СЕМИОТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Курс видео лекций академика Вяч.Вс. Иванова
Лекции были прочитаны по скайпу в октябре-декабре 2016 года. В них Вячеслав Иванов затронул темы места человека в космосе, эволюционного значения морали и религии, отличий древнего человека от современного, хронологии и истории в греческой науке и ее продолжениях, тайных мужских союзов, "иероглифических" и "алфавитных" культур, биосферы и ноосферы, роли фольклора в передаче информации в бесписьменных обществах, роли юмора и остроумия в культуре и мн. др
Список лекций.
Вводные замечания общего характера: А) Какова концепция этого курса в Русской Антропологической Школе? Чем он уникален? Б) Зачем нужно учиться редким гуманитарным дисциплинам? В) Какая карьера может быть у человека с гуманитарным образовани? Г) Какими исследованиями Вы, лектор-Иванов, сейчас занимаетесь в особенности и отразите их в лекциях?
Место человека в космосе. Антропный принцип. Основные параметры Вселенной после Большого Взрыва, сделавшие возможной эволюцию по направлению к Человеку. Время по отношению к сингулярности (момент Большого Взрыва) по теории относительности. Вселенная в этот момент начала времени согласно исследованиям акад. А.Д. Сахарова и других ученых (две-сильная и слабая- формулировки антропного принципа: благоприятствование возникновению разумной жизни или направление развития в сторону ее появления). Основные характеристики плотности вещества и температуры. Роль Наблюдателя и Космос как Наблюдаемое. Степень реальности окружающего мира согласно разным концепциям.
Биосфера и ноосфера (Вернадский). От животного к человеку. Соотношение геосферы, Человека и биосферы и различные интерпретации дарвиновской эволюции: номогенез по Л.С. Бергу. Молекулярная биология и теория эволюции. Антропоиды, гоминиды и человек; приматология и антропология.
Эволюционное значение морали, этики и религии. Умерли ли боги?
- Лекция 3-я, часть 1
Краткое изложение современных результатов сравнения выводов археологии, генетики, сравнительного языкознания и исследования истории древней мифологии. Картина развития высших приматов-антропоидов От орангутана (11 млн лет) до гориллы, шимпанзе (8-6 млн.лет), бонобо.
- Лекция 3-я, часть 2
Отличие древнего человека от современного. История во времени. Анемизм, Леви-Брюль – «Первобытное мышление», партиципация, Юнг – архетипы, мировое дерево, коллективное бессознательно, неолитическая революция. Фрейд – тотем. Леви-Стросс – структурализм, систематическое описание мифов племён Южной Америки. Выготский – «Мышление и речь», этапы развития ребёнка, повторяя историю развития древних. Джеймс – двупалатный мозг. Эстафета жизни.
- Лекция 4-я, часть 1
Соотношение языка и метаязыка. Строго синхронная точка зрения при отсутствии ей противоположных – индийская наука о языке (Панини). Древнеиндийская скульптура и танец (влияние на Бежара). Диахрония и синхрония (Соссюр и структурализм). Реконструкция в науке. Панхрония и универсалии.
- Лекция 4-я, часть 2
Хронология и история в греческой науке и ее продолжениях. Критика истории у Морозова и Фоменко. Идеи циклов в истории (древнеиндийские периоды - yuga, Йейтс, Хлебников). Циклы Кондратьева. Эволюция и прогресс. Физиология активности (Н.А.Бернштейн), планы поведения и лобные доли. Настоящее как момент отсчета, антропоцентризм языка. Роль будущего в европейских культурах. Информация и энтропия. Поиск нового. Причины появления авангарда.. Остранение. Ноосфера и точка «омега» по Тейяр де Шардену. Регресс и идея «конца Европы» (Шпенглер). Конец истории по Фукаяма. Философия общего дела Федорова, идея воскрешения и русская космическая философия.
