Основные черты современного молодого человека
Цель размышления, предлагаемого вниманию благосклонного читателя, – прояснить картину отношений между поколениями и попытаться выявить существенные особенности мировоззрения современного молодого поколения.
Объективный взгляд на молодое поколение
«Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Это изречение приписывается Сократу – знаменитому древнегреческому мыслителю V века до Р.Х. С тех пор, заметит читатель, мало что изменилось. Поэтому прежде обращения к предмету исследования нам необходимо разобраться в логическом методе, с помощью которого мы будем исследовать этот предмет. В его исследовании нельзя спешить, ибо, руководствуясь привычными для себя суждениями, мы рискуем потратить время впустую и сформировать о столь важном предмете, как молодежь, субъективное, случайное мнение, не раскрывающее её сущности. В этом случае вместо исследования современной молодёжи будет происходить ретрансляция нам наших же представлений о ней, которые возникли благодаря особенностям нашего восприятия молодых людей.
Прежде всего, зададимся вопросом, можем ли мы считать взгляд старшего поколения на поколение молодое объективным, то есть научным, истинным, или всеобщим и необходимым? Что есть молодёжь по сути своей? В восприятии представителей старшего поколения молодёжь есть не просто их продолжение. Молодые люди есть мы, взрослые, изменяющиеся сообразно нашим ценностям, убеждениям и культуре. Но если в себе эти изменения может увидеть далеко не каждый, то в своём продолжении, отличном от нас (к примеру, – воспитанных нами детях), эти изменения становятся наглядными для всех.
Нам нужно уйти от поверхностного взгляда на молодёжь как на представителей какого-то другого рода людей. Жизнь человечества от поколения к поколению не прерывается; она вечно развивается во времени и есть духовное единство, разворачивающееся из себя самого в окружении природы через конечные духовные противоречия, воплощением которых является каждый человек. Проницательный французский мыслитель Блез Паскаль заметил, что вся последовательная смена людей не что иное, как один и тот же постоянно существующий человек. Поэтому и отношение поколений в сущности диалектично, так как отцы и дети есть одно и тоже человечество, но – как отличные друг от друга.
Таким образом, в молодом поколении мы обязаны понять себя. Наше отношение к молодёжи есть процесс самопознания. Чтобы этот процесс был результативным, необходимо не только смотреть на юное поколение своими глазами, но и взглянуть на себя глазами юношества. Для этого требуется отвлечься, абстрагироваться от себя, от своих субъективных намерений и убеждений, то есть познавать объективно. В процессе нашего самопознания, таким образом, появятся уже две стороны. Они, конечно, будут противоречить друг другу, но обе будут выражать одну и ту же сущность – современное состояние нашего народа и человечества в целом. Чтобы наше мнение о молодёжи стало объективным, или истинным знанием её сути, требуется достичь их примирения между собой. В противном случае мы не сможем преодолеть их односторонность, то есть ущербность.
Стало быть, для объективного исследования молодёжи нам нужно соединить наше отношение к ней как не упавшей с неба, а порождённой и воспитанной нами, и отношение молодёжи к нам, к старшему поколению. Тем самым мы сможем понять, уяснить себе её взгляды, составляющие юношеское мировоззрение.
Цель исследования мировоззрения молодёжи
Святитель Иоанн Златоуст так выразился о причинах морального разложения общества: «Оттого-то у нас города и развратились, что худы наставники юношества». Если мы для начала уже определились с методом познания, то теперь пора высветить конечную цель наших воспитательных усилий. Так как слова Иоанна Златоуста актуальны и адресованы именно к нам как воспитателям юношества, делающим это через свою профессиональную деятельность, через любовь к книгам, через интерес к искусству, религии и философии, то эту цель можно без ложной скромности определить как благо человечества, ибо мы хотим воспитать в представителях молодёжи действительно нравственных и по-настоящему духовных, то есть разумно мыслящих людей. Ведь разумное мышление, состоящее, прежде всего, в постижении нравственного закона, есть высшее проявление сущности человека как такового. Если наше природное тело, в отличие от бесконечности духа, ограничено, то наше дело – пестовать в молодёжи ростки разумно мыслящего духа, любовно ухаживать за ними, продолжая работу, начатую не нами, а нашими предками.
