Вечнозелёный остров. Мадейра

У природы есть совершенства, доказывающие, что она - образ Бога, и недостатки, доказывающие, что она - всего лишь образ Его. Паскаль

Транзит Краснодар - Мадейра.

1. СТАМБУЛ

В стамбульском аэропорту Сабиха Гексен (Sabiha Gokcen) есть привычное мне место. С него открывается вид на взлетную полосу, можно поймать бесплатный Wi-Fi, вокруг не многолюдно и относительно тихо. Здесь можно коротать время в ожидании очередного рейса. Условия не особо комфортные - обычные аэропортовские кресла, впрочем, позволяющие при большом желании лечь и поспать.

Рейс Краснодар - Стамбул ночной; до следующего вылета оставалось несколько часов, часть из которых я провёл в мире грёз. В этот раз сон оказался коротким. Прохладная мартовская погода давала о себе знать, и я замерз. Поворочавшись пару часов, но всё-же уснув, после, я пошел прогуляться по аэропорту. Ободрил меня симит - традиционный турецкий бублик с кунжутом и горячий турецкий чай.

Чай в Турции - это отдельная тема. Из-за своих вкусовых качеств, восприятие которых усиливается особой формой стаканов, в которых чай здесь подается, он полюбился мне с первого раза и вот уже несколько лет сохраняет в памяти приятный образ.

1. СТАМБУЛ - МАДРИД - ЛИССАБОН

Перелёт до Мадрида прошёл незаметно. Причинами тому были ясная погода, позволяющая любоваться горными пейзажами и общение с соседом по полету. Им оказался житель Краснодара Игорь Павлович, который так же, как и я держал путь в Лиссабон и добирался к нему через Мадрид (для меня Лиссабон был промежуточной точкой до цели - острова Мадейра). Взаимный интерес к истории и культуре разных стран делал нашу беседу увлекательной и познавательной. Профессиональная деятельность Игоря Павловича не была связана с путешествиями, но позволяла их осуществлять - он был руководителем какой-то компании.

Неоднократно путешествуя по Испании, Игорь Павлович близко с ней познакомился; изучил язык, традиции, теперь же его внимание было обращено к Португалии. В Лиссабон он планировал приехать после двухдневной остановки в Мадриде, мое же отправление из испанской столицы в португальскую было вечером этого же дня, поэтому прибыв в центр Мадрида, мы уже по дружески пожелали друг другу удачи и пошли в разные стороны.

У меня оставалось пять часов для знакомства с Мадридом. Солнечная погода позволила поснимать жизнь города в ярком контрастном свете.

Прогулка по центру Мадрида

Мой поезд Мадрид - Лиссабон отправлялся в 21-50, я прибыл на вокзал немного раньше и остаток времени провёл в зале ожидания. В Мадриде два железнодорожных вокзала - Атточа и Чарман. Атточа является городской достопримечательностью, мне хотелось его увидеть, но времени на это не было. Чарман, с которого я уезжал, представлял из себя современный транспортный узел. Не зная, что это вокзал, самостоятельно догадаться об этом можно было бы только по информационным табло, на которых транслировалось время отправления поездов. В целом он больше был похож на большой торговый центр, с магазинами и кафе. Поездов из залов ожидания видно не было, а к железнодорожным платформам можно было попасть только по эскалаторам, начинающим движение только после объявления посадки. С удовольствием отведав французской булки с молоком, в установленное время я приземлился в кресло ночного поезда, называемого здесь «поездом - отелем».

Из экономии финансов, место я приобрел не спальное, но это не мешало мне чувствовать себя вполне комфортно. Кресла в вагоне были широкие, откидывающиеся, по два к каждому окну. Вагон был полупустой и мне повезло не иметь рядом соседа. И хоть устройство кресел не позволяло совмещать их, я всё-таки нашёл преимущества такого положения. К слову сказать, ночные железнодорожные поездки в Европе популярны. Помимо спокойного времяпровождения, отсутствия спешки в аэропорт и времени ожидания перед полетом, получаешь возможность скоротать ночь, экономя тем самым и на отеле. Ночное путешествие в «поезде - отеле» обошлось мне в 36 евро, разумеется, это было выгодней ночевки в гостинице и последующего перелета.

