Остров для души. Карпатос

Написано 30 декабря 2014

Небольшой винтовой самолет, покачиваясь то в одну, то в другую сторону, заходил на посадку в аэропорт острова Карпатос (Karpathos). Солнца уже не было видно, но горизонт ещё хранил его багряные краски. Когда боковой ветер был особенно настойчив, самолёту приходилось подчиняться, но делал он это как бы из уважения, отдавая должное могуществу природной стихии, но тут же выравнивался и следовал собственному курсу.

В салоне было несколько человек - по виду местные жители. Ещё на взлёте они дружно перекрестились и дальше с нетерпением ждали посадки. В это время на Карпатос прибывает только один самолёт за день, из Афин; летний туристический сезон уже закончился и желающих посетить остров поубавилось. Проживает на острове около пяти тысяч человек, летать которым не с руки, ибо и дома дел достаточно. Производства большого нет - всё больше домашнее хозяйство. В общем, особой надобности курсировать между островом и материком нет, разве что уезжая на заработки, но такое случается не часто.

Вылет из аэропорта Афин. Впереди неизвестный остров

Естественная отдалённость острова (Карпатос, скорее всего, крайняя точка Греции) позволила ему существовать, в большей мере, самостоятельно, не сильно испытывая на себе влияние переменчивого земного мира. Православие, глубоко в душе принятое его жителями столетия назад, укрепилось и в общем настроении, олицетворяющем гармонию жизни духовной и земной.

Карпатос сегодня - это место спокойствия и забвения, пристань вечных путешественников и любителей девственной природы. Остров не стремится стать туристическим центром, ведь в этом случае ему придётся расстаться с автохтонной культурой и взять на себя обязательства по сопровождению коммерческих проектов, не всегда считающихся с традиционными ценностями. Здесь нет излишеств и услуг, которые, помимо красивой природы и народной культуры, притягивают большинство туристов.

Пляж Aperi известен своей красотой далеко за пределами острова

Карпатос сегодня - это место спокойствия и забвения, пристань вечных путешественников и любителей девственной природы

Не доезжая до Mesohori - дорога от города Olympos - сам город на горизонте, за горой

Волнение моря вблизи Argilopotamos beach

По береговой линии раскинулось около десятка селений, имеющих свой пляж и небольшую пристань, еще несколько городков находится в центре острова - на горных высотах, с которых просматриваются и сам остров, и уходящее в бесконечность синее море.

Торговая сеть существует, как ей и положено - для приобретения предметов, необходимых для жизни. Почти все магазины продуктовые - по одному - два в городке, есть конечно и сувенирные лавки, но открыты они в туристический сезон и ориентированы на покупателя приезжего. Островитянам лишнее не нужно - они свободны от страсти потребительства и живут интересами иного порядка.

Карпатос интересен желающим удалиться от городской суеты, а с ней и мирской. Но природной тишины здесь нет - на острове всегда дует ветер, то сильный, то слабый и его присутствие ощущается всюду. Благодаря этому свойству Карпатос стал излюбленным место виндсёрферов, знающих толк в ветрах.

Пляж Kyra Panagia Karpathos

Большинство храмов на Карпатосе небольшие, их внутреннее убранство примерно такое

Городок Finiki

Хранимый горами берег Achata

Городок Ammopi с одноименным пляжем. Вблизи этого городка проживал и я

Жизнь в центре Карпатоса

Равнинных мест на острове почти нет, высота же гор достигает 1215 м. На Карпатосе много растительности, есть и эндемики. Но не только природным богатством привлекает остров туристов, сделавших несколько перелетов, чтобы к нему добраться. Карпатос интересен образом жизни и укладом, к которому естественно тянется человек - здесь свободней ему дышится, здесь он чувствует духовную благодать, через нравственность и любовь проникающую в самую суть человека. Такое состояние создаёт православная вера, близкая сердцу островитян и развитая ими до мировосприятия.

Историческим центром острова, его духовной столицей, является город Олимпос (Olympos). Он был построен в труднодоступной северной части, там где жители чувствовали себя в безопасности. Одной частью Олимпос выходит к обрыву; так, что с моря к нему не подступиться, другой обращен к высокому горному хребту, который являясь естественными воротами, открывает путь к городу по суше. Олимпос раскинулся на крутых склонах - его маленькие домики, слитые друг с другом общими стенами, образуют единый комплекс, как и общественная жизнь горожан, соединённый в большой организм.

