Поездка в Тунис

Написано 12 сентября 2016

Идея посетить Шри-Ланку возникла давно. Я слышал об этом острове с детства, больше, из разговоров прозаических, в которых Шри-Ланка была страной, где растёт чай и много слонов и диких обезьян. Позже Интернет открыл восхитительные пейзажи, раскрывающие красоту острова, рассказал о положительных отзывах туристов о доброте местных жителей. Появилось желание увидеть это воочию. Возможность взять отпуск была реальной, поэтому идея посещения Шри-Ланки с высокой долей вероятности стала воплощаться в жизнь.

...Авиарейс Краснодар - Джерба был чартерно - туристическим, перевозящим пассажиров в ранее считающуюся экзотической страну Тунис. Не спеша допивая напиток я наблюдал за отражением солнца на редко встречающихся облаках. Была ясная погода. Наш самолет пролетал над Средиземным морем и начал снижение на остров Джерба. Остров считается курортом и имеет всё для этого необходимое: привлекательные пляжи, теплое море и вполне пригодную для отдыха инфраструктуру.

Приземлившись, мы пересели в ожидающий автобус и поехали в сторону исторического города Zarzis (Зарзис). Наш отель находился где-то вблизи него. Расстояние в семьдесят километров пролетело незаметно, также быстро прошло расселение. Освободившись от вещей, мы поспешили в сторону моря. Отель находился в прибрежной полосе и имел свой пляж. Почувствовав температуру и солёность моря и удовлетворившись ощущениями, мы пошли на ужин.

Пляж очищает ослик

Выход к морю

Наш отель

Но. Шри-Ланка была от нас за несколько тысяч километров; южнее и восточнее. Мои мечты по поводу посещения этого острова остались не реализованными, а мы находились в Тунисской Республике. Решение о смене места путешествия произошло в туристическом агентстве, во время приобретения тура. Мы пришли купить билеты в Шри-Ланку, узнали, что лететь туда не очень удобно - рейсы выполняла дубайская авиакомпания и лететь нужно было с пересадкой почти в сутки - то есть на отдых оставалось дней пять, что для большого острова явно недостаточно. В общем, мы выбрали страну, культуру которой посчитали также интересной - Тунис.

Центр городка Зарзис

Экзотика африканской страны открылась нам не только в содержании африканской традиций, но и в родной культуре, вернее, её особом проявлении, к сожалению, широко здесь представленном и показывающим не лучшие черты российской действительности.

Место приема пищи было самым оживленным в отеле. Кругом то и дело слышалось "что-где лежит, что донесли на "шведский стол" и "где какая очередь". Почти все столы были заняты. Кто-то ел, кто-то охотился за едой. Её же, судя по добытому на столах, было достаточно для существования в течение нескольких дней. Бордовые, после фанатичного пребывания на солнце, тела туристов то и дело сновали между столов в поисках экзотических продуктов. Я поймал себя на мысли, что тоже испытываю тягу попробовать всё. Чревоугодие, подкрепляемое массовым сознанием, одолевало мою волю и подталкивало к очередному блюду. Я остановился. Набранной еды было достаточно. Запах её предвосхищал приятный вкус, поэтому дальнейшее путешествие по залу наслаждений было излишне. Мы заняли освободившийся стол и стали ужинать.

Я огляделся. Большинство туристов были из России, но встречались немцы и французы. В отеле, на мой взгляд, размещалось около пятиста человек. Столы иностранцев отличались свободным пространством, в остальном же были схожи. Вообще, я был удивлен, как можно съесть за раз столько еды, сколько громоздилось на столах. Мои сомнения частично подтверждались - не у всех оставались силы употребить добытое и оно оставалось недоеденным, туристы же спешили на вечерний променад.

Некоторые напитки отель предлагал бесплатно. Среди них были и алкогольные. Последние пользовались наибольшим спросом. Почти на всех столах было пиво и вино, причём с запасом. Всё это весело поедалось и выпивалось. Я тоже постоял в очереди и налил себе из бочонка полбокала вина. Передо мной женщина беззастенчиво наполнила напитком полуторалитровую пластиковую бутылку.

