален, он не предусматривает географических границ. Он не ограничивается даже пределами земного шара (не случайно именно русские первыми вышли в космос). Россия для нас - это не географическая точка, а область в духовном пространстве человечества, еще не открытый резервуар свободы и творческой энергии. Развернувшись, этот культурный проект станет полем приложения всех живых сил не только внутри России, но и за ее пределами. Все живые силы, которые отторгает от себя мертвый Запад, будут вливаться в этот проект, присоединяться к нему и распространять его по всей планете.
Нужно осознать эту перемену миссии. В XV - XIX веках, в эпоху Третьего Рима, России был присущ духовный консерватизм и политическая экспансия: Россия пыталась как можно большую часть планеты уберечь от разрушительного влияния западной цивилизации, но ничего позитивного, кроме консерватизма, предложить миру не могла. В духовном измерении Россия была пассивна, она лишь сохраняла то, что досталось ей от Византии. Сегодня ситуация прямо противоположна: именно Запад, духовное развитие которого завершилось, находится сегодня в состоянии обороны, именно Запад сегодня боится свободы, отчаянно пытается оттянуть свою гибель с помощью материального могущества, оружия, пропаганды, силы денег. В XXI веке, в эпоху Китежа, мировая экспансия России будет проходить не в политическом, а в духовном и в культурном измерении. Военная мощь, экономическая самостоятельность, надежные союзники - все это нужно нам только для обороны от судорожных телодвижений Запада, который свою духовную слабость пытается компенсировать военными мускулами.
Почему именно Китеж является сердцевиной русского цивилизационного проекта? Потому что там проходит связка между прошлым и будущим России, между самым старым и самым новым. Там мы находим идею России как царства свободы, которое до времени скрывалось, но не стало от этого менее реальным. Ведь Китеж - не мечта, а реальность, там последние сотни лет обитают десятки тысяч русских людей. Свою мечту они сумели дополнить реальным опытом свободы, наиболее полно проявившимся в общинах старообрядцев-беспоповцев. Здесь мы имеем уникальный случай, когда максимальная автохтонность и самобытность обернулись максимальной свободой. Китежане проявили безудержный взлет фантазии сфере сакрального, открытость новому, раскованность и свободу ума, которой позавидовал бы Ницше, - и в то же время остались эталоном исконно русского в эпоху, когда все русское стало объектом презрения и порабощения. Русское для них не превратилось во внешний эталон, как для большинства из нас, а осталось внутренним корнем жизни, которым они научились пользоваться по своему усмотрению. И что замечательно, их свобода не была только тайной свободой духа, бессильными мечтаниями: какими бы наивными и детскими ни казались порой верования старообрядцев, они сразу же переливались в жизнь, часто - в подвиг и мученическую смерть. Этому единству фантазии и жизни нам тоже стоит у них поучиться. Они остались единственным свободным сословием в порабощенной России. Они научились жить по своей воле в самые мрачные времена, когда властью подавлялись любые проблески свободы и человеческого достоинства, - и при этом не отреклись от России, не сделались предателями, а наоборот, стали воплощением истинно русского духа. Многие из них вышли в мир как предприниматели, инженеры, ученые, художники, общественные деятели, - внутренняя свобода дала им возможность говорить с реальностью на ее языке, быть "современными", не теряя при этом связь с Богом своей земли. Эта связка вольной воли и самобытности, традиции и изобретательности, фантазии и жизни делает китежскую идею крайне актуальной в наши дни. Значит можно сочетать традицию - и свободу, патриотизм - и свободу, преданность своей земле - и свободу. Опыт этих людей для нас не только пример, но и символ надежды, ключ к будущему России и всего человечества.
Китеж - это миф, но миф, идеально соответствующий ситуации, в которой сегодня оказалась Россия, причем миф интегральный, который является ориентиром не только в плане политики и геостратегии. В плане культуры этому мифу соответствует восстановление российской самобытности, возрождение российского культурного проекта. В экономике ему соответствует доктрина экологического фундаментализма, спасающая человека из беличьего колеса потребительской гонки, а мир - от экологической катастрофы и неминуемых войн за ресурсы. Россия в рамках этой доктрины становится анклавом разума, духовности, здравого смысла, противостоящего натиску навязываемого Западом потребительского фашизма. И апокалиптическая мифология здесь вполне уместна: на карту поставлено само выживание человечества в экологической, культурной и военной катастрофе. Если мы не разбудим человечество от сна, не ограничим гонку потребления и не перейдем к бережному и справедливому расходованию ресурсов Земли, эта катастрофа неминуемо наступит.