Повседневная одежда и настроение женщин Олимпуса

Это самая широкая улица Olympos

Сторожевой кот

По дороге к Olympos

Неожиданно мне открылся старинный город. Он спокойно и приветливо смотрел на меня. Я же восхищённо вглядывался в каждую его деталь. Именно этот образ я много раз просматривал в Интернете и именно благодаря ему я здесь находился

Основан Олимпос в IX в н.э. и с тех пор является одним из значимых мест Средиземноморья. Сегодня им интересуются не только туристы, но и учёные - этнологи, прежде всего из-за традиционной культуры: древних ремесел, этнического искусства, обычаев, давно исчезнувших из привычной жизни греков. К примеру, в Олимпосе и сегодня можно увидеть многовековые ветряные мельницы, так же, как и столетия назад, перемалывающие пшеницу и ячмень.

Я уже около часа ехал в сторону Олимпоса; мой скутер преодолевал порывы встречного ветра и катил по горной дороге, змейкой извивающейся вдоль главного хребта острова. Дорога была хорошая; недавно уложенный асфальт добавлял приятных ощущений от езды. За час я испытал тёплые ароматы соснового леса, обжигающее солнце и прохладу тенистых деревьев. Дорога была пустая, компанию мне составлял скутер, двигающийся впереди и везущий пару молодых путешественников. Я долго обгонял их, пока мне не удалось это сделать на очередном затяжном повороте. Теперь они еле поспевали за мной.

Незаменимый транспорт в путешествиях

Впереди я увидел перевал. Почти весь остров был на моей ладони, кроме той его части, которая скрывалась за этим рубежом. Неожиданно мне открылся старинный город. Он спокойно и приветливо смотрел на меня. Я же восхищённо вглядывался в каждую его деталь. Именно этот образ я много раз просматривал в Интернете и именно благодаря ему я здесь находился.

Кроме крутой дороги, разделяющей Олимпос в пространстве, он словно находился в другом измерении. Как будто два-три столетия отделяли меня от этого города. Не только во внешней стороне было дело - в ней явно были помешаны разные эпохи, но сама сущность Олимпоса, его быт, были навеяны картинами прошлого.

...…мой скутер преодолевал порывы встречного ветра и катил по горной дороге, змейкой извивающейся вдоль главного хребта острова

Вершина города Olympos

в Олимпосе и сегодня можно увидеть многовековые ветряные мельницы, так же, как и столетия назад

Номер сдаётся

Забрался на гору, встретил там бабульку, прибирала в храме, попросила подвезти к деревне - с радостью подвёз

Сегодня в городе проживает триста человек, в основном это женщины. Они же исполняют главную роль в жизни коммуны: торгуя в лавках, выпасая скот и работая на земле. Причиной этому - почти полное отсутствие мужчин, большую часть года ищущих заработки за пределами острова. Связано это с тем, что в не курортное время заработать на острове практически невозможно, поэтому многие уезжают искать работу на другие острова - Крит, Родос или на материковую Грецию - в Афины или Салоники, кто-то ищет работу в других странах.

Олимпос я посетил дважды - одного раза было недостаточно даже для беглого знакомства. Я ходил по узким улочкам, по крышам домов, являющихся основаниями для других строений, рассматривал заброшенные и действующие мельницы. Олимпос расположился по склонам хребта, одна сторона которого обрывом падает в море, другая обращена в сторону гор. В городе есть главный храм и несколько небольших, иногда теряющихся между соседними домами. В городе можно снять небольшую комнату и я подумал, что хорошо было бы это сделать при следующем моём посещении острова.

Олимпос расположился по склонам хребта, одна сторона которого обрывом падает в море, другая обращена в сторону гор

По крышам забрался на вершину Олимпуса

Я быстро привыкал к Карпатосу, вливался в его духовную среду, чувствовал себя в ней легко и спокойно. Чистота общения, искренность и непринуждёность, желание соответствовать этим естественным правилам, уважая и даже любя их, наводили на мысль, что этого не хватает мне в мире привычном, кричащем о своей цивилизованности.

