90-летие Фазиля Искандера

Написано 10 марта 2019

Имя Фазиля Искандера известно многим почитателям русской литературы. Писатель, журналист, общественный деятель, он внёс существенный вклад в духовное содержание нашего народа. Это был настоящий патриот Отечества; в своих философских размышлениях он раскрывал понятия справедливости, чести, достоинства, боролся с присущим любому устройству популизмом, конъюнктурщиной. Писатель болел сердцем о «распаде человечности», утрате добродетели в погоне за утилитарными выгодами, гибели и разрушении рода, равнодушию людей к будущему народа.

В жизни, Фазиль, родившийся в Сухуме и воспитывающийся матерью-абхазкой в селе Чегем (отец - выходец из Ирана, был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел), был аскетом, всей душой питал любовь к земле, уважение к соотечественникам - современникам и ушедшим. Понимая и осознавая величие русской культуры в себе и в мире, Фазиль Искандер, уважающий и свою кровь, говорил: «Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».

С первым произведением великого писателя я познакомился в седьмом или восьмом классе и был очарован красотой языка, а с ним, глубиной переживания нашего народа. Запомнился художественной сюжет из цикла "Сандро из Чегема», в котором Сандро Чегемский, как один из лучших танцоров Абхазии, был приглашён на ночной пир выступить перед самим Сталиным и его окружением. Он неожиданно узнал в "вожде народов" бандита, встреченного им много лет назад, но Сандро не испугался возможного трагического исхода этой встречи и даже блеснул лихостью, подъехав с завязанными башлыком глазами прямо к ногам Сталина. Вождь узнал его, хотя видел Сандро только раз в жизни, когда тот был ещё мальчишкой.

6 марта исполнилось 90 лет со Дня рождения Фазиля Искандера (1929-2016). Но в череде подготовки к Международному женскому дню, основанному в борьбе за права женщин и со временем утратившем идею, превратившись в День милых поздравлений женщинам за то, что они женщины (уж точно не за это ратовали Клара Цеткин и Роза Люксембург), это событие минуло око народного внимания. Печально, что дата рождения народного героя не была отмечено подобающе; пусть не в том формате, как сейчас принято устраивать дни рождения популярных, но безвестных, светских лиц, но хотя бы с акцентом в средствах массовой информации.

В эссе "Государство и совесть" Фазиль Искандер писал: "Сейчас мы ждем великого экономиста, как в свое время народ ждал доброго царя. Экономическая наука на наших глазах превращается в некую мистику, которая якобы спасет страну. Все спасает и все никак не может спасти. Разумеется, нам нужны культурные, талантливые экономисты. Но такие люди нужны и в любых областях нашей жизни. Однако нас ждут трагические неудачи, пока мы не осознаем, что базисом, фундаментом человеческой жизни и целого государства является совесть. Разбуженная совесть — самый грандиозный источник человеческой энергии. Но как ее разбудить? Как говорил знаменитый физик, надо поставить перед собой достаточно безумную задачу, чтобы она оказалась достаточно реалистической. На вопрос, что мы строим, мы должны иметь мужество ответить: мы строим совестливое государство, мы строим государство совести. А демократия и рыночная экономика только рычаги этого неслыханного в мире государства.

Совестливое государство сегодня звучит несколько смешно, как слон, плачущий при звуках музыки Моцарта. Но завтра это может стать естественным и радостным началом новой жизни, и слон заплачет. Самые людоедские государства, душившие совесть, никогда ее теоретически не отрицали, а просто искажали в свою пользу. Даже они мистически боялись прямо и громко ее отрицать. Интересный диалог в этом отношении был у нашего знаменитого священника-хирурга Войно-Ясеневского со Сталиным. Передаю суть.
— Что это вы говорите — душа, душа. Ее нет. Ее никто не видел, — сказал ему Сталин.
— Совесть тоже никто не видел, — отпарировал знаменитый священник-хирург, — но ведь вы не станете отрицать, что она есть.
И Сталин промолчал. Не осмелился сказать, что и совести нет. В этом великая, непобедимая тайна совести".