Дружба некоторых отдыхающих с крепкими напитками в в полной мере проявлялась в позднее время. Вечерняя программа складывалась из выступления аниматоров - сначала для детей, потом для взрослых. Однако уже в первой части, среди прыгающих детей, можно было увидеть людей более старшего возраста. Они активно перевоплощались в героев детских образов, привносили в них свои, более взрослые, движения. Потом музыку включали громче и начиналась дискотека. Это мероприятие я не посещал, но раздающиеся радостные крики давали представление об этой активности. После вечерних танцев народ расходиться не спешил; танцы продолжались уже без музыки, там же наливали добытое в течение дня. Эти действия я уже не замечал - в моем распорядке был сон.

Вызывающее поведение некоторых товарищей искажало понимание природы русского человека. Бескультурье было заметно не только в вечернее время, но и днем. Так называемые герои в «праздничном» состоянии, без намерения что-либо приобрести, громко торговались в магазинах, осуждающе отзывались об ассортименте и навязчиво пытались научить местных жителей русскому языку, который по их определению, "должен знать каждый абориген, потому что мы им платим".

В общем, привнесённая социальная атмосфера была не особо привлекательна, но, она компенсировалась приятными впечатлениями от прекрасного пляжа, теплого моря и вежливого персонала, благодарного нам за полученную работу и смиренно переносящего «внимательное» к себе отношение. Наша программа не предполагала дневного нахождения в отеле, поэтому картины одного дня было достаточно, а она была по-своему познавательна.

На следующий день мы взяли в аренду автомобиль и отправились смотреть страну. Тунис - государство небольшое, при желании расстояние между самыми дальними городами можно пересечь на автомобиле за один день. Однако, населенные пункты препятствуют быстрому движению - не только из-за ограничения скорости, но и по причине загруженности дорог продавцами тушек баранины и торговцами бензином. Они предусмотрительно, «беспокоясь о безопасности движения», практически во всех населенных пунктах установили "лежачие полицейские». Разумеется эта мера способствовала не только безопасности движения, но и привлекала внимание потенциальных покупателей.

Инновационная заправка

Бензин в Тунисе, в большинстве случаев, продают частники, причем разливают его любыми удобными для них способами. Вначале нам было непонятно, с какой целью в населенных пунктах, вдоль дороги, через каждые сто метров, были складированы использованные пластмассовые канистры. Мы предполагали, что таким образом скупается отработанное масло, либо, наоборот, его продают, либо продают другие жидкости, но что это был бензин, наливаемый обычным шлангом в бензобак, мы не догадались. Оказалось, цена на продаваемый таким образом бензин была существенно дешевле, чем на традиционной автозаправке и местные жители предпочитали такой способ заправки. Мы тоже пару раз воспользовались услугами частников и посчитав выгоду поняли, что если бы с самого начала остановились на этом способе, то сэкономили несколько десятков долларов. Разумеется, ни о какой пожарной безопасности здесь речь не идёт. Заправщики с сигаретами перемещаются по лабиринтам, выстроенным из сотен заполненных бензином канистр.

За шесть дней, предоставленных нам туристической путевкой, пять мы провели в дороге. В первый день мы осмотрели окрестности городка Zarzis (Зарзис) и близлежащих старинных деревень, проехали в сторону гор, посетили популярную среди туристов достопримечательность - место съемки киносериала "Звездные войны".

Природа Туниса в этих местах запомнилась желто-красными оттенками, пыльными равнинами и сильными ветрами. Дорога провела нас через традиционные места проживания тунисцев - через горы и древние полуразрушенные селения. Несмотря на их архаичный вид везде теплилась жизнь. Она была такая же непростая как и у нас, но ещё не столь свободная и поэтому более предсказуемая и понятная.

Такие раньше были жилые комплексы

Верблюд вместо собаки

Чья-то обитель

Посёлок

Во второй день мы планировали добраться до столицы Туниса - одноименного города Тунис, посетить величественный Carthago (Карфаген) и побывать в живописной синей деревне Sidi Bou Saïd (Сиди Бу Саид). Путь был протяженный, но мы сумели даже перевыполнить план. Побывав в Тунисе и Карфагене, мы решили в тот же вечер выехать в сторону граничащего с Алжиром городка Tozeur (Таузар), а по пути переночевать в каком-нибудь горном отеле.

