О СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Благодарю за помощь в редакции доклада
доктора философских наук,
Санкт-Петербургский государственный университет
Андрея Николаевича Муравьёва
У патриотического воспитания две главных задачи – по мере возможности теоретически прояснить идею патриотизма, а так же раскрыть практические возможности патриотического воспитания подрастающего поколения. Эти возможности, составляющие систему, представляют интерес для всех, кто несёт ответственность за это воспитание и так или иначе вовлечён в него.
Сегодня определение патриотизма обычно даётся эмпирическим способом, то есть на основании множества его явлений, взятых прямо из опыта жизни. Однако без разумного мышления, постигающего и выражающего единую сущность всех явлений патриотизма в его понятии, этот предмет, как и любой другой, остаётся не более чем нашим мнением. Как бы выразительно патриотизм не проявлялся в отдельных случаях, без возведения множества его явлений в целостное понятие мы будем вынуждены довольствоваться его случайными и субъективными определениями. Эти мнения, как правило, принимают форму более или менее искренних убеждений, на которые те, кто обязан воспитывать юношество, опираются в его воспитании. Нельзя не признать, что такое, направляемое исключительно мнениями, воспитание тоже достигает своей объективной цели лишь случайно, а не с необходимостью, как требуется. Отсюда следует вывод, что отсутствие истинного понятия патриотизма, игнорирование его идеи составляет одну из главных проблем патриотического воспитания. Именно из-за этого наши современники часто превратно толкуют патриотизм и популярными становятся либо самые абстрактные и тривиальные его определения (например, то, что патриотизм есть любовь к своей Родине), либо определения более конкретные и потому более внятные, но от этого не менее субъективные – от признания необходимым элементом патриотизма знания значимых для страны исторических дат и биографий героических личностей до объявления антипатриотическими явлениями неубранных улиц и подъездов. Но если взрослые люди пытаются выразить свой патриотизм в уборке мусора, в наклейке на капоты своих автомобилей патриотических стикеров, а также в других более или менее полезных единичных акциях, то без разумного осмысления духовного содержания всех этих акций такие действия, скорее всего, будут вызывать у представителей подрастающего поколения недоумение или скептические, насмешливые оценки.
Такого рода дела и словесные определения явно недостаточны для выражения конкретного содержания патриотизма, а потому они остаются абстрактными и формальными, не раскрывающими это немаловажное для воспитания юношества содержание. К примеру, для того, чтобы объяснить, что такое любовь к своей Родине, нужно, как минимум, знать и уметь растолковать подростку, что такое Родина, что такое любовь и какая её форма имеет отношение к Родине. Ведь, не говоря уже о любви, слово родина каждый понимает по-своему – от места своего рождения до места под солнцем вообще, если человек убеждён в том, что где хорошо, там и родина. От этого идея и понятие патриотизма в индивидуальном и общественном сознании носят слишком субъективный характер абстрактных представлений, ибо единичные явления патриотизма, сколь бы много мы их ни набрали, не в состоянии привести нас к его единой сущности и понятию, а без его понятия в наше определение патриотизма войдёт много того, что только выглядит как патриотизм. По этому поводу Александр Сергеевич Пушкин иронически заметил: «Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях Отечества, его историю знают только со времени князя Потёмкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, но со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что их дети бегают в красной рубашке».
Иммануил Кант утверждал: «Так как во внешнем мире нет никакой всеобщности, то её надо искать во внутреннем – в мышлении». Этот великий немецкий философ в начале XIX века входил в число трёх авторов, наиболее читаемых посетителями Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Однако имя Канта недавно вызывало яростное негодование у одного нашего соотечественника в ранге адмирала. В порыве ложного патриотизма он убеждал публику, что у нас есть более достойные имена для аэропорта Калининграда (в прошлом – Кёнигсберга), который известен миру тем, что в нём родился, жил, всю жизнь работал, умер и погребён Кант. В связи с этим случаем отрадно вспомнить, что Президент России на встрече с аспирантами и выпускниками расположенного в Калининграде Балтийского университета в 2013 году сказал: «Если хотите моё мнение, то Кант должен быть символом не только вашего университета, но и всего региона». Как и работы Канта, его слова, по-видимому, остались неизвестны адмиралу и не смогли исключить этого грубого проявления ксенофобии и невежества.
