И какой же русский не любит быстрой езды

Написано 10 августа 2014

«И какой же русский не любит быстрой езды?» Этот риторический вопрос, прозвучавший из уст Николая Васильевича Гоголя, вполне точно характеризует нравы и стиль вождения русского человека.

Казалось бы, манера вождения - лишь эмоциональный всплеск, субъективный порыв, разве можно принимать его за критерий, описывающий духовные свойства народа? «Конечно, нет» - ответим мы себе и, возможно, ошибёмся. Посмотрев внимательней, можно увидеть в этой привычке ключик к бессознательному российской действительности, индикатор и показатель нашего душевного состояния. Иностранцам, как людям, находящимся в иной реальности, проще рассмотреть в нас существенное, поэтому русская манера вождения им сразу бросается в глаза.

Слава Богу, права на вождение сегодня просто так не выдаются. Вернее, есть случаи, подтверждающие несовершенство любой правовой и нравственной системы, но эти случаи исключительны и в целом на «скорость не влияют». Вместе с тем, упускать их из виду или пренебрегать ими, неразумно и опасно, но сейчас речь немного о другом. Не так давно, ранним утром, меня разбудил громкий девичий разговор. Выглянув в окно, я увидел двух девушек, которые, помогая друг другу, выполняли маневр по проезду на автомобиле внутри двора. Дорога с этой стороны дома у нас широкая, поэтому даже припаркованные автомобили не мешают разъехаться двум машинам. Однако, отсутствие навыков вождения вносило коррективы в движение - девчата с трудом рисовали синусоиду, критические точки которой совпадали с габаритами мирно спящих авто. Лишь считанные сантиметры отделяли траекторию их движения от встречающихся на пути объектов. В такие моменты одна из девушек, назовем её штурманом, выбегала и начинала корректировать движение, помогая избежать, казалось бы неминуемого, столкновения. Другая девушка - водитель, путая вращение рулевого колеса с направлением движения, железным конем управляла экспериментальным способом, продвигаясь метр за метром по нашему небольшому двору, как ребёнок впервые шагает по земле обетованной. Вот и моя машина оказалась на пути, но повезло… Так и преодолели юные водители свой первый путь. Возвратившись на диван, я продолжил прерванный сон.

Однако, через некоторое время я был вновь разбужен. К уже знакомым голосам присоединился еще один, мужской. Светало. Выглянув в окно, я увидел ошибку в синусоиде, отмеченную контактом «учебного» автомобиля с припаркованным. Рядом стоял «счастливый» обладатель уже не идеального автомобиля. Из разговора выяснилось, что прав на вождение у практиканток нет. Чем была обусловлена эта весёлая поездка - закреплением ли навыков вождения или иными причинами - неважно, но факт остается фактом - вождение без прав явилось причиной этого происшествия.

К сожалению, подобный случай не единичен - в сводках новостей встречается формулировка «водитель был без прав вождения». Такие случаи, раз о них написали, далеко не безобидны, ведь если подобное произойдёт на высокой скорости, то это уже может стать преступлением, приведшим к печальным последствиям. Это одна из особенностей русского менталитета - вседозволенность. Слава Богу, случаи такие не многочисленны, но место своё имеют.

Но оставим этот пример, мы законопослушны, сдав экзамены и научившись водить, получили права и следующий шаг - покупка автомобиля. Для многих - это жизненно важный шаг, ведь для человека автомобиль не только средство передвижения. Это и показатель успешности, статуса и самолюбия. В больших городах России можно встретить много дорогих авто. К примеру, внедорожники, приобретение которых раньше оправдывали возможностью беспрепятственно передвигаться по нашим дорогам. Однако, с видимым улучшением дорог количество внедорожников не уменьшалось, даже выросло - кроме престижных моделей появились и спорткары, и автомобили бизнес-класса. Несмотря на невысокий уровень дохода и низкое благосостояние, которым любят попрекать нашу страну, автомобили люкс-класса, приобретают в России в количестве не меньшем, чем в экономически развитых странах. Понятно, что приобретает та часть населения, у которых материальных ресурсов много больше, чем у всех остальных, но это другой вопрос.

Нас не пугает ни цена самого автомобиля, ни стоимость его обслуживания. Последний факт, сдерживающий потребительские порывы жителей других стран, в которых логично популярны малолитражки, для нас не значителен. Мы пока не обращаем внимания на такие мелочи, как стоимость бензина или дизельного топлива - ведь наша страна богата нефтяными ресурсами. У нас должна быть самая низкая в мире цена на топливо, и никого не должно интересовать: разумно или нет мы его расходуем.

Сегодня уже многие понимают, что проблемы дорожного движения имеют прежде всего социальную основу. К примеру, автомобильные пробки - это не только недостаточное обустройство городской среды, но и чрезмерное количество автомобилей, низкая культура вождения и многое другое, имеющее в основе не технологические, а социально-этические факторы. В последнее время радует внимание к общественному транспорту, публичное обсуждение перспектив его развития. Примечательна тенденция переориентации на двухколесный, более мобильный транспорт, в том числе и велосипедный, являющийся показателем более свободного общества, актуализирующего здоровый образ жизни и состоящего из людей, умеющих разумно распределять личное время и свои ресурсы.