Город Тунис, да и вообще, местность северного Туниса сильно отличается от южной стороны. Здесь преобладают зеленые цвета, горные массивы, преимущественно, лесные, на юге же, там, где мы остановились, основной цвет - желтый - цвет пустыни и песчаных гор. Северное разнообразие, конечно, более привлекательно. С природным многообразием развивается и культура. Окрестности Туниса, его городов-сателлитов - это более цивилизованные места, чистота и порядок которых показывает разрыв в развитии севера и юга страны.

Где-то в горах Туниса

О житие-бытие дума

Посещение столицы было вызвано не только желанием увидеть современный Тунис, но и посетить его исторические места: разрушенный Карфаген, золотыми буквами вошедший в историю мира, синий город Сиди Бу Саид, считающийся одной из визитных карточек Туниса, да и другие города северной части. Самого Карфагена нам найти не удалось, вернее, как такого города уже и нет, но остались его артефакты. Однако, и их достаточно, чтобы почувствовать энергию этого места.

Синий город Сиди Бу Саид

Какие же навязчивые на этом рынке торговцы. Даже настырней, чем в Марракеш

Синий городок Сиди Бу Саид также интересен, но претендовать на мировую известность ему не приходится - в соседнем Марокко есть город Шефтауэн ПУТЕШЕСТВИЕ В МАРОККО, который вне конкуренции держит имя синего города.

Окраины Карфагена

Когда мы выехали из столицы Туниса, день подходил к концу. Нам нужно было преодолеть почти четыреста километров в сторону юго-западного Туниса. Там мы планировали переночевать и вновь ехать в сторону гор. В конце на его маршрута мы должны были возвратиться в исходный пункт кругового турне - в город Зарзис. Тем самым, траектория нашего перемещения образовывала большой треугольник, вершины которого находились на крайних точках Туниса.

В общем, так и произошло, за исключением более ранней ночевки. Было уже поздно, около полуночи, когда мы пересекали районный центр - город Гафса. Навигатор показал на карте приближающуюся гостиницу. Через несколько минут мы увидели большой гостиничный комплекс. Ехать дальше, в надежде найти ночью гостиницу без Интернет-связи, было нецелесообразно, да и дневная усталость давала себя знать, поэтому мы приняли решение остановиться на ночевку в этом месте.

Снаружи гостиница была вполне респектабельна: несколько зданий, охраняемая территория, у входа бассейны и гостиничная инфраструктура. Мы уже немного заволновались за возможно высокую цену размещения, однако она оказалась вполне приемлемая - двухместный номер стоил 50 долларов. Внутри гостиница соответствовала внешнему виду, за исключением давности постройки и традиционного для подобных стран стойкого табачного запаха. Уставшие, мы сразу заснули и через несколько часов встретили африканский рассвет.

через несколько часов встретили африканский рассвет

Днём раньше, из новостей мы узнали, что Ростуризм вынес предостережение об опасности отдыха в Тунисе. Причиной была объявлена повышенная террористическая опасность. Территориально назывались те города, где мы и находились. Это наложило определенный психологический отпечаток на восприятие окружающего мира. Картина дополнялась беспокойством наших родных, регулярно интересовавшихся, как проходит отдых и с волнением рекомендующих проводить его осторожно. Дорожная гостиница, где мы остановились, была явно не в месте туристического назначения, поэтому для проживающих мы были в диковинку.

Утром мы заглянули в столовую. «Шведский стол» был представлен из трёх блюд, одно из которых являлось первым, второе - вторым, а третье - горячим напитком. Быстро перекусив, мы взяли курс на Таузар. В течение двух часов мы должны были нагнать вчерашнее отставание и оказаться вблизи горного водопада, а также и ещё нескольких достопримечательностей.

За этими горами начинается Сахара

Кроме желтых гор, изредка встречающихся оазисов и начала пустыни Сахара, мы ничего не увидели. Оказалось, время года было не то - вода в водопаде исчезла. Зато появились военные, скопления которых становились тем больше, чем ближе мы приближались к границе с Алжиром. Солдаты были хорошо вооружены и передвигались на боевой технике.