- Лекция 5-я, часть 1
Иероглифические» и «алфавитные» культуры. Отличие значений знаков в письменностях этих типов. Различие в сроках, темпе и объеме обучения (время и характер экзаменов для чиновников в старом Китае и т.д.). Роль дискретности в культурах алфавитного типа: понятие натурального ряда и логического вывода. Значение дискретного принципа в науках ХХ в. – генетике, фонологии и др. (об этом- Бугаев, Флоренский. Колмогоров). Этюд Л.Толстого о карме. Сравнение «Книги перемен» (И Цзинь) с современной генетикой: сходства и различия. Введение иероглифов в язык современной науки и критика деконструкции. Пример различий в структуре определения преступника в иероглифическом детективе (Ляо Чжай=Пу Сун Лин) и в детективе с абдукцией (Эдгар По).
- Лекция 5-я, часть 2
"Эволюция Ноосферы на ранних этапах". Различные типы мышления личности и общества в культурах разных типов. Гипотезы об особом «первобытном» мышлении: анимизм, теория партиципации Леви-Брюля. Проблема коллективного бессознательного. Интепретация тотемизма Дюркгеймом и Моссом, Фрейдом, Леви-Стросом. «Мысль дикаря» и бриколаж по Леви-Стросу. Различие комплексного и понятийного мышления и их развитие и распад по Выготскому; биологические источники интеллекта. Нейрофизиологические гипотезы: Джейнз о «крушении двухпалатного мозга» и становлении сознания: отличие Древнего Востока от Греции. Иерусалим и Афины, мудрость и разум. Буддийская логика в сравнении с европейской. Обоснование чужой одушевленности и проблема Другого-Ближнего в европейской философии.
- Лекция 6-я, часть 1
Числа и математические понятия в культурах разных типов. Предполагаемые биологические корни определения числа и количества, их развитие и вырождение в «первобытных» обществах (новые данные о культурах бассейна Амазонки). Числа в графике палеолита. Ранние жестовые способы кодирования чисел (Древний Египет и параллели в других культурах), нейрофизиологические истоки (синдром Герстмана). Гипотезы о характере математики в Древнем Египте, особенности языка математических и медицинских папирусов.
- Лекция 6-я, часть 2
Отсутствие доказательств как основное отличие древнеиндийской математики от европейской. Пример Рамануджана. Роль интуиции в культурах Востока и Запада (разных периодов). Проблема противоречия и принцип «третьего не дано». Интуиционизм и конструктивный принцип в математике; параллели в ранних культурах. Роль очень больших и очень малых чисел в физической картине мира. Антропный принцип. Пифагорейство. Вычислительные возможности современных и будущих компьютеров. Техника оракулов и предсказаний; вероятностный подход и детерминизм: в каких культурах Бог или боги играет (играют) в кости.
- Лекция 7-я, часть 1 (начало)
Роль народного искусства и фольклора в передаче информации в бесписьменных обществах. Оценка количества информации, передающейся сказителями в форме песен под музыку. Сопоставление с объемом информации, хранимой и перерабатываемой индивидуальным мозгом, целой культурой и ноосферой. Вероятная роль музыки в ранних обществах. Социальные и семиотические последствия появления письменности и ее распространения после неолитической революции. Необходимость учета в производящей экономике, значимость писцов и возникновение бюрократии. Отличие письменной литературы от фольклора. Жанровые различия между фольклорной и письменной литературой.
- Лекция 7-я, часть 1 (продолжение)
Роль народного искусства и фольклора в передаче информации в бесписьменных обществах. Оценка количества информации, передающейся сказителями в форме песен под музыку. Сопоставление с объемом информации, хранимой и перерабатываемой индивидуальным мозгом, целой культурой и ноосферой. Вероятная роль музыки в ранних обществах. Социальные и семиотические последствия появления письменности и ее распространения после неолитической революции. Необходимость учета в производящей экономике, значимость писцов и возникновение бюрократии. Отличие письменной литературы от фольклора. Жанровые различия между фольклорной и письменной литературой.