Оказалось, что среди пассажиров вагона были и русские. Удивительно и приятно было услышать родную речь при посадке на поезд. Молодая пара ехала из Донбасса. Устав от военного положения, они решили поискать работу где-нибудь в Европе. Выбор пал на Лиссабон. Получив годовую визу, они, в поисках лучшего, отправились в длительное путешествие.

Ночь прошла незаметно, несколько остановок и пограничный контроль на границе с Португалией не вызвали неприятных чувств, для меня это были новые события моего путешествия. Подъезжая к Лиссабону (Lisbon), я сначала увидел его во сне: солнечный, с голубыми лагунами, теплый и приветливый; мне так хотелось искупаться на проплывающем в сознании красивом пляже. Во сне я всё боялся потерять что-то из вещей, все же потерял, потом, вроде, нашёл. В реальном Лиссабоне, я нашел совершенно другую картину - в ней не было лагун, обрывистых берегов и шёл дождь.

Конечная станция железной дороги. Навигатор в часах показывает четыре километра до отеля. "Расстояние недалекое, срывающийся дождь - не помеха" - подумал я и решил пойти пешком. Никогда я еще не искал отель под проливным дождем. Облачность и лёгкий дождик превратился в ливень, я впитывал его всем существом путешественника. По ходу я успел сделать несколько снимков, в том числе и старинных городских трамвайчиков, давно считающихся визитной карточкой Лиссабона.

Дождливые кварталы Лиссабона

Достопримечтальность Лиссабона - старинные трамвайчики

Современное мироустройство, так же далекое от познания истины, как и тысячелетия назад, в техническом отношении всё-таки развивается, приносит пользу и радует человека. Например, приятно следовать направлению навигатора, с большой вероятностью ведущего тебя в то место пространства, которое ты ранее запланировал. Путь в четыре километра, рассчитанный по прямой линии, с учетом городской инфраструктуры, увеличился до семи километров. Не спеша я преодолел его за полтора часа. Вероятность правильного выбора конечной точки приблизилась к единице, когда я открыл дверь с названием своего отеля. Отель, скорее, гостевой дом, оказался на третьем этаже большого жилого дома. Общий душ и туалет (в хорошем состоянии и содержании), комната для завтрака и, собственно, несколько номеров. Для остановки на пару дней, практически, в центре города - это очень приемлемый вариант, при этом с хорошей бюджетной ценой.

Деталь приятного гостеприимства - несмотря на то, что я прибыл раньше положенного для размещения времени, мне предложили завтрак (в 11 часов дня), при этом плату за него не взяли. Немного отдохнув, я отправился исследовать историческую часть Лиссабона. Дождь практически прекратился, но иногда напоминал о себе легкой моросью португальских осадков. Я прогулялся по историческому центру Лиссабона, со смотровой площадки старинной башни посмотрел крыши его домов, побродил по лабиринтам городской крепости. День заканчивал своё существование, я же, перемещаясь на метро, без труда добрался до места своего временного пребывания.

Печальный Лиссабон

Спасаясь от дождя

Бокал португальского вина (к сведению, вино в Лиссабоне недорогое - от 3 евро за литр), доступ в Интернет и вот уже надвигающийся сон, как необходимое условие бытия человека.

1. СИНТРА (SINTRA), ЗАМОК ПЕНА (Palácio Nacional da Pena)

Мои надежды на солнечный день оправдались частично. Дождя не было, но и небо не было безоблачно синим. Сквозь плотный слой облаков иногда проглядывало солнце; его лучи тут же заливали ярким светом дома и улицы, разукрашивая серую картину строений яркими жизнерадостными цветами.

Я ехал на электричке в пригород Лиссабона - старинный город Синтру (Sintra). Ехал в одиночестве - кроме меня в вагоне никого не было. В Лиссабоне в утренние часы вообще немноголюдно. До девяти часов город в полусонном состоянии (когда же они работают?). После семи вечера ситуация схожая - людей ни в общественном транспорте, ни в самом городе уже не видно.