Итак, согласно Канту, только в мышлении мы можем прийти к истинному понятию единой сущности патриотизма, которое исключит многочисленные явления квазипатриотических чувств. В отличие от абстрактных представлений о патриотизме, его философское понятие вполне конкретно, то есть отнюдь не просто, так как оно по необходимости включает в себя три главных момента. При этом каждый из этих моментов содержит в себе два других, отчего они как конкретные составляют единство системы развивающегося понятия, или идеи патриотизма, которая, на мой взгляд, и должна лечь в основу системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
Первый момент понятия патриотизма есть его исходное тождество или всеобщность. Этот момент выражает глубочайшее внутреннее единство, роднящее всех людей на земном шаре как представителей человеческого рода разумных существ вообще. Вторым моментом его понятия выступает его различие, или особенность, которая выражает собой реальную определённость Родины каждого человека, то есть принадлежность каждого индивида человеческого рода к определённой семье, определённому обществу и определённому государству. Третий момент понятия патриотизма есть, наконец, единство его особенности и всеобщности, различия и тождества, или его единичность. Это итоговое единство понятия выражается в тех примерах, или образцах истинного патриотизма как любви к Отечеству, которые имеют важнейшее воспитательное значение для подрастающего поколения, ибо они не могут не вызвать у его представителей сочувствие и желание подражать им. Поэтому, если на основе конкретности философского понятия патриотизма систематически воспитывать патриотическое умонастроение юношества, то оно будет проявляться не лишь раз от разу – случайно и стихийно, то есть как истинно, так и ложно, как это всегда было прежде. Оно впервые обретёт осмысленное и регулярное выражение, поскольку будет основано на сознательном доверии и непреходящей любви молодёжи к своей Родине и Отечеству как к тому, без чего ни индивиды, ни народы, ни человеческий род в целом в наше время уже не могут благополучно существовать.
В ходе систематического воспитания патриотизма важно учесть инстинктивно-разумное стремление молодых людей обоего пола сохранить в своей Родине и своём Отечестве себя, причём сохранить себя в них именно свободным, а не случайным способом. Для этого их воспитатели должны преодолеть внешнюю необходимость патриотизма, которая обнаруживает себя только во время войн и других стихийных бедствий. Они обязаны раскрыть для юношества его внутреннюю необходимость, так как без её раскрытия в сознании их питомцев нет и не может быть подлинной свободы. Это значит, что от лозунгов и убеждений воспитатели обязаны перейти к разумному осмыслению и объяснению патриотизма как необходимой внутренней связи каждого человеческого индивида со всем человеческим родом через его семью, его народ и его исторически формирующееся национальное государство. Весьма отрезвляюще для воспитателей юношества высказался на этот счёт другой великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель: «Обращение к долгу может взывать к патриотическим чувствам, но если это не будет объяснено – это будет скучно».
Как же сделать так, чтобы наши воспитанники не заскучали? Для того, чтобы вникнуть в конкретное понятие чего-либо, мы должны постичь и его противоположность. Как добро может быть понято только через зло как его противоположность, а свет – через тьму, так и патриотизм в процессе его воспитания в сознании молодых людей для того, чтобы утвердиться в нём по-настоящему, должен пройти через горнило отрицания. Тогда истинное понятие патриотизма получится не за счёт того, что наши воспитанники по нашей указке отбросят всё, что антипатриотично. Напротив, неистинное требуется им для того, чтобы в процессе самоотрицания и саморазложения ложных форм патриотизма дух молодёжи с нашей помощью сам пришёл к сознательно-разумному постижению и утверждению его истинного содержания. Это не просто, но таков философский принцип искусства воспитания. Противоречие развивающегося понятия втягивает его в процесс, в ходе и результате которого оно становится в сознании молодых людей по возможности максимально развитым и конкретным. Обращая внимание на явления, противоречащие истинному патриотизму, и разбирая, постигая их происхождение, мы постигаем истинное значение патриотизма. Тем самым мы содействуем утверждению реального бытия его разумно мыслимого понятия, содействуем развитию идеи патриотизма не только в нашем сознании, но и в окружающем нас мире. На практике воспитания патриотизма это значит, что всем педагогам и всем представителям общественных и государственных институтов нельзя бояться открытого и откровенного диалога с юношеством по этой теме. Избегание дискуссий – удел тех, кто имеет лишь какое-то абстрактное, догматическое представление о патриотизме и не в состоянии эффективно защищать его, собрав воедино различные моменты его философского понятия.
В этом заключается вторая проблема, без решения которой единую систему патриотического воспитания подрастающего поколения создать не получится. Если в общественном и индивидуальном сознании не развивается конкретная, противоречивая природа понятия патриотизма, то молодёжь не вовлекается в сложный диалектический процесс развития реальности этого понятия, или идеи. Эта проблема порождается абстрактными рассудочными представлениями о патриотизме, не терпящими противоречий, которых не избежать при воспитании патриотического умонастроения юношества. Она вызвана именно отсутствием разработанной философской базы разумного осмысления патриотизма, без которой современная система духовно-нравственного воспитания молодёжи сложиться не может.