Сегодня общество в нашей стране по примеру других, так называемых «развитых» стран, сориентировано на прагматические цели. Прагматическое мировоззрение видит во всём только материальную пользу – пользу, как правило, личную. Этим обусловлена и величайшая духовная разъединённость представителей современной эпохи, когда произвол и испорченность индивидуумов достигают своих крайних пределов. Наша эпоха вместо христианской любви людей друг к другу знает лишь страстное себялюбие. Индивидуальность замыкается на себе, утрачивает сознание своего единства со всем человеческим родом. Но наше я – конечно, а духовный мир – бесконечен. Он есть сомкнутое с собой единство, отчего и любовь в нём есть способность забыть себя и в этом забвении обрести блаженство.
Но случайно ли современное состояние мира? Нет, столь дисгармоничное его состояние неизбежно, ибо моральное добро и нравственность существуют только там, где есть противоположное, то есть зло и борьба с ним, нравится нам это или нет. Таков необходимый процесс развития человечества, руководимый законом всеобщего отрицания, так как именно отрицание не даёт существующему покоя и является движущей силой мироздания.
С таким посылом и учитывая необходимое различие поколений, мы можем приступить к рассмотрению различных сфер духовной деятельности современной молодёжи, её характерных особенностей и ценностей.
Сферы деятельности современной молодёжи,
характерные особенности и ценности юношества
Начнём рассуждение об особенностях современной молодёжи с наблюдений за её общественной деятельностью, а через особенности этой деятельности перейдём к анализу душевных и личных качеств молодого человека.
Среди различных социальных явлений особое значение имеет патриотизм как понятие многогранное, содержащее в себе взаимосвязь каждого человека с такими важнейшими для жизни людей институтами, как семья, народ, церковь и государство. Понимание патриотизма сегодняшней молодежью можно охарактеризовать как амбивалентное (то есть двойственное) по содержанию, принимающее весьма разные, в том числе и радикальные, формы. Этим объясняется причина появления, с одной стороны, националистически настроенных молодых людей, а с другой – молодых людей, столь же непримиримо отвергающих патриотизм, видящих в нём опасность ограничения личной свободы. Неадекватному отношению к патриотизму мы обязаны, помимо других факторов, недостаточно ясной политике его воспитания. Поверхностное и фрагментарное изложение сущности патриотизма, акцент на единичные примеры, на самоотверженные подвиги наших соотечественников, происходящие во время великих войн (в периоды, когда национальный дух достигает наивысшей сплочённости) и, в тоже время, игнорирование иных моментов общественно-государственной жизни, важных для целостного понимания природы патриотизма – таковы наши упущения, требующие исправления. В противном случае навязчивая декларация правильных убеждений вряд ли разовьёт у молодёжи любовь к своей Родине – скорее наоборот, она вызовет у молодых людей раздражение и возражения.
Когда мы говорим о патриотизме, мы действительно ведём речь о любви. Доктор философских наук А. Н. Муравьёв, выступая на эту тему перед весьма юной аудиторией, сказал: «Говорить о любви вообще очень трудно, поскольку любовь есть чувство очень интимное и слишком выпячивать, разглашать себя оно не любит, хотя сказать: "Я люблю свою Родину" очень даже легко, особенно если от тебя ждут такие слова, а ты ждёшь, что тебя за них похвалят. Но становится ли от таких наших слов нашей Родине лучше и не лучше ли нам вместо них просто сделать для неё что-то хорошее – это ещё большой вопрос. Ещё больший вопрос состоит в том, что значит слово любовь, если оно для нас действительно что-то значит». Одна моя знакомая (имеющая детей, которые как раз находятся в том юношеском возрасте, о котором мы говорим) написала в социальной сети: «Пока есть те, кто нас любит, всё в порядке будет». В этом афоризме выражено представление о любви современного молодого человека с его надеждами, требованиями и убеждениями. Сегодняшнее положение дел таково, что при слове любовь мыслится, прежде всего, внимание к себе, а уже потом, с учётом напряженности этого внимания, к тому человеку, с которым нас связывает это чувство. Однако, во-первых, это – типичные признаки партнёрских отношений, то есть отношений, находящихся в сфере договорных обязательств («Ты – мне, я – тебе»). Эти признаки, разумеется, не раскрывают понятие действительной любви, охваченный которой человек, преодолевая свой эгоизм, чувствует в другом человеке себя, а себя – в другом и потому стремится к благополучию другого, не отделяя его благополучия от своего собственного. Во-вторых, действительная любовь не ограничивается отношением к определённому человеку и перерастает в отношение человека к миру вообще, ибо если человек любит только одного человека и безразличен к другим, то его любовь несовершенна.
«Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас или нет – нам об этом нечего беспокоиться! Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить», – сказал архимандрит Иоанн Крестьянкин. Влечение к наслаждениям и мирской суете – вот возвеличиваемый современностью принцип так называемой «любви», и он правит бал, несмотря на классическую русскую литературу, раскрывающую истинный смысл этого понятия. Этот принцип льстит молодому человеку и потакает его неугасающей страсти к себе: «Ты самый лучший, самый успешный, у тебя всё получится!». Такими рекламными лозунгами мы повсеместно разлагаем дух молодого поколения, питая в его представителях ложную самоуверенность и чувство собственного превосходства, грозящие обернуться если не катастрофой, то глубокой душевной депрессией.
Следующее понятие, которое вместе с любовью является основой мировоззрения современного молодого человека, это свобода. Разговор о свободе тоже должен внести ясность в её истинное значение. Свобода в глазах современной молодёжи есть чаще всего произвол, то есть своенравное своеволие, требующее осуществления многообразных влечений индивидуума. Но действительная свобода есть понятие, раскрывающее в человеческих действиях единый разумный смысл и потому относящееся не к отдельной личности, а к всеобщему благу. Быть действительно свободным – значит действовать согласно цели, имеющей всеобщий интерес. Это требует не только внутренних усилий, но, прежде всего, понимания нравственного закона: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Поэтому можно сказать, что свобода есть разумное самоопределение человека.
Важнейшая сфера социальной активности молодого человека – его профессиональное образование. Я намеренно начинаю с профессионального образования, потому что общее образование молодого человека сегодня, к сожалению, ориентировано на профессию. Это значит, что свобода самоопределения, о которой сказано выше, носит несколько условный характер. Есть такие, кто уже в начальных классах школы определили свою будущую профессию. Однако чаще бывает так, что, развиваясь интеллектуально и приобретая жизненный опыт, человек узнаёт свои неведомые ему прежде потенциальные возможности. «Нас было четыре тысячи студентов. Из них только пятнадцать мальчишек и девчонок вместе со мной наблюдали звёзды. Остальные бегали по дорожкам и наблюдали за собственными ногами», – заметил по этому поводу американский писатель Рэй Бредбери. Слишком рано профессионально ориентируя общее образование, мы рискуем получить специалистов, деятельность которых будет сродни вычислительным машинам, успешно справляющимся с множеством технологических операций. Следует признать, что популярные сегодня в среде молодёжи технократические установки есть результат нашего влияния на молодое поколение, проводником которого служит, прежде всего, модернизация образования.
Образование сегодня нацелено на комфортное пребывание индивидуума в общественной среде и ради этого оно культивирует прагматизм в ущерб целостному развитию человеческого духа, что, разумеется, не способствует появлению у молодых людей тех качеств, о которых можно говорить с уважением. Необходимость конкретного тождества теоретического и практического образования налицо. К примеру, сегодня много говорят об искусственном интеллекте, о цифровизации различных сфер. Этим вопросам придаётся особая важность, но природа этих понятий не исследуется. Тем самым открывается поле бесполезных усилий, а юношество настраивается на обожествление цифры. В тоже время идёт явное огрубление его нравов, происходит падение качества образования, в том числе из-за того, что молодые люди не читают, а если и читают, то далеко не то, что способствует развитию разумного мышления. Молодой человек уверен, что он начитан, ибо каждый день он пользуется поисковыми системами и проглатывает огромное количество информации. В связи с этим напомним слова Конфуция: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время; размышлять, не учась – опасно».