Посещение Синтры было запланировано ранее. Этот городок богат достопримечательностями, среди которых особой известностью и популярностью пользуется дворец Пена (Palácio Nacional da Pena). К нему навигатор и проложил мой первый на этот день маршрут. Экран показывал девятьсот метров до конечной цели. Разумеется, это расстояние я не позволил себе проехать на автобусе. Я решил пойти пешком. Однако, как оказалось, дворец находился на вершине горы, поэтому расстояние, рассчитанное по методу прямой видимости отличалось от расстояния, проложенного исходя из дорожных условий. В итоге, вместо предполагаемых девятисот метров, я прошел восемь километров, пока не постучал в ворота старинного замка.

Сколько эта лавочка знала посетителей…

Утренняя Синтра

По пути к Дворцу Пэна

Дверь открыл принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, муж королевы Португалии Марии II. Именно он на развалинах средневекового монастыря в 1840 году начал строительство замка и окружающей его парковой зоны. Через мгновение принц превратился в девушку - гида, продавца входных билетов. Увидев мое замешательство, она стала вещать на чистом русском, сначала рассказав о правилах посещения замка, а потом и о самом замке. Для связи предложений девушка упомянула, что мама у неё русская и в семье они любят говорить на родном языке. Это тот случай, когда в ситуациях, требующих знания иностранного языка рядом оказываются люди, готовые помочь. Поэтому важно не столько владение языком в незнакомой стране и не надежда на свои способности, а благоприятствующие обстоятельства. Проще говоря, воля Божья. Удивительно, но подобное в этом путешествии произошло дважды.

Эклектическое сочетание средневековой архитектуры и фантастического романтизма замка Пена царило не только в самом стиле сооружения, но и во всех деталях этого необычного архитектурного комплекса. Замок является одним из «Семи Чудес Португалии», внесен в список Мирового наследия Юнеско. В 1890 году Дворец Пена вдохновил русского миллионера - путешественника Арсения Абрамовича Морозова и архитектора Виктора Александровича Мазырина на строительство особняка на Воздвиженке в Москве, известного в советское время в качестве «Дома дружбы» с народами зарубежных стран, а сегодня Дома приёмов Правительства. Замок Пена строился не для оборонительных задач, а для приема гостей в загородной резиденции королевы.

Когда-то считали, что чёрных лебедей не бывает

Замок Пэна во всей красе

Парк вокруг замка

Знакомство с Синтрой продлилось до двух часов дня. Беспокоясь за ограниченность времени, я взял билет на электричку и поехал обратно в Лиссабон. Проехать на общественном транспорте в столице Португалии, как и в других местах Европы, стоит не дешево. Билет на метро стоит 1,2 евро, на пригородную электричку - 2,4 евро, в пересчете на родные рубли - около 80 рублей и 160 рублей. Но это ниже, чем в других европейских странах. Общественный транспорт чистый и комфортный. Пробок в городе я не видел, впрочем, машин, как и людей, на улицах немного. Возможно, люди ищут работу недалеко от дома. За обед в городском кафе придётся заплатить не менее шести евро, но за эти деньги накормят от души.

О месте моего проживания. Это был гостевой дом с чистой комнатой, включенным завтраком и приветливым хозяином. Стоил он на Букинге около полторы тысячи рублей в сутки, что вполне сопоставимо с российскими ценами, причём явно меньше цены столичной.

Пока я ехал до гостиницы, небо практически прояснилось. У меня оставалось около четырех часов светового дня, в течение которых я мог что-нибудь поснимать. Я воспользовался советом девушки-администратора отеля и посетил пару близлежащих достопримечательностей. К первому месту я дошёл пешком - это был небольшой парк с музеем, построенным в духе современного искусства - очень красивый уголок природы в центре большого мегаполиса. Чистый прудик, который облюбовали птицы, амфитеатр для концертов, сцена, за ней - красивое озеро. Пробежав по территории парка, я сел в метро и поехал во второе место - морской порт, совмещенный с железнодорожным вокзалом и местом столичного досуга - многочисленными кафе и торговыми комплексами. Здесь явно чувствовался дух португальской столицы. Царящий повсюду стиль современной архитектуры прослеживался в настроении, а через него, в характере местных жителей. Меня окружали музыканты, в уединении играющие какие-то произведения, молодежь, привлекающая внимание скандированием лозунгов, не стесняющиеся пары влюбленных, уж очень горячо проявляющих свои чувства. Не скажу, что это всё было мне по душе, более того, я не хотел бы видеть это всегда, но в качестве знакомства с культурой народов, исторически стремящихся обрести новый мир, это было интересно. Экскурсия в культуру португальского народа на этом не оканчивалась, она перенеслась в другой участок страны, на остров Мадейру. Этот остров был целью моего путешествия.