На извечный русский вопрос «Что делать?» в современных условиях остаётся лишь один правильный ответ. Он гласит: «Воспитателям подрастающего поколения необходимо дать своему духу философское образование». Только философски образованный человек способен постичь истинное понятие патриотизма и содействовать его утверждению в юных умах. «Нельзя не согласиться, что человек развитой уже потому является лучшим патриотом, что, обладая идеей общего блага и знанием элементов, его составляющих, он может целесообразнее действовать в пользу торжества своей идеи», – считал выдающийся русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Этот писатель, много лет служивший губернатором одной из российских губерний, был отнюдь не равнодушен к своей Родине, где в среде чиновничества он слишком часто сталкивался с псевдопатриотизмом. «Если в России начинают говорить о патриотизме, знай, где-то что-то украли», – предупреждал он. Наши доморощенные противники патриотизма любят ссылаться на это высказывание Щедрина. Однако они либо не знают, либо не желают знать, что он, являясь поборником истинного патриотизма, не терпел лицемерия, ради достижения личных целей рядящегося в патриотические одежды. Поэтому он и дополнил это своё суждение следующими словами: «Нельзя быть паразитом и патриотом ни в одно и тоже время, ни по очереди, то есть сегодня патриотом, а завтра проходимцем». Когда из контекста вырываются отдельные положения, то это может свидетельствовать как о наивности, так и о коварстве делающего это, но в любом случае такое действие является фальсификацией. В первом высказывании Щедрина речь идёт именно о псевдопатриотизме, о ложном выражении его сущности. Разоблачение лжепатриотизма есть одна из задач воспитания подрастающего поколения.
Какими же могут быть ложные выражения патриотизма?
Во-первых, можно игнорировать духовную сущность патриотизма и сводить его к каким-то совершенно внешним, материальным признакам. Квасной патриот будет кичиться тем, что пьёт русский квас и русскую водку, а не шотландский виски и американскую кока-колу. Экстремальным проявлением этого вида лжепатриотизма выступает яростная борьба за присущие своему народу особенности и отвержение всего якобы инородного, которое ведёт если не прямо к нацизму, как сегодня на Украине, то к его ближайшей предпосылке – к национализму. Националист презирает особенности других народов, возводя в ранг единственно истинных особенности своего. Это и есть ксенофобия, то есть, скорее, ненависть к чужому, чем истинная любовь к Родине. Думаю, что здесь уместно привести слова Петра Яковлевича Чаадаева, хотя они довольно мягки для этого вида псевдопатриотизма: «Я люблю своё Отечество, как Пётр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется всё видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями». При этом в разумном отношении к особенностям других народов особенно важна истинная мера, на которую указал другой русский философ Иван Александрович Ильин: «Любить свою Родину совсем не значит отвергать всякое иноземное влияние, но это не значит и наводнять свою культуру полой водою иноземщины».
Вторым видом ложного патриотизма является показной, официальный, так сказать, праздничный патриотизм. Истинный патриотизм не может появляться только на праздник и исчезать на следующий день, так как однажды по-настоящему осмысленное идейное содержание патриотизма никогда не исчезает и становится постоянно пребывающим умонастроением человека.
В-третьих, патриотизм можно трактовать и сугубо утилитарно. Вопрос об истинном соотношении личности и государства особенно остро встал пред человечеством в XVIII веке. Пренебрежение общественно-политическим целым во имя так называемых «прав человека», то есть партикулярных, особенных интересов различных человеческих индивидов стало в эпоху Просвещения весьма популярной идеологией. Государство, конечно, обязано видеть и защищать в каждом своём гражданине себя, но сводить эту обязанность к его служению своим гражданам никак нельзя. Договорная позиция «Ты – мне, я – тебе» есть выражение внешнего, условного отношения, принципиально отличного от признания безусловного внутреннего единства гражданина и государства. Как ни парадоксально, но государство существует не ради своих граждан, а ради себя самого, ради своего самосохранения, но без него их благополучию неминуемо придёт конец. Русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв справедливо заметил по этому поводу: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». Отсюда следует, что истинный патриотизм состоит в осознании этого безусловного внутреннего единства каждого гражданина с его семьёй, обществом и государством. То, что нас породило и взрастило, в каких бы условиях мы не росли, достойно любви и уважения. В нашей воле содействовать благоустройству жизни своего народа, начиная, прежде всего, с себя самих и не упиваясь одной лишь критикой того, что в ней несовершенно. «Пусть в тебе, Родина-Мать, много и слабого, больного, немощного, неустроенного, безрадостного, – писал Алексей Фёдорович Лосев. – Но и рубища твои мы созерцаем как родные себе. И миллионы жизней готовы отдаться за тебя, хотя бы ты была и в рубищах».