Интерес к чтению в нашей стране явно падает. Это признают не только эксперты, но и чиновники. По данным Министерства культуры РФ, 35% населения вообще не читают книги после школы, а 44% россиян за год не открыли ни одной книги. Потребности же людей различаются в зависимости от образования и свободного развития. От этого зависят предъявляемые ими требования, их вера в авторитеты и доверие к ним. В известном произведении Олдоса Хаксли "О дивный новый мир" сатирически раскрыты проблемы современного общества, пагубность исключительно материальных ценностей и неизбежная бедность мысли людей, одержимых лишь чувственными благами. «А Шекспира они читают?– спросил Дикарь, когда, направляясь в биохимические лаборатории, они проходили мимо школьной библиотеки. – Ну разумеется, нет, – сказала директрисса, зардевшись. – Библиотека наша, – сказал доктор Гэфни, – содержит только справочную литературу. Развлекаться наша молодежь может в ощущальных кинозалах. Мы не поощряем развлечений, связанных с уединением». Так происходит обмеление духа; знания приобретаются специализированные, нужные материальному производству, оно же в ответ, словно кость, бросает человеку пакет с примитивными удовольствиями. По результатам социологического опроса «Что нужно для достижения успеха в современной России?» на первом месте стоят связи с нужными людьми и деньги, и только после них называются трудолюбие и образование.
Говоря об образовании, нельзя исключать воспитание как переход от своеволия к воле истинной и разумной. В процессе воспитания происходит снятие природной непосредственности воли. «Воспитание должно быть надежным и сознательным искусством образовывать в человеке устойчивую и безошибочную добрую волю», – утверждал великий немецкий философ Фихте. В этом своём качестве оно есть главный фактор духовного развития молодого человека. В процессе воспитания возникает и совершенствуется разумное мышление, которое определяет содержание мировоззрения и представлений личности, ибо облагораживает её чувства. Поэтому отсутствие воспитания означает превращение человеческого общества в то, что другой великий немецкий мыслитель Гегель назвал духовным царством животных. Как сказано в Библии, «из сердца выходят дурные мысли, убийства, неверность». Радует, конечно, что молодые люди ныне со всё большим вниманием воспринимают от старших наставления о том, как правильно жить. Вопрос в том, что разговор по таким темам носит чаще личный характер, не становясь принципом российского образования.
«Народ, имеющий плохое понятие о Боге и вере, имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы». Эти слова Гегеля чрезвычайно актуальны в наши дни. Возомнив себя творцом мира, современный человек стал снисходительно смотреть на религию, видя в ней лишь институт управления массами и не осознавая того, что его собственные личные проблемы коренятся в его презрительном отношении к абсолюту. Думаю, что такой примитивный взгляд на один из высших способов духа есть индикатор опустошённости сознания, ограниченности мышления, по существу – возврат к непосредственному восприятию реальности. Многие молодые люди наивно полагают, что поиск божественной истины не нужен «прогрессивно» мыслящему человеку. «В наше время никого не тревожит, что он ничего не знает о боге; – продолжает Гегель, – более того, уверенность в невозможности подобного познания считается проявлением необычайной проницательности». Современная эпоха превратила божество в далёкий от нас призрак. Это тоже способствует росту высокомерия, поскольку человек полагает, что в этом знании незнания он выразил своё величие и истинное предназначение. В связи с этим вновь встаёт вопрос к нам: отчего мы не привили юношеству уважение к религии, к глубине и возвышенности религиозного сознания?