Автомобили на выезде из селений подвергались частичному осмотру. Несколько раз остановили и нас. Однако узнавая, что мы из России (и удостоверившись по нашим наивным взглядам, что мы не представляем опасности), нам желали доброго пути и показывали куда ехать. Сделав ещё одну остановку на границе с бескрайной Сахарой, мы взяли курс в сторону уже знакомого нам Зарзиса, к месту нашего отеля.

В дальнейшем дорога ничем нас не удивила, кроме большого соляного моря, которое растянулось на десятки километров и действительно вызывало неподдельный интерес. Возможно, зимой и весной здесь много воды, но летом она высыхает. Здесь уже ступала нога нашего туриста и торговцы изделиями из соли были знакомы с русскими словами. В удовольствие поторговавшись, приобретая коробку фиников и сувениры, мы пожелали удачи продавцам и поехали дальше.

На соляной мели

До отъезда у нас оставалось три дня. Один день был распланирован для поездки на юг страны, к горному массиву и еще одному месту съемок "Звездных войн", второй - на прогулку по окрестностям отеля - города Зарзис и побережья, а третий оставался в резерве. Резервный день оказался полезным.

Следующим утром, сразу после завтрака и утреннего купания, мы взяли курс в сторону гор. Мы проехали около пятидесяти километров, когда столкнулись с перекрытой военным патрулём дорогой. Въезд в город был закрыт, желающих направляли по объездному пути, маршрут которого нам не был известен. Мы попытались найти дорогу и последовали за одной из патрульных машин, как нам показалось показывающей объезд. Такому же примеру последовали ещё несколько автомобилей.

Арендованный нами автомобиль сразу бросался в глаза. В округе таких почти не было - этот сервис в стране ещё не развит. Отличительной особенностью таких машин являются синие номера, в отличие от общепринятых, чёрных. Поэтому, полицейские и военные, встречающиеся в пути, относились к нам с вниманием, преимущественно, с уважением, местные же изучали нас из праздного любопытства. Такие взгляды мы наблюдали, двигаясь по объездному маршруту по окраине города через небольшие селения и какие-то дворы. Дорога изредка становилась грунтовой, но в целом позволяла держать нормальный скоростной режим. Но не такой с которым двигался военный патруль, уже через несколько минут исчезнувший из видимости. Теперь нашим ориентиром становился то один, то другой автомобиль, следующий с нами в одной компании.

В таком перемещении можно было увидеть увлекательное занятие, открывающее стороны жизни, обычно скрытые от глаз туриста - задние дворы отдаленных поселков, быт людей и их хозяйство. Но настораживала упомянутая рекомендация Ростуризма «воздержаться от поездок в Тунис в силу возможных террористических угроз». Наше нахождение где-то за городом могло оказаться вне границ безопасного любопытства. Объезжая закрытый военными город, не имея информации, почему это ограничение введено, мы могли попасть на территорию, не желаемую для посещения. С такими противоречивыми мыслями мы продолжали ехать, но немного запутались в курсе, и в конечном итоге решили возвратиться.

Возвращались мы быстрее. Причина была и в желании заняться другим делом, и поскорее покинуть оцепленный военными район. Благополучно вернувшись в отель, мы продолжили день уже более размеренно - поочередно меняя морскую среду с атмосферой литературного вдохновения, предоставляемого тихим номером и книгой.

В таком умонастроении далекого путешествия, сопряженного с внешним беспокойством, да и волнением по давно неразрешённым личным вопросам, как-то сильно захотелось домой. Потянуло к Родине, к знакомым, родным местам, к близким, к атмосфере русского духа. В этой тоске смешались и впечатления от путешествия, и воображаемые домашние события, и желая высвободиться от этих жгучих, томящих сердце, чувств, я отрыл блокнот и написал несколько строк. Не претендуя на литературное изящество, а лишь получая удовлетворение от снятия волнения души, появилось несколько строк. Приведу их в конце повествования.

Вечером этого дня мы поехали посмотреть Зарзис, на окраине которого был расположен наш отель. Мы уже несколько раз проезжали через него и имели о нём представление, но целостное восприятие так и не сформировали.

