Авторегистратор — за и против
Способность видеть добрую волю есть качество разумного человека.
Деятельность человечества направлена на познание мира, в практическом взгляде — на облегчение жизни. Вместе с тем, в неосмысленном виде она может стать причиной стагнации и деградации, наконец, привести к уничтожению самой жизни. Мирный атом и атомная бомба, Интернет-образование и Интернет-преступления, генная инженерия в созидательных и разрушительных целях — это единичные примеры в бесконечном многообразии таких противоположностей. Их мы можем наблюдать в политической, экономической и иных сферах нашей жизни. Зоной риска здесь становятся радикальные идеологии, классовые и сословные противоречия, неразумные системы «образования». Наиболее опасны эти процессы в религии и искусстве. В них формируются убеждения людей, которые впоследствии используют накопленный потенциал достижений. Разумеется, грань между противоположностями не мешает им превращаться друг в друга.
Обыденный пример. Является ли автомобильный регистратор, столь популярный в России, таким уж безобидным и полезным? Сразу напрашивается ответ: о чем тут говорить, ясно — регистратор полезен. Он ведь сохраняет объективную картину произошедших событий.
Рассмотрим это суждение и попробуем увидеть картину более конкретную, целостную.
Споры о применении авторегистраторов не утихают. Озвучу и свою точку зрения: я не поддерживаю массовое увлечение использованием этих устройств в личных целях.
Теперь — аргументы за и против. Их можно найти множество, но остановлюсь на основных.
Тезис — автомобильный регистратор полезен и облегчает жизнь людей.
Аргументы:
1. Авторегистратор позволяет увидеть объективную картину события.
2. В случае спора авторегистратор является достоверным источником информации.
3. Наличие авторегистратора уменьшает соблазн обмана.
4. Данные авторегистратора могут представлять публичный интерес.
5. Регистратор позволяет пресечь незаконные действия заинтересованных лиц, в том числе представителей власти (сотрудников ГИБДД и т.д.)
6. Авторегистратор — прикольная игрушка для взрослых (его экран повторяет изображение, наблюдаемое через лобовое стекло, дополнительно озвучивает предупреждение и т.д.)
В общем-то, аргументы убедительны. Осталось более внимательно, через выявление их противоположностей, к ним присмотреться.
Аргумент № 1 весомый и в его отрицание можно сказать лишь то, что зафиксированное изображение представляет собой все же фрагментарный взгляд. Регистратор запечатлевает часть картины, как в пространственном измерении, так и в логическом развитии. К примеру, увидев в зеркало заднего вида стремящийся вперед автомобиль, соприкосновение с которым, учитывая скорость и расстояние, неизбежно, можно принять решение уйти в сторону, дать время опомниться водителю, обойтись меньшим повреждением, но все же по информации регистратора остаться виновным, уже по отношению к сбоку стоящему (проезжающему) автомобилю. Кроме этого, возможно использование авторегистратора в противоправных целях, подстроив визуальный ряд событий таким образом, что невиновный окажется виновным.
Аргумент 2. Объективность в споре — одно из главных условий выяснения истины, и регистратор такую возможность дает, хотя и не во всех случаях (см № 1). Однако, именно второй аргумент является самым коварным.
Сущность человека характеризуется его личным самоопределением — свободой воли. Однако эта воля должна быть, во-первых, осознанна и, во-вторых, разумна. Первое говорит о её зрелости, то есть способности осмысливать себя — из простой силы, становиться раскрытой для себя и силой управляемой. Второе подразумевает понимание всеобщей воли как состояния, когда единичные интересы являются живой частью всеобщего интереса, а всеобщий интерес входит в единичные как их основная часть. Их единство можно трактовать как состояние развитого гражданского общества, конкретной нравственности всех и каждого.
В обыденном восприятии это такое состояние, когда гражданин не просто выполняет законы, принятые в государстве по принуждению (то есть в по неволе), а уважает их и следует им свободно.