Не менее проблематично сегодня и отношение молодёжи к искусству. При многообразии современных форм искусства единая природа искусства явно недостаточно раскрывается юным сознанием. Поэтому великое в его представлении перемешано с ничтожным, прекрасное – с отвратительным, но претендующим на восхищение. Такое умонастроение не только бесплодно, но и вредоносно, так как понять искусство – значит открыть великое богатство красоты мира.
Несколько слов – об общественной активности молодёжи. Не нужно быть социологом, чтобы заметить её существенный рост. Причина этого роста понятна – накопившийся в советский период запрос на свободную общественную деятельность естественно начинает реализовываться. Молодёжных объединений сегодня множество, но далеко не все они способствуют развитию гармоничной личности. В послании апостола Павла к коринфянам сказано: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Разумеется, от цели общественной деятельности зависит и мотивация к ней. Это либо социальное служение, либо ресурс для удовлетворения личных потребностей. Институт общественных организаций сегодня находится в стадии становления, поэтому об опыте предыдущего поколения говорить можно с натяжкой. Тем не менее, отношение к некоторым личным качествам у различных поколений определённо различное. К примеру, сегодня старшее поколение часто желает молодым людям быть амбициозными. Они же, полагаясь на авторитет взрослых, видят в амбициозности ценность. Но что значит слово амбициозный? Дословно оно переводится как исполненный тщеславия, своенравный. С каких пор качества приземлённые, всегда считавшиеся негативными, вдруг стали идеалом, которого желают? Конечно, можно сказать, что имеется ввиду амбициозность в лучшем смысле этого слова. Но его лучший смысл выражают другие слова, например, целеустремленность, настойчивость, волевой характер. Или, наоборот, возьмём слово лох, которое, обозначая человека, не умеющего выгодно устроиться и доверяющего к людям, есть слово ругательное и оскорбительное. Отчего произошло такое превращение положительных человеческих качеств в отрицательные? Оттого, что из голов старших путаница переносится в головы молодых людей.
Широкое поле социальной активности молодёжи представляет собой добровольчество, или волонтёрство. На мой взгляд, первое, исконно русское слово более точно выражает смысл служения во имя добра. Волонтёрство же как слово, заимствованное из французского языка, означает в нём вовсе не добрую, а лишь охотную волю, то есть то, что делается в охотку, а такие дела отнюдь не всегда бывают добрыми. Первыми волонтёрами были французские солдаты, которые шли на войну, не имея средств к существованию и предполагая добыть их в бою. Отношение молодого человека к добровольчеству тоже различное. Кто-то занимается добровольчеством ради приобретения социального опыта, кто-то – потому, что это ему сейчас в охотку, а кто-то – руководствуясь принципом: «Делай добро ради него самого». Последний вариант есть, конечно, самый верный, и чем чаще он будет встречаться, тем лучше будет нам всем.
Сегодня много внимания молодёжь уделяет здоровому образу жизни. Правда, под здоровым образом жизни чаще понимается физическое состояние организма. Это, разумеется, очень важно и здорово, что сегодня в моде у юношества уже не наркотики, не пиво и не сигареты, а спорт и физическая культура, но этого недостаточно. Крылатое выражение «В здоровом теле – здоровый дух» изначально имело более определённое значение. У римского поэта Ювенала оно звучало так: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом», то есть здоровье ума стояло для него на первом месте. Молодёжь же смотрит на спорт только как на гимнастику тела, но не гимнастику ума. Поэтому нам необходимо привить ей понимание, ради чего требуется физическое здоровье. Настроим «качалок» да стадионов и будем ждать от них высокой культуры подрастающего поколения, а в итоге получим грозную безумную силу, которую тот, кто себе на уме, бросит туда, куда ему потребуется.
«Чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия – для этого надо, чтобы жизнь семейная была крепка благословенной любовью супружеской, священной властью родительской, детской почтительностью и чтобы вследствие того возникали столь же чистые начала жизни государственной, чтобы любовь ребенка к матери была преддверием любви к отечеству», – утверждал святитель Филарет Московский (Дроздов). В отношении молодого человека к семье скрыто будущее нации, ибо семья есть малое государство. В ней испытываются ответственность, истинная любовь, терпение и смирение. Плохой семьянин это, как правило, никудышный гражданин. Семейные ценности, находясь среди значимых ценностей молодёжи, воспринимаются ею всё более утилитарно и своевольно. Сегодня семья в представлении юношества основывается преимущественно на инстинктивном влечении или договоре, но почти никогда не характеризуется как общественный долг и служение. Вот откуда наши рекорды по количеству разводов и убыли населения! Для справки: по данным Росстата в 2016 году распалось более 60% браков и наблюдается тенденция к увеличению этого показателя.
Теперь перейдём к тому, как молодое поколение мыслит. «Границы моего языка есть границы моего мира», – эти слова австрийского философа Людвига Витгенштейна выражают роль и значение языковых форм выражения мысли. Говорит не собственно человек, а в нём говорит и обнародует себя другим, ему равным, единая человеческая природа, состоящая в том, что он есть мыслящее существо. Народ, в сущности, есть сущий язык, как сказал Александр Сергеевич Пушкин в одном из своих хрестоматийных стихотворений. Поэтому основным условием для успешного продолжения жизни народа является не только рост его благосостояния, но и в гораздо большей степени сохранение и развитие его родного языка. Национальный дух не может не опираться на национальную культуру, основой которой является родной язык народа, на котором пишется национальная художественная литература. Язык есть сущее для других сознание, и в художественных произведениях он выражает сознание нации. Чистота языка есть гарантия нравственного благополучия народа, ибо родная речь является одним из главных, если не самым главным инструментом и национально-государственного развития, и индивидуального самоопределения. Отсюда становится очевидной выдающаяся роль сохранения и развития языка народа в деле воспитания молодёжи. Не надо доказывать, что огромный потенциал русской классической прозы и поэзии далеко не в полной мере используется образовании юношества.
На каком же языке говорит современный молодой человек? Наш язык, как и наше сердце, открыто различным угрозам. Можно заглянуть в современный толковый словарь и посмотреть на языковые изменения, произошедшие с конца ХХ века. Чем обогатился наш язык, да и обогатился ли он? Слов новых немало, но какие это слова? Бабки (в значении денег), байк (мотоцикл), баксы, бой-френд, випы, секьюрети, транссексуал, тусовка, шейпинг, шопинг и другие слова, которые можно услышать из уст видных политиков, но изменяющие психологию масс в откровенно-криминальном направлении – уже упомянутый лох, кинуть, беспредел и тому подобные словечки. Изменяет наш язык и массовое вторжение в него англицизмов, принятых в экономике, торговле и интернете: маркетинг, менеджмент, контроллинг, тайминг, лизинг, ОК, инфа, имхо, аватар. Разумеется, для того, что обозначают эти слова, можно было бы найти выражения и в русском языке, но мы приняли в него инородные, попутно оценив наш язык как устаревший, негодный для новинок современности. Примечательно, что некоторые слова, ранее заимствованные из других языков, сегодня в очередной раз заменяются на иностранные, отчего тенденция становится трендом и так далее. Нашему сознанию непросто угнаться за таким постоянным обновлением нашего языка. В связи с этим происходит стремительная жаргонизация русской речи. Жаргонизмы, наряду с её упрощением, выражают и явное падение нравов, заражённых индивидуализмом и потребительством. Модный жаргон (отвали, урод и другие, более жесткие, слова) деформирует отношения людей, разъединяет и отстраняет их друг от друга, делает правилом безразличие к чужой беде (мне по барабану, параллельно, или фиолетово). Призывы молодёжи к моральной ответственности и нравственным идеалам тщетны потому, что через язык в её дух уже проникли совсем другие принципы мышления и поведения.