С этим связана ещё одна проблема, стоящая на пути создания единой системы патриотического воспитания подрастающего поколения – проблема преодоления разлагающего влияния на нашу молодёжь современного прагматического мировоззрения, основанного на сведении мироустройства к его комфортабельности. Это мировоззрение питает технократический образ мысли, который культивирует примат чувственных удовольствий в ущерб гармоничному развитию человека. Наслаждение русской классической литературой, которая воспитывает в юношестве, напротив, художественный вкус и восприимчивость к вечной красоте человеческого духа, решает эту проблему и одновременно выявляет следующую проблему – проблему состояния русского языка и родной речи. «Границы моего языка есть границы моего мира», – так определил роль языка современный австрийский философ Людвиг Витгенштейн. «На языке говорит не собственно человек, а в нём говорит и обнародует себя другим людям единая человеческая природа», – сказал за полтора века до Витгенштейна великий немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте. Именно язык по-настоящему выделяет народ среди других народов, а не политика, не экономика и не иные формы социальной активности людей, которые суть лишь следствия его самобытности, сказывающейся именно в родном языке этого народа. Поэтому основным условием для продолжения и развития живой жизни народа является не столько его внешнее благосостояние, сколько в гораздо большей степени развитие его родного языка. Поколения индивидов приходят и уходят одно за другим, а непрерывность жизни и истории народа обеспечивается сохранением и развитием его единого языка. Каков язык, таков и народ, потому что народ, в сущности, есть «сущий язык», как прекрасно выразился Пушкин в одном из своих стихотворений.
Мы, россияне, суть народы живых и органично развивающихся национальных языков не в последнюю очередь потому, что сообща храним и развиваем единый для нас государственный язык – русский. Однако, как всё живое, этот наш язык одновременно прочен и хрупок, отчего подвергается опасности вследствие разного рода дегенерирующих влияний. Я имею ввиду, прежде всего, насаждение в наших школах английского языка за счёт русского языка и литературы, во-вторых, жаргонизацию обыденной речи и, в-третьих, распоясавшуюся не только в интернете ненормативную лексику. Родная речь есть незаменимая среда и одновременно мощнейшее средство патриотического воспитания юношества, так как чистота и красота её есть гарантия нравственного здоровья народа. Все призывы к моральной ответственности и самым высоким нравственным идеалам будут тщетны, если через иностранный язык, насаждаемый в ущерб родному, в сознание подрастающего поколения проникнут совсем другие поведенческие установки. Нам требуется срочное возрождение значения родной речи, чтения и письма в начальной и средней школах. Они вытеснены теперь на обочину образования, хотя они сами по себе суть лучшие наставники юношества.
Чтобы успешно решить перечисленные проблемы, мы должны обрести разумный, объективный взгляд на преемственность поколений, философски осмысляя единую историю всех населяющих Россию народов. Жизнь каждого народа и человечества в целом не прерывается от поколения к поколению. Она вечно развивается во времени и есть духовное единство, творящее само себя через разрешение всех тех противоречивых стремлений, полем борьбы которых является сознание каждого человека. Мы как воспитатели обязаны увидеть и понять в подрастающем поколении не что-то для нас совсем иное, а, наоборот, самих себя в прошлом, настоящем и будущем. Тогда наше отношение к молодёжи станет необходимым звеном в процессе национальной культуры и национального самопознания. Столь же разумный, объективный взгляд мы должны обрести на искусство как художественное творчество, духовно обогащающее человека, на религию, под знаменем которой наши предки героически творили более чем тысячелетнюю историю нашего государства, и на роль философии в патриотическом воспитании юношества.
Если с помощью философии патриотизм будет нами разумно мыслиться, а не представляться, то станет ясно, что имел ввиду Президент России, когда недавно заявил, что патриотизм и есть наша национальная идея. С философской точки зрения идея есть конкретное тождество понятия с его реальностью. Только в этом строгом философском смысле патриотизм является настоящей идеей – не кем-то выдуманной, а действительной, истинной реальностью своего понятия. Постигая идею патриотизма и помогая приобщиться к ней подрастающему поколению, мы за краткое время нашей жизни стремимся вырастить на почве нашей Родины непреходящие плоды, то есть через свои добрые дела, совершенствующие наши народы и в них – весь человеческий род, навсегда оставить, сохранить себя в своём вечном Отечестве.
Спасибо за внимание!
0 комментариев