Патриотизм в немецкой классической философии (КАНТ)

Результатом развития понятия патриотизма в опыте христианской философии средневековья и политической философии нового времени выступила немецкая классика. Она в лице Канта, Фихте, Шиллинга и Гегеля объединила и систематизировала ранее развивающуюся патриотическую мысль и разработала концепцию философии патриотизма.

Немецкая философия патриотизма объединила христианскую идею служения Отечеству (церкви и государству) с идеей гражданско-правовой культуры личности, справедливой государственности. Христианство дало содержание, но не форму, новое время дало форму, немецкая классическая философия соединила эти их. Патриотизм становится умонастроением, ценностью, направленной на раскрытие всеобщего духовного содержания своей нации и государства. Возникает понятие - народный патриотизм.

Среди идей, явившихся условием для развития патриотизма в немецкой философии, было признание необходимости уничтожения всех форм зависимости, утверждение личной свободы, равенства всех людей перед законом.

При этом, Кант делил законы на внутренние - нравственные принципы и исходящие из них внешние - привычное нам правовое законодательство.

В природе всё действует по законам, прежде всего в силу физической необходимости. В мире нравственности, к которому относится человек, общество и государство, все происходит от свободной воли. Воля - это способность создавать и определять причинность. Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, то есть согласно принципам.

Кант рассматривает государство, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Таким образом, патриотизм по Канту - это такая культура моральности в нас, которая предполагает осознанное самопринуждение к нравственным поступкам, воля к их уважению, и, как результат, стремление к созданию более совершенного общества. Патриотизм не предполагает слепого следования какому-либо долгу, его суть - осознанная твердая воля и уважение морального законодательства. Такие качества в себе можно приобрести только воспитанием - нужно научиться справляться с самим собой и владеть собой, то есть обуздывать свои эффекты и свои страсти. «Не ждать ничего от склонности человека, а ждать всего от верховной власти закона и должного уважения к нему или в противном случае осудить человека на презрение к самому себе и внутреннее отвращение». [1]

Как было сказано выше патриотизм не предполагает эмпирических принципов. Соответственно стремление к собственному счастью в государственном строительстве неприемлемо, не только в силу того, что в стремлении каждого гражданина к своему счастью возникнет конфликт интересов, который приведет к разрушению свободы социальных взаимоотношений, но и «негоден потому, что он подводит под нравственность мотивы, которые, скорее, подрывают ее и уничтожают весь ее возвышенный характер, смешивая в один класс побуждения к добродетели и побуждения к пороку и научая только одному как лучше рассчитывать, специфическое же отличие того и другого совершенно стирают.»[2] Таким образом, руководствоваться чисто прагматичными принципами по отношению к Родине, рассматривать ее, как источник благ, объединяющихся собирательным понятием «счастье», неприемлемо. Кант видит в каждом человеке, взятом как личность, то есть существом, одаренном внутренней свободой, способность брать на себя обязательства, притом по отношению к самому себе, как к человечеству в своем лице. То есть я - это неотъемлемая часть государства. Человеку дан механизм, который помогает ему в оценке своего поведения, своих поступков и культуры мысли. Таковым является совесть. Она приносит нам чувство удовольствия, либо неудовольствия, лишь из осознания соответствия или противоречия. «Совесть – не есть нечто приобретаемое… каждый человек как нравственное существо имеет ее в себе изначально».[3] Человек не может быть бессовестным (не иметь совести), он может иметь склонность не обращать внимания на ее суждения. Кант говорит о том, что долгом для гражданина является «культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства.»[4]

Можно рассматривать патриотизм - как этап совершенствования личности. Адекватное его восприятие и принятия его в качестве максимы внутренних решений - есть показатель высоты духовного подъема человека и гражданина. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».[5]

В отношении государственного устройства Кант говорит о неприменимости силовых несправедливых решений, даже в случае видимых в государстве недостатков. В этом тоже заключается умение гражданина - патриота созидательно, с помощью реформ, совершенствовать государственный строй, а не подрывать его обсуждением правителей, либо использованием радикальных неестественных методов его изменения. «Идея государственного устройства вообще, которая в то же время представляет собой для каждого народа абсолютное веление практического разума, судящего в соответствии с правовыми понятиями, священна и неодолима; и хотя бы организация государства сама по себе и не была свободна от изъянов, все равно ни одна подчиненная власть в государстве не может оказывать сопротивления действием законодательствующему главе его, а присущие ему недостатки должны быть постепенно устранены с помощью реформ, которые оно само приводит в отношению себя; ибо в противном случае, если у подданных будет противоположная максима (поступать по самоуправному произволу), хороший государственный строй сможет быть создан лишь по воле случая. - Веление: «Повинуйтесь правительству, имеющему над вами власть» - не допытываться, каким образом правительство пришло к этой власти (так допытываться можно лишь для того, чтобы ее подорвать); ведь правительство, которое уже есть, под властью которого вы живете, уже обладает законодательством, относительно которого вы и можете публично умствовать, однако не можете объявлять себя противостоящей этой власти законодателями».[6]

Кроме этого, Кант одним из первых пришел к идее гражданского общества, как организма, раскрывающего и развивающего все задатки, заложенные в человечестве. Он же и говорил о величайшей сложности достижения всеобщего правового общества. «Величайшая проблема для человечного рода, разрешить которую его вынужден природа, - достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в обществе, и именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм и тем не менее самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, - только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все другие предначертанные ему цели, оно само осуществило». [7]

Подытоживая понимание патриотизма Эммануилом Кантом можно еще раз акцентировать его этическое отношение к этому явлению, сопряженное с условиями возникающего гражданского общества. «Именно в образе мыслей, а не в одних лишь поступках заключается то высокие достоинство, которое человечество этим путем может и должно произвести себе». [9]