Культура на острове не приняла «прогрессивных» идей европейского сообщества, в которых грубо, но не против человеческой воли, обнаружили себя силы безудержной наживы, появилась конкуренция, жесткая, потом и жестокая, производственная, потом социальная, выразившая себя в конфликте интересов и яркой безальтернативной индивидуализации. Когда любовь стала делом взаимности, договоренности, когда слова из Евангелие "Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф. 5:46) стали актуальны в большом мире, мировосприятие Карпатоса продолжало хранить истинное значение светлого чувства. Жизнь, покоящаяся на любви к ближнему не нуждалась в введении бесконечных норм права, формализации законодательства и развивалась по категориям нравственным, единственно необходимым для социального строительства.

Пристань города Diafani

Найдутся такие, кому остров покажется скучным, может и безликим - ведь здесь нет парков отдыха, иных развлекательных и досуговых мест, нет насыщенной светской жизни, нет движения финансов, производства и многого другого, что считается признаками благополучия в современном мире. И если спросить у местных, что для них Карпатос - они просто признаются в любви к нему, скажу, что Карпатос - их жизнь, без него они не были бы таковыми. Другие увидят на острове девственную природу, интересные, ранее неизвестные традиции. Будут и такие, кому остров принесет оздоровление, духовное и физическое, сподвигнет к главным вопросам, к размышлению о своей роли в этом мире.

В октябре на острове людей уже мало: для большинства туристов Карпатос представляет интерес все же как пляжный и оздоровительный вид отдыха. Осенью здесь прохладно, поэтому желающих загорать и купаться практически нет.

В поисках банковского терминала, которых на острове раз-два и обчёлся, я познакомился с проживающей здесь русскоязычной семьей. «Where is the bank terminal?» - спросил я и получив ответ, по привычке поблагодарил на русском. «Спасибо» - произнёс я и этим вызвал удивление. В ответ мгновенно прозвучало: «Не за что!» Оказалось, на острове знают не только Россию, но и Краснодарский край - кто-то работал у нас на строительстве объектов для Олимпийских игр, кто слышал про регион из олимпийских новостей. Туристов же из России на острове практически нет - сюда нет организованных туров и да и добраться непросто, поэтому соотечественники с удивлением узнали о моем гражданстве. Однако, саму Россию местные жители знают хорошо, любят нас, считают братьями по вере и авансом, хорошими людьми.

Несколько дней подряд с моря дул сильнейший ветер. Ночью казалось что за окном бушует шторм, но небо было звездным и нарождающиеся дни обещали быть ясными и солнечными. Так и случилось. Погода позволяла путешествовать по острову на небольшом скутере, с которого я, в прямом смысле слова, вдыхал грудью воздух Средиземноморья.

Природа не обделила Карпатос красотой. Здесь есть всё для земного счастья. Высокие горы, обилие растительности, тихие бухты и волнующие душу морские пространства. Среди деревьев и кустарников много хвойных пород, это богатство создает приятный и загадочный запах. Теплый ветер, порывами приносящий этот аромат, отправлял меня в детство: то к новогодним елкам, то куда-то в сторону летнего черноморского взморья, где вблизи сосновых рощ я впервые почувствовал этот запах.

Карпатос не нуждается в интенсивном движении. Можно проехать пол острова и не встретить ни одной машины. Автозаправочных станций на Карпатосе три, одна из них, сколько я не обращал на неё внимания, была закрыта на выходные. Взять же машину или скутер в прокат не представляет сложности. Цены на эти услуги приемлемые - скутер стоит около пятиста рублей, автомобиль - до тысячи рублей за сутки. Прокатные конторы открыты только с мая по октябрь, в остальное время в их услугах никто не нуждается.

Необычную икону увидел я в одном из храмов. Христос несёт на плечах, чтобы излечить ягнёнка и здо­рового вернуть его в стадо. Спаситель заботится о своих детях также нежно и бережно, как пастух об ягненке

Вблизи главного города Karpathos

Первые дни моего пребывания на острове были ветряными и мне уже стало казаться, что Карпатос всегда живёт этой стихией, но всему своё время и очередным утром я обнаружил остров в полном затишье. В такие дни слышно только щебетание птиц, да звуки людей, обремененных мирскими заботами. Заботы эти не столь тяжелые, как у жителей больших городов. Они, конечно, не умаляют физический труд, без него здесь не обойтись, но и не связаны со стремлениями, бессмысленно волнующими душу и вынуждающими следовать призрачным убеждениям.