Зарзис - город древний, свою историю он начинал с морского порта. С него мы и решили начать нашу экскурсию. Обычно становление городов, расположенных у морей, обусловлено строительством портов - мест стратегически важных для человеческого общества. Зарзис и сегодня - город портовый, предоставляющий своим жителям выход в море, дающий возможность рыбной ловли, продажи морских продуктов, способствующий национальной и международной торговле.

В запасе оставался один день. Мы на него ничего планировали и в этом, с учётом загруженности предыдущих дней, была его ценность. Я взял фотоаппарат, включил навигатор, вышел из ворот отеля и не спеша пошел в сторону дороги.

На береговой линии по обе стороны от нашего отеля расположись такие же отели. Я поднялся немного выше и продолжил свой путь по автомобильной дороге. Вдоль неё также растянулась цепочка гостиниц. Здесь были и большие туристические комплексы с интересными архитектурными решениями и инфраструктурой: от бассейнов до летних кинотеатров, и маленькие гостиницы. Они были рассчитаны на предсказуемый поток туристов, которого сейчас не было и поэтому отели находились практически в запустении. Арабская весна, начало которой было положено в Тунисе, как и большинство революций, принесло не справедливость и благосостояние, а упадок и разруху. Ранее частный бизнес инвестировал свои ресурсы в легитимную предпринимательскую отрасль - туристическую, но в связи с революционными событиями оказался без потребителя - зарубежного туриста. Недоверие к стране, подкрепляемое в течение последних лет массовыми беспорядками и терактами, многих отпугнуло. Иностранные партнеры приостановили туристический поток, да и сами люди выбирали страны с более стабильным политическим состоянием. К примеру, Марокко, устоявшую от волнений арабской весны и сохранившую государственный порядок. Сейчас Марокко, наверное, самая популярная среди туристов страна в Африке.

Тягостно было разглядывать пустующие комплексы. Постройки разрушались, ворота проржавели и почти везде были приоткрыты. Несколько лет назад здесь кипела здоровая, с восточным колоритом, туристическая жизнь. Сейчас, волею "народных" революционеров, она захирела и была отброшена на несколько десятилетий. Пострадали не только предприниматели, вложившие средства в строительство огромных комплексов, но и простой народ - от отсутствия работы, снижения уровня культуры и благосостояния. Конечно, рано или поздно всё встанет на места - страна обретет стабильность, благо тенденция в этом положительная, появятся талантливые предприниматели, статус страны в мировом сообществе будет повышен...Но, как минимум одно поколение испытает на себе ущербность человеческой судьбы, узнает на себе равнодушие, почувствует свою ненужность, а это навсегда остается в народной памяти. И всё из-за иллюзорных и непродуманных действий «свободолюбивых» стран, желающих любой ценой перенести свои ценности на страны, возможно, ещё не готовые к ним. Однако восток - дело тонкое, здесь одним росчерком пера не совершиться цивилизационный скачок, нужно свершение духа, а для этого требуется время и актуализация внутренних потенций. С такими мыслями я, сделав большой круг, вернулся по берегу к своему отелю.

Район зажиточных горожан

Утро следующего дня мы встретили в самолете, с радостным настроением ожидая встречи с Родиной, с родной землей.

Родина.

В ней часть земли, знакомая с рождения,

Само рождение с ней корня одного.

В ней мать, отец и я, как продолжение-

Наследник жизни, рода своего.

В ней полнота природы - Божества творения

И шум листвы, лесов и рек.

В ней гладь воды и звезд в ней отражение,

Вкус родника не забываемый во век.

Тоска в ней есть, боль по родному краю,

Любовь к земле, как матери родной,

В ней есть душа и нет стремления к раю

Есть образ милой, доброй, дорогой.

В ней высота - святое проявление,

В ней глубина пороков, боль душевных ран.

В ней есть надежда Божьего прощения

И путь духовный к горнему нам дан.

В ней есть душа, зовущая к началу,

Туда, где образ мой и твой воспет.

И каждому из нас, плывущему к причалу,

Она дает любви неугасимый свет.

Скачать фотографии Туниса в высоком разрешении нужно ЗДЕСЬ

Ещё путевые заметки в разделе ПУТЕШЕСТВИЯ