- Лекция 7-я, часть 2
Письменная литература, отличие от фольклора. Доктор Живаго и Доктор Фаустос. Военная литература на примере гражданской войны в Испании – Пастернак, Томас Манн, Гроссман, Оруэлл, Хэмингуэй…
- Лекция 8-я, часть 1
Цари и советники. Общественные институты жестко организованного типа (мужские союзы, церкви, монашеские ордена, партии, мафиозные группы и др.) в восточных и западных традициях. Зоопсихологические параллели. Преодоление вожаческой тенденции по Вагнеру и предистория общества (Тих). Символическая роль священного царя и его советников (Хокарт), новые их функции после неолитической революции. Стабильность и вероятность катастрофического развития в структурах этого типа. Почитание прошлого и канон в культурах Востока. Ограниченность числа богов в пантеоне, выдающихся лиц прошлого в разных областях жизни (классиков) как проявление степени жесткой фиксированности основных черт культуры. Стабильность словаря и других сторон языка. Нарушения стабильности при предельной жесткости ограничений. Карнавальная смеховая культура и инверсия отношений. Шуточные перебранки между половинами в дуалистических обществах. Роль юмора и остроумия. Смех как свойственное человеку (античные источники Рабле, «Имя розы» У.Эко). Серьезность фундаменталистской религии и официальных общественных установлений.
- Лекция 8-я, часть 2
Представления разных культур о реальности окружающего мира (ср. диалог разных мыслителей Востока и Запада по Щербатскому). Соотношение внешнего и внутреннего. Мистицизм по отношению к индивиду и коллективу. Проблема «моста» к небу в шаманизме и последующих культурах. Выбор спасителя и посредника («Я хочу говорить с Богом без телефона марки ‘Христос’», Рильке). Отношение к природе. Роль эстетического начала в сравнении с другими (этическим, религиозным: Кьеркегор). Идея Вечной Женственности. Дуализм и гностицизм в средневековой Азии вдоль Шелкового Пути. Воздействие арабских средневековых представлений на Европу (Веселовский и Марр). Гностицизм в европейской поэзии от Данте до Блока. Атеизм, богоборчество и конфликт веры и разума в западных обществах нового времени. Фундаменталистские тенденции обществ Востока. Искусство и проблема Мировой Гармонии. Тезис «мир спасется красотой» (Достоевский) и его реализация в истории отдельных культурных традиций: русской и византийской (на разных этапах), западноевропейской, древнеблиневосточных, южноазиатских (в частности, индийской) и древнедальневосточных. Типы отношения к миру и их эстетическое и философское выражение. Роль формы в искусстве и методы ее изучения. История искусства без имен и проблема роли Гения («Артиста» или Сверхчеловека, по Ницше). Современные методы изучения искусства. Роль русской формальной школы. Искусство и теория информации.
- Лекция 9-я
Рука и мозг. Человек и его орудие. Инженерная точка зрения (общие черты древнеримского и современного американского общества). Роль техники и орудий. Бергсон об интеллекте и инстинкте. Сопоставление с социальными системами беспозвоночных и их коммуникацией (танцы пчел). Вынесение интеллектуальных и языковых операций вовне (язык жестов, устный естественный язык, другие системы знаков). Наскальная живопись и ее символика по Леруа-Гурану, Универсальные семиотические комплексы эпохи мирового дерева согласно Топорову (дерево Боддхи, образ распятия). Музыкальные инструменты как внешняя реализация потенциала височных отделов правого полушария. Значение кино, телевидения и других средств общения. Компьютеры как продолжение левого полушария мозга. Интернет и возможности мировой культуры. Вероятное развитие квантовых компьютеров и перспективы на будущее. Мозг как дискретный компьютер Тьюринга в сочетании с квантовым.
- Лекция 10-я
Основные типы цивилизаций и их различия. Степень замкнутости культурных миров. Возможности коммуникации между ними. Вопрос об универсалиях, взаимовлияниях и конвергенции: степень независимости цивилизаций доколумбовской Америки. Основные периоды истории культуры на Земле. Пещерное искусство. Городская революция. Осевое время, сходства и различия главных мировых религий. Тенденции развития культур Европы нового времени. Глобальная цивилизация и ее будущее. Гибель локальных культур, религий и языков (фундаменталистская реставрация как реакция на угрозу гибели, обострение религиозных и этнических конфликтов как часть процесса глобализации). Языки в космосе. Проблема осмысленности (или абсурдности) истории и роли ноосферы.
0 комментариев