С чего начинается день большого города? Для живущих на первых этажах, первые звуки пробуждения далеко не естественны. Миллионы лет человек слушал звуки природы: животных и птиц, шум ветра, листвы, грома, других явлений. Лишь в последние столетия к природной гармонии добавился фон индустриальный. Резкий, металлический, своей какофонией диссонирующий с привычными ритмами. Он проник повсюду. Как вирус, распространяющийся на все живое, он появился на улице, он льется из динамиков телевизоров и компьютеров, его жесткие аккорды все чаще наполняют мелодию современной музыки.

Но существует ли этот вирус вне нашей воли? Не мы ли своим отношением к миру безоглядно наполняем пространство индустриальными испражнениями? Не мы ли, считающие себя хозяевами всего, создаем разрушающий резонанс родине, которая нас породила и бережёт?

Всё начинается с мелочей. Купил машину, перенес свое большое Я на неё, теперь она часть меня и заботишься ты о ней внимательней, чем даже о своем теле.

Уже давно не нужно греть двигатель перед поездкой. Но мы по старинке волнуемся, что мотор может изнашиваться быстрее, заводим его и тарахтит он «в холостую», пока заняты мы своими домашними делами. Сейчас это просто - не вставая с постели нажал на кнопочку, на десятом этаже, и работает твоя машинка, пуская угарный газ в близлежащие окна. Пусть греется любимая, да и место под попой будет тепленькое. О том, что дым кому-то мешает, шум двигателя надоедает, думать не стоит - это проблемы тех, кого это раздражает.

Сказанное не про нас. Мы, никому не мешая, садимся в свой любимый автомобиль, заводим его и едем на работу. Если приходится спешить (признаемся, бывает…), мы можем немного превысить скорость, либо «случайно» не заметить уже догорающий зеленый. Но никогда не мчимся, никогда не едем по трамвайным путям, никогда не «стопорим» движение на перегруженном перекрестке.

По дороге на работу встречаются хамы. Они пытаются протиснуться в пространство перед нашей машиной. Мы больше всего этого не любим, даже ненавидим. Еще бы, ведь это мое законное, установленное объективным правом место, а им хочет воспользоваться какой-то «наглец». «Братская любовь» возникает и в противоположном случае - когда мы не успеваем и вынуждены проситься в соседний ряд. Нам также не уступают, мы на чем свет кроем «этого жмота».

Что мы теряем в обоих случаях? По-разному: целостность машины, здоровый цвет лица, иногда, рук и ног, хорошее настроение, любовь. Что побуждает? - можно сказать: «справедливость, отсутствие времени и прочее», но правдой будет - нежелание (даже жадность), чтобы другому позволялось больше, чем тебе, тяга к равенству во имя равенства. Что же случится если мы уступим? - Ничего, может, потеряем несколько секунд нашего драгоценного времени. Даже получим благодарность, пусть иногда не выраженную сознательно.

Ну вот, мы ближе к месту назначения. У нас есть автомобиль, значит, он должен довезти нас как можно ближе к цели. Вопрос парковки вторичен: мысль развивается от желания оказаться там, откуда уже идти не нужно, до решения вопроса - как обойти возможные преграды, если останавливаться в этом месте запрещено? Почему запрещено, нас не интересует - вопрос последствий стоянки в неположенных местах у нас сводится к материальным потерям, а не к осмыслению общественных неудобств. Есть автомобилисты, к сожалению, таких немало, которые не приемлют остановку от которой ещё нужно будет пару сотен метров идти пешком. Быстро находится крайний - государство. Оно не предусмотрело строительство парковок в центре города. Возможность этого строительства, как финансовая, так и физическая, в рассмотрение не берется. Обвинения строятся на субъективно прагматичных принципах, не учитывающих иные, в том числе, общественно - государственные интересы.

Платные парковки в умах таких граждан проблемы не решают, ибо они привыкли получать стоянку безвозмездно. Да и вообще мы не рассматриваем стоянку как услугу. Хваля и приводя в пример европейские государства, с высоким уровнем благосостояния, наши товарищи не берут во внимание, что в этих государствах в центральных городских кварталах стоянок днём с огнём не сыщешь, а те, которые есть «приятно удивляют ценой». Мы раздражаемся пробками, кричим на припарковавшихся в неположенных местах, но сами, по возможности, поступаем также.

Прошел день. Нас ждет любимый дом. На всех парах, не взирая на встречные потоки ветра, мы летим к родному гнёздышку. Кто-то с музыкой, так, чтобы слышали все, кто-то без, но все мы смело продвигаемся вперед. Где-то на мигающий зеленый, где-то на еще не погасший красный, где-то превышая скорость, убеждая при этом себя что мастерство вождения не создаст опасностей, да и Бог бережёт. Именно о таком вождении рассказывают иностранцы при вопросе, что первое бросилось им в глаза? Они со страхом и недопониманием наблюдают за нашими рисковыми полётами. Но им нас не понять…

Вот, мы, с Божьей помощью, и дома. Правда, по большей части, Бога мы не упоминаем, когда всё хорошо. Все сводим к собственному уму и опыту - ведь мы те, кто творит мир. Ну да ладно, мы уже дома. Хорошее настроение, близкие люди, домашний очаг, но как некстати бывают разговоры о плохих водителях, встретившихся нам в этот день, и, не приведи Господь, трагических случаях.

Удачи вам, и будьте аккуратны на дороге, будьте вежливы и добры к водителям и пешеходам, даже нарушителям, ведь мало ли что у них в душе. Уступайте людям. Может, почувствовав от нас такое непротивление злу, сердце подскажет им в будущем поступить также.