Торговый центр Лиссабона

В лучах уходящего солнца. Завтра будет новый день

Отличное место для пробежек

1. ОСТРОВ МАДЕЙРА

В поисках мест с уникальной природой я обратил внимание на остров Мадейра. По-мимо восхитительных пейзажей, украшающих страницы Интернета и ярко выраженной культуры, через которую можно прочувствовать дух первооткрывателей, остров был для меня интересен и по причине финансовой - в другие точки планеты добраться было бы очень дорого.

Разнообразие природы Мадейры - «острова вечной весны», как его называют, впечатляет. Здесь и высокие горы и всегда зеленые и цветущие растения, множество птиц и удивительных животных. Вот что о нем пишет Википедия:

Маде́йра (порт. madeira — древесина) — автономный регион Португалии, расположенный на одноимённом архипелаге в северной части Атлантического океана, приблизительно в 1000 км к юго-западу от Португалии и в 500 км к западу от африканского побережья. Мадейра была открыта португальским моряком Жуаном Гонсалвишем Зарку, примерно в 1418 — 1420 гг. На Мадейре господствует субтропический Средиземноморский климат, один из самых мягких в мире — разница между дневными зимними и летними температурами не превышает 7 °C. Самый холодный месяц года — январь (13-20 °C), самый тёплый — сентябрь (18-26 °C).

Перелёт. Когда я покупал билеты я ещё не знал, что посадка на Мадейру имеет особенности. "По данным туристического журнала Travel+Leisure Международный аэропорт Мадейры входит в десятку самых опасных аэропортов мира, поскольку требует от пилотов выполнения особенных манёвров. Перед заходом на посадку самолёт необходимо сначала направить на горы, а практически в самый последний момент резко сменить направление полёта и зайти на взлётно-посадочную полосу." Взлетная полоса на острове возведена на сваях - на Мадейре нет ни одного равнинного участка земли, на котором можно было бы расположить инфраструктуру аэропорта. Поэтому полоса имеет ограниченную длину, начинаясь и заканчиваясь неожиданно в воздухе на высоте десятков метров. У летчиков не остается права на ошибку. В таких условиях посадка самолета имеет свою специфику, испытать которую «посчастливилось» и мне. Вначале некоторые воспринимали это как аттракцион, но мне было не до веселья. Потом никому не было до веселья. Но с Божьей помощью приземлились - выходили из самолёта в особом настроении. Не буду подробно описывать детали посадки, дабы оставить эти удивительные мгновения очередным покорителям прекрасного острова.

Одно из красивейших мест мыса Сан-Лоренсо

Мыс Сан-Лоренсо - здесь почти всегда сильнейший ветер и шторм

В глубине острова

Я поселился я в студенческой резиденции филиала одного из португальских университетов. Так было указано при бронировании. Гостиница представляла собой небольшое студенческое общежитие, в которой несколько гостевых номеров сдавалось в аренду. Эти номера, видимо, предназначались для гостей и преподавателей университета, но по мере их незанятости, пополняли бюджет филиала. Продавались номера недорого - что-то около пятнадцати-двадцати евро в сутки, вместе с тем, имели всё необходимое для комфортного проживания. Неудобство вызывало отсутствие завтрака, но его можно было бы приготовить в помещении студенческой кухни, однако для этого нужно было бы воспользоваться чужой посудой. В общем, от утреннего приема пищи следовало бы отказаться или воспользоваться рядом расположенными кафе. Мой завтрак состоял из молока и хлеба, поэтому номер являлся прекрасным помещением для приема пищи. Тем более, что его окна выходили на прекрасно ухоженную территорию университета, благоухающую цветами и другими растениями, один вид которых делал завтрак лишь дополнением к созерцанию природы.