Об этом тоже говорит нам мифология Китежа: Россия может сохранить себя, только оставаясь центром притяжения всех мировых сил, сопротивляющихся экспансии темного начала. Россия - это естественный противовес силам мирового зла, таким противовесом она была всегда, даже когда внутри у нее не все было в порядке, даже когда она не ставила себе такой цели. Политическая суверенность России невозможна без просветляющей миссии, иначе все развалится и исчезнет. Не случайно Россия взрывалась и становилась на дыбы именно в те моменты своей истории, когда ее измельчавшим правителям хотелось порвать с мифом и сделать ее "просто страной", "как все": так было в начале Смутного времени, так было во времена последних Романовых, так случилось в позднесоветскую эпоху (и этот взрыв далеко еще не закончился).
Ошибкой Третьего Рима, которая привела его к падению, было забвение духовного и ставка на материальное. Погнавшись за материальным могуществом, он отрекся от своей духовной сущности и подпал под влияние Запада. Начиная с эпохи Романовых, столетие за столетием, по мере того как материальная мощь России увеличивалась, духовная все скудела и скудела, пока не сократилась до нуля. И когда это наконец произошло, все рассыпалось как карточный домик. Именно поэтому конец Третьего Рима был таким внезапным и парадоксальным. Царская Россия рассыпалась за несколько дней, находясь в пяти минутах от конца почти уже выигранной войны; Советский Союз, последняя тень Третьего Рима, развалился за несколько лет, находясь на вершине могущества, обладая огромными запасами оружия и материальных ресурсов. Не осталось только одного: духовной силы и воли к сопротивлению. История России наглядно показывает, что материальная сила и политическая суверенность ничего не стоят, если не опираются на духовную силу и духовную суверенность. Третий Рим, который со времен Филофея никто не смог завоевать и покорить военной силой, рассыпался в прах сам собой только потому, что лишился духовной опоры, утратил свою просветляющую миссию. Прописывая России этот рецепт - быть островом света для других и для себя самой - старец Филофей отлично знал, зачем и против чего нужна эта оборона. Он понимал, что вне этой просветляющей миссии Россия существовать не может, что эта миссия записана в ее судьбу. Без нее Россия погибнет, - без нее она как человек, который лишился своего призвания и от этого запил и деградировал. Без нее не поможет ни богатство, ни материальная мощь. Напрасны попытки устроить будущее России как-то иначе. Лишить Россию этой миссии - все равно что ее уничтожить, переломать ей хребет. Да никто ей и не позволит так расслабиться: так уж вышло, что именно ей поручено избавлять мир от Гитлеров и Наполеонов. Все злое в этом мире рано или поздно надвигается на Россию, видя в ней препятствие своим планам. И сегодня, когда миру пытается навязать свою волю Четвертый Рейх, России ничего не остается, как принять этот вызов и снова стать Россией. Рождение Китежа начнется с восстановления духовной суверенности России. Именно это сегодня является главным: не оружие, не экономическая мощь, а духовная независимость. Когда духовная свобода России будет восстановлена, вернется и все остальное.