Возникает вопрос: можем ли мы повлиять на современное состояние русского языка и тем самым – на формирование мировоззрения юношества? Этот вопрос направляет внимание и на будущее библиотек (в том числе, в контексте темы нашей конференции: «Современная библиотека в эпицентре молодёжных интересов»). Замечу, что тема конференции сформулирована несколько двусмысленно. К сожалению, библиотека не находится в эпицентре интересов современной молодёжи. Это библиотекам важно, чтобы юношество вернулось к чтению полезных ему книг. Задача поставлена весьма актуальная и обнадёживает, что её обсуждение вышло за стены библиотек.
Конечно, будущее библиотек – не в увеличении их числа. Молодёжь уже не пойдёт в библиотеки только из-за наличия там массы книг. Электронную копию любой книги сегодня можно найти в Интернете, да и любителям печатной книги книжные магазины ныне предлагают весьма привлекательные условия, так как то время, когда за приобретение популярных изданий желающим приходилось сдавать килограммы макулатуры, уже миновало. Но неужели библиотеки, которые прежде, по выражению Гёте, были сокровищницами или, по меньшей мере, полезными кладовыми знаний, передаваемых из поколения в поколения, уходят в небытие? Думается, что кроме научных и специализированных библиотек, в которых хранятся рукописные и печатные оригиналы выдающихся произведений, остальные, известные нам в том виде, в котором они существовали последнее столетие, уже не соответствуют требованиям современности. Информация сегодня доступна как никогда прежде и библиотеки станут анахронизмом, если не приспособятся к современной реальности. Они должны пересмотреть свои задачи и от накопления книг перейти к действиям по сближению молодого человека с их содержанием. Нам сегодня важно развивать не только культуру чтения, но равным (если не преимущественным) образом – культуру обсуждения и общения. В библиотеках нам предстоит увидеть одно из средств формирования разумного мировоззрения. Достижение этой цели, разумеется, есть задача не только библиотекарей; здесь нужна государственная стратегия, ориентированная на взаимодействие всех ответственных за это структур.
Создание творческих площадок – мест, где молодые авторы представляют свои произведения, есть один из первых шагов по приобщению молодых людей к содержанию книг. К примеру, поэтическая площадка "Свободный микрофон" даёт возможность молодым поэтам и чтецам открыть себя для других. Естественное желание обнародовать своё творчество мобилизует авторов к внутренней работе, к поиску более совершенных приёмов поэтического мастерства. Такие места объединяют не только деятелей искусства; они привлекают и поклонников литературных жанров как личностей, находящихся в жизненном поиске. Библиотека должна стать для молодого человека общественным пространством, где он может реализовать свои особенные интересы. Возвышенный слог, импозантная риторика, актёрское мастерство – эти умения всегда привлекали юношеские сердца. Поэтому театрализованные постановки и театры юного зрителя – вот ещё одна сфера творческого пространства, развивающая художественное восприятие зрителей пьес и актерское мастерство.
Книги сопровождают нас с детства. Сначала это сказки, которые в исполнении наших родителей дают нам первые представления о природе и жизни людей, рассказывают о добре и зле. «Чтение – вот лучшее учение!», – так А. С. Пушкин без лишних слов выразил первое условие образования личности. «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное», – продолжил его мысль Ф. М. Достоевский. Нам же, как представителям взрослого поколения, предстоит воспитать в юношестве понимание, что каждый человек должен родиться дважды: один раз – естественным, природным путём, а в другой раз – духовно, то есть осмыслить и создать самого себя. Найти своё призвание и сделать себя тем, кем он хочет (например, дельным комбайнёром, умелой дояркой или замечательным хлебопёком, хорошим рабочим, техником, инженером, надёжным солдатом или офицером, хорошим врачом, или чиновником, на совесть исполняющим какое-нибудь государственное поручение, выдающимся спортсменом, учёным, художником, священником или философом) – это за молодого человека никто сделать не сможет. Лишь тогда, когда он сделает это, он сделается отцом самому себе и, преодолев свою природную ограниченность, внесёт неповторимый духовный вклад в жизнь своего народа и человечества. Родина его за это, разумеется, никогда не забудет.
По мотивам выступления на конференции по развитию библиотек "«Современная библиотека в эпицентре молодёжных интересов»".
2018 г
0 комментариев