Укрепление и насаждение только внешнего права может принудить человека поступать по закону, будет даже способствовать его моральному взрослению, но только формально, то есть по сути не изменит его. Те, кто делал зло, будут продолжать его делать, только в более утонченной, скрытой форме. Таким образом, опираться только на внешние формы поддержки законодательства, каковым является и авторегистратор, значит ждать выгодного случая его отсутствия, и даже более — провоцировать злоумышленников на поиск незащищенных объектов. В результате зла меньше не становится, но оно приобретает более опасные общественные формы, когда все незащищенное сразу становится предметом вожделения.
Что касается аргумента № 3, то уже сказано, что желающих обмануть меньше не станет, а вот более изощренными они станут точно.
Аргумент № 4 про публичный интерес — это как раз не положительный аргумент, ибо, как правило, объект этого интереса далеко не всегда хотел бы публичной популярности. Речь идет о съемках аварий, раненых людей. У этих людей не спрашивают желания стать объектом внимания, но при этом спешно размещают информацию в разных источниках. Кстати, этот аргумент есть прямое нарушение закона о свободе личности, на основании которого во некоторых западных странах авторегистраторы запрещены.
Аргумент № 5. К сожалению, возможность поймать кого-нибудь на противоправном действии, уличить кого-нибудь в аморальном поведении — не лучшая черта современного российского общества. Желающих это сделать много, но не меньше и потенциальных нарушителей закона (как правило, в их число входят и сами резонёры, причем процент последних выше как раз среди желающих спровоцировать человека). Наше общество не настолько совершенно, чтобы при любых условиях быть готовым к нравственному приоритету и отказаться от выгодной, но противозаконной сделки. Многие готовы пойти на сделку в обход закона, заведомо предполагая, что никто и никогда не узнает об этом факте. Само же явление провокации не несет в себе добрых побуждений, её цель — не изменить общество к лучшему, а только выявить худшее.
Аргумент № 6. Как и любая игрушка, регистратор рано или поздно надоест. Более того, отвлекая водителя, он серьезно увеличивает риск аварийных ситуаций.
Вышеперечисленные особенности использования авторегистратора позволяют увидеть картину его применения более целостно. Так как добрым или злым могут называться только образ действий, личная воля и само действующее лицо, но не может называться вещь, то сам регистратор в общем-то особой роли в суждении о нём не играет, чего нельзя сказать о намерениях владельцев этого прибора. Здесь уместно напомнить о вырождении современной мысли в прогрессизм, в тезис о том, что новое всегда лучше старого. Далеко не всегда это утверждение уместно и применимо к процессам общественным. Дело здесь в опережении развитием естественных наук и техники развития разумного сознания людей.
В спорах об авторегистраторах я пока не нашел осмысления природы технического прогресса и осмысления человека к миру. Человек, как реальная форма всеобщего содержания пока еще не понял свою активную роль в благополучии этого всеобщего. Налицо кризис кризис смысла жизни современного человека или кризис современного способа существования человечества в универсуме. В таком критическом состоянии никакие технические устройства человечеству не смогут помочь. Вместе с видимым облегчением и упрощением в жизнь будет проникать её усложнение, затруднение, несущее её гибель. Поэтому тривиальный вопрос об использовании аторегистраторов упирается в тему более серьезную. Выход я вижу в развитии разумного мышления, как говорится, «И познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Разумеется моё мнение на этот счёт не особенно значимо, но видится, что мода на регистраторы пройдёт. Европейское сообщество — пример этого. Однако, стоит признать, что в появлении подобных предметов можно увидеть их текущую необходимость: как со стороны возрастающего многообразия социальных отношений — для их определения и регулирования, так и со стороны закрепления нормы права — в тех сообществах, где имеет место правовой нигилизм. Можно считать, что создание регистраторов — есть реакция общества (общественного сознания) на снятие напряженности от ярко выраженного индивидуализма, в своем крайнем проявлении признающего только собственные правила жизни.
По существу сказанного — технические новшества не могут кардинально изменить личные убеждения, которые как раз и формируют человеческую культуру. Только основанные на ценностях искренности, разумности в познании доброй воли, они могут принести в жизнь истину и свободу, а не пользу, всегда и обоюдоострую, чреватую как добром, так и злом.
Рассмотрение же диалектической природы разума показывает, что любое понятие есть единство противоположных моментов, которым можно придать форму антиномичных утверждений. Такие противоречия есть во всех понятиях, известных науке.
0 комментариев