Филиал университета находился в центре Фуншала - столицы острова, практически на его берегу. Десяти минут было достаточно, чтобы подойти к океану, посетить центральные магазины, пройти вдоль местных рыбных ресторанов. Отдаление от центральных городских дорог оставляло это место тихим в любое время суток.

В гостиницу я добрался на автомобиле, который арендовал по прилёту в аэропорт Фуншала. Это был маленький Ниссан, вполне устраивающий меня по размерам, да и по цене. Прокатных фирм на Мадейре много: есть известные, но есть и местные. У последних более низкие цены, но не всегда понятные условия аренды. К примеру, при оформлении автомобиля меня о чём-то усердно спрашивали на португальском языке, а я никак не мог догадаться, чём. Без переводчика было бы непросто разрешить возникшую ситуацию, тем более, что в очереди за мной стояло несколько человек и они явно спешили по своим делам. Однако в очереди, прямо за мной оказался и русский человек, около десяти лет назад перебравшийся в Португалию и посещающий Мадейру регулярно во время своих отпусков. Он помог мне и специалисту разобраться в недопонимании и через несколько минут я уже держал ключи от почти нового Ниссана.

Как только я сел за руль автомобиля закапал дождь. Он, то прекращаясь, то начинаясь, поливал пять дней, аккурат до дня моего вылета. Ночью порывы ветра с дождём были особенно сильными. Казалось, что за окном бушует такой ураган, что деревьям и цветам, окружающим нашу гостиницу не поздоровится. Однако, на утро они вновь представали передо мной, даже более красивыми, светящимися росинками в лучах ненадолго проявившегося солнца.

Где-то за жёлтой гостиницей моё студенческое общежитие

Городская церковь

Водопад льётся через дорогу

Центр Фуншала

В сочетании с субтропическим ветром осадки делали отдых запоминающимся. Днем, как только дождь прекращался, открывалось синее небо, мгновенно меняющее серо-болотный цвет острова в непривычный глазу ярко-зеленый. Такая резкая смена красок была неожиданна, но тем удивительна и необычна.

К сожалению, пики гор оставались в облаках и мне не повезло увидеть известные на весь мир вершины. Как только я преодолевал высоту пятьсот метров над уровнем моря, вокруг сгущался туман и мне приходилось даже днём включать огни автомобиля. Поэтому количество снятых кадров оказалось меньше планируемых, но и то немногое, что получилось, позволяет оценить красоту этого удивительного острова.

Не буду вдаваться в подробности моих перемещений по Мадейре; в большинстве своём, в силу погодных условий, они были на автомобиле, за исключением ходьбы на мыс Сан-Лоренсо и прогулки по большому ботаническому саду. Но и этого было достаточно, чтобы подтвердить описание острова, как необыкновенного и вечнозеленого. В этом мире, окруженном необъятным океаном, среди лесного изобилия в труднодоступных местах живут трудолюбивые, отзывчивые люди. Но это уже другая история, о которой быть может будет рассказано позже.

Ботанический сад Фуншала. Здесь можно гулять целый день

Чета

В продолжении я расскажу о моём возвращении с острова; оно отличалось от прибытия и было обусловлено служебной командировкой в Германию, которую я решил начать не возвращаясь в Краснодар. У меня оставалось два дня отпуска, которые мне нужно было скоротать и я забронировал номер в городе Бюль региона Шварцвальд. Оказалось, что мой номер - это свободные комнаты женского монастыря…

Продолжение следует…

Примерно так выглядит Мадейра глазами профессиональных видеооператоров Christian Mülhauser

Фотографии Лиссабона и Мадейры в высоком разрешении для печати можно скачать ЗДЕСЬ

Путевые заметки в других странах в разделе ПУТЕШЕСТВИЯ

Традиционное жилище островитян

Тропа на мыс Сан-Лоренсо

На Мадейре очень трудолюбивый народ

Крыши Лиссабона

Там, где начинается другая реальность