Жизнь на острове протекает в любви и уважению друг к другу, это состояние как бы естественно светится в людях и не нуждается в законодательном подкреплении. В современном же обществе многое построено на норме права, но «законодатели тогда руководят нас, когда мы уже развратились» (Златоуст). То есть мы вынуждены механически поддерживать жизнь рода, не зная связующей её органической силы. Более того, мы не осмысливаем, что закон появляется вместе с преступлением. Но это, наверно, необходимый этап общественного бытия, без которого не понять гармонию человеческих взаимоотношений.

Местные в основном заботятся о насущном: о приготовлении пищи, о содержании небольшого хозяйства, о детях. Здесь будут уместны слова их предшественника Сократа, который, гуляя по рынку, любил повторять: «Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись!»

Православная вера прочно укрепилась в сознании островитян. С ней им проще и они не рассматривают себя вне этого духовного единения. На Карпатосе много мест, где можно ощутить себя ближе к Богу. В каждом городе есть главный храм и есть небольшие храмы, построенные на частных территориях и являющиеся семейными достояниями. Попечение о храме семья берёт на себя: начиная от строительства и заканчивая ежедневной уборкой. Все храмы открыты для публичного посещения, более того, хозяева всегда рады гостям, пришедшим в их духовную обитель. В этом и я смог убедиться, посетив храм, красиво расположившийся на вершине горы. Подъехав ближе, я увидел, что строения находятся во дворе частного дома. Благо, хозяйка была во дворе, и я спросил у нее разрешения взглянуть на храм. Пожилая женщина, оказавшаяся бабушкой нескольких внуков, разрешила, и с радушием провела небольшую экскурсию. Оказывается её храм был построен во имя святого Луки, который после Великой Отечественной войны жил и трудился в Симферополе. Когда она узнала, что я из России, то радостно удивилась - и тому что мы одной веры, и тому что святой, имя которого носил семейный храм, и с которым, видимо, была связана их судьба, жил и трудился на территории моей страны.

В горах было в этот день прохладно, и она, заметив, что я немного продрог, пригласила меня в дом, познакомила со своим мужем - добрым и почтенным дедушкой, рассказала о своей семье. Накормив меня пирожками с горячим кофе, она собрала мне в дорогу продуктовый узелок и взяв обещание приехать к ней на Пасху, пожелала счастливого пути.

... горах было в этот день прохладно, и она, заметив, что я немного продрог, пригласила меня в дом, познакомила со своим мужем - добрым и почтенным дедушкой, рассказала о своей семье

Семейное достояние - храм Св. Луки

Такое вот домашнее хозяйство

Города Aperi и Volada

Такая дружеская встреча не была единственной. Карпатос дарит новые знакомства и располагает к общению. На следующий день я познакомился с продавцом сувенирной лавки - молодым парнем, родом из Сербии. Также услышав мое «спасибо», он признался к любви к России и русским людям, рассказал о себе, о своей вере, о том, что привело его на остров. О чём я говорил он догадывался благодаря словам, присутствующим в сербском, но мы вполне понимали друг друга. Я попытался возразить, что не всё так хорошо у нас, и люди разные бывают, и что мир больших европейских городов тоже не идеален, на что он заметил, что Сербия не Европа. Это суждение, видимо, понравилось стоящему рядом греку, который тут же подхватил мысль и публично задекларировал, что Греция не Европа. Разумеется, речь шла не о территориальной принадлежности и не о политических или экономических предпочтениях, а о культуре духа. Признаюсь, было приятно, что мою страну по доброму оценили, но и чувствовалась ответственность, чтобы она таковой и являлась, а это дело рук каждого из нас.

Вид на портовой город Karpathos

Главный город острова имеет одноимённое с ним название - Карпатос. Я проживал в селении Aperi, что в нескольких километрах от него. От серба я узнал о близлежащих достопримечательностях, в большей мере религиозных. К сожалению, двери монастыря, расположенного на одной из вершин острова, были временно закрыты и увидеть жизнь изнутри не удалось, а вот небольшой храм Святой Кирияки, имеющий многолетнюю историю, я посетил не единожды. Впрочем, как и множество других храмов, расположенных у моря, в селениях и на вершинах гор, добраться к которым было просто и не очень. Желание посетить такие места зрело задолго до прибытия на Карпатос, но то, что остров мне дал, было много больше ожидаемого и имело значение судьбоносное, не объяснимое рационально, но понятное языку веры.

Владелец заправки. Всегда заправлял мой скутер с дымящейся сигарой

Визитная карточка острова Карпатос. Пляж Apella

Ekklisia Agia Kiriaki

Связь с землёй