ПРИМЕЧАНИЯ 6-1 Здесь следует сделать отступление и разобраться с "исчислением рейхов и Римов". Если под очередным "рейхом" понимать мировую богоборческую империю, а под очередным "Римом" - противостоящую ей империю богославную, то следует принять иное исчисление рейхов, чем то, что предлагала нацистская пропаганда. Гитлер и Геббельс сводили все эти "рейхи" исключительно к германской истории, на самом же деле следует вести речь об общеевропейских, а не только о германских "рейхах". Первым Западным Рейхом следует называть языческую Римскую империю. Она уничтожила и обратила в рабство миллионы людей, подчинила своей власти народы средиземноморского региона, уничтожила их самобытную древнюю культуру, разрушила их традиции и сам человеческий облик, свела их жизнь к погоне за "хлебом и зрелищами", повсеместно насаждала примитивную псевдокультуру, основанную на разврате и насилии, по своему непотребству и кровожадности (гладиаторские бои и т.п.) вполне сравнимую с нынешним культурным упадком. Опиралось римское господство на подкупленную олигархическую верхушку средиземноморских государств, которая своего народа боялась больше, чем внешнего врага. Конец Первому Рейху положило христианство, которое превратило его в Первый христианский Рим. Второй Западный Рейх - это всеевропейская империя Карла Великого и ее наследники: средневековая Германская империя и теократия римских пап. В недрах этих империй выкристаллизовалась западноевропейская ментальность. Второй Рейх был расколот внутри себя, теократия пап там боролась с властью императоров, но обе ветви этого Рейха, и папская, и императорская, в равной мере несут ответственность за его преступления. К преступлениям Второго Рейха относятся "крестовые походы" и "Drang nach Osten", в результате которых были ограблены и уничтожены многие народы Ближнего Востока и Восточной Европы. Были стерты с лица земли племена полабских славян; уничтожена мусульманская цивилизация Испании; в 1204 году крестоносцами была захвачена и уничтожена православная Византия, светоч культуры и образованности в тогдашнем мире. Русь с огромным трудом выдержала натиск Второго Рейха. Феодальный Рейх постепенно разрушился из-за религиозных и политических распрей, из-за роста национальных государств, развития капитализма и революции третьего сословия. Третье (буржуазное) сословие на его развалинах построило свой собственный, Третий Рейх, т.е. систему колониализма. Разберемся теперь с "Римами", которые противостояли этим рейхам. Борьба Первого Рейха и Первого христианского Рима была внутренней борьбой в рамках одного и того же государства. Эпизоды этой борьбы - преследования христиан, чередование христианских и языческих императоров. Однако Первый Рим так никогда и не стал по-настоящему православным государством и погиб за свои прошлые грехи. Второму Рейху противостоял Второй Рим, православная Византия и духовно связанная с нею Русь. Второй Рим пал под ударами крестоносцев Второго Рейха, ослабленный внутренними раздорами и духовным разладом. Измотанные борьбой с Западом остатки Византии были потом добиты османами. Третьему Западноевропейскому Рейху противостояла Россия, Третий Рим. Символично, что обе эти империи оформились приблизительно в одно и то же время, во второй половине XV века, и так же синхронно погибли во второй половине XX, положив начало, соответственно, Четвертому Рейху (НАТО, американизм, неоколониализм) и Китежу, Новой России. 6-2 Зверства германского нацизма на оккупированных территориях - это не изобретение, а прямое подражание колонизаторам других западных стран. В колониальной истории Америки можно найти и лагеря смерти, и геноцид миллионов, и сожжение книг, и намеренное уничтожение бесценных памятников культуры. Этот оригинал часто выглядит не менее чудовищным, чем нацистская копия. Вот, например, ставшие хрестоматийными свидетельства очевидцев об испанских лагерях смерти, где от голода, болезней и непосильной работы погибли миллионы коренных американцев: "на расстоянии полулье вокруг этих рудников и вдоль большей части дорог было столько мертвых тел и костей, что нельзя было найти свободного прохода; стаи птиц и ворон, что кормились этими трупами, были столь многочисленны, что затмевали солнце" (цит. по T. Todorov. The Conquest of America. N.Y., 1982, 4, в пер. из сб. "Религиозные традиции мира". Москва, 1996. Т. 1 С. 211). В Северной Америке, которую колонизировали англичане, дело обстояло еще хуже, там коренное население не могло сохраниться даже на положении рабов, его сознательно истребляли целыми племенами, устраивая облавную охоту и официально назначая премии за убийство женщин и детей. Эта этническая чистка в пределах целого континента поощрялась в Соединенных Штатах вплоть до второй половины XIX века, унесла 20-30 миллионов жизней и превратила эту страну в чудовищную империю зла, построенную на костях истребленных народов. Потомки этих убийц сегодня преспокойно живут на чужой земле, правят миром и учат других, как им жить. Назад -- Дальше
Сергей Корнев май 1999 - июнь 2000 |
|
0 комментариев