Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 1. Вместо предисловия
"Yemen Blues"
Всё, что с нами происходит случается не просто так. Можно увидеть причину событий в явной форме, но это будет взгляд скользящий, не знающий глубины. А находится она, как правило, по ту сторону сознания, в той её части, где бессознательное хранит забытое, неважное и упущенное. Там архетипы множатся и со временем нарастая, обретают новое качество, которое нам уже и представляется в видимой форме, воплощаясь из мира идей в реальность. Этот момент ошибочно и принимается за причину, от него мы начинаем отсчёт события, а всё что было до этого, по сути истинное, остается за горизонтом нашего внимания.
Остров Сокотра, республика Йемен. Впервые слово «Йемен» я услышал на школьных уроках географии. Оно заинтересовало и сразу запомнилось. Йемен (Yemen) относился к развивающимся странам, а таких среди друзей Советского союза было немного, всё больше было тех, которые нами считались развитыми, стоящие на пороге в «светлое будущее».
Вторая причина была в необычном произношении слова. На букву «й» в русском языке слов немного, а названий государств, среди них, нет вообще.
Республика Йемен мне представлялась почему-то африканской, не только в смысле находящейся там (видимо Аравийский полуостров я не спешил разделять с Африкой Красным морем), но и схожей с ней культурой: предубеждение рисовало её неразвитость, с бедным, трудящимся в поте лица, народом. Рабовладельчества в этой картине я не видел, но детские глаза не различали и социального равенства. Вместе с тем, веруя в советские учебники, я наблюдал в своем воображении людей искренних и смышлёных, пусть ещё колеблющихся, но уже знающих лучший политический строй.
За спиной юноша скромно спрятал ружьё…Видимо ножа недостаточно
Потом был поиск мест для путешествий, таких, которые могли бы поразить необыкновенной природой, непознанной культурой. К этому времени прошло почти тридцать лет, за которые человек создал новую реальность - Интернет, который и облегчил мне поиск - сделал исследование обширным и захватывающим. В результате нашёлся и предмет исследования - им стал остров Сокотра (Socotra), расположенный в Аравийском море и принадлежащей республике Йемен. Территориально остров находится у Аравийского полуострова, вблизи Сомали и республики Оман. С этого момента слово Йемен возвратилось из детских представлений и заняло почётное место в моём обновлённом сознании.
Остров уникален. Он является одним из самых изолированных на планете. Это обстоятельство стало причиной возникновения на нём удивительных, не встречающихся нигде, образцов флоры и фауны. Над Сокотрой парит ореол таинственности. И по праву - здесь необычный рельеф, повторяющий все существующие земные формы: равнины и горы, песчаные и скальные поверхности, опалённые солнцем берега и дышащие жизнью зелёные ущелья. Здесь, на каменистых почвах, произрастают сказочные деревья, один вид которых приводит в изумление даже искушенный глаз. Из ниоткуда здесь возникают могучие ветра, мифической силой которых возводятся песочные горы и рождаются ураганы. Ослепляюще белый песок и сине-лазурный цвет моря, который нельзя представить пока не ощутишь воочию, являет лучшее, что было передано богами людям.
Остров удивляет и культурой. Сокотрийцы чтят древние обычаи - они здесь роднятся с современными правилами жизни. Островитяне отличаются от йеменцев, живущих на Аравийском полуострове - по сути это разные народы. У сокотрийцев свой язык, в разговорах он отличается особой резкостью. Привыкнуть к нему сложно - разговор проходит на повышенных тонах и нам кажется, что люди ругаются, но ничего подобного. Их речь громкая и эмоциональная, потому что на острове сильнейшие ветра, заглушающие любые звуки. Сообразно языку у островитян формировалось и мышление, оно отличается он привычного нам и выражает интересные антропологические особенности.
Немного очертаний Сокотры
Песочные горы на Сокотре (Socotra), которые возникают также неожиданно, как и исчезают
Драконовое дерево (обо всём позже), Socotra Island
Призраки войны, Сокотра, Socotra
Наш новый знакомый
Этого было достаточно, чтобы увидеть в путешествии на Сокотру мечту. Теперь можно было начать её осуществление. Но на то и мечта, что путь к её реальности тернист.
В этой ситуации настораживали категорические предупреждения российского МИДа о нежелательности пребывания в Йемене, «в связи с высоким риском для собственной безопасности, по причине военных действий между политическими группировками и случаями захвата в заложники иностранных туристов». По этой причине Йемен недоступен для массового туриста, прежде всего европейского. Те же, кто осмеливаются побывать на Сокотре, стараются избегать выхода в промежуточном аэропорту города Сана, столице Йемена, через который лежит путь на остров. Предупреждения, были небезосновательны, но и не столь критическими. По нашему: "На все воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сраженье Бог помилует». Россия, в отличие от других стран, в Йемене уважаемая, по крайней мере, так говорили те, кто там побывал, поэтому выбор был определен.
Другую сложность я видел в недостаточной подготовке к путешествию. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», а я не знал их устава. Это было бы равносильно явиться в гости, не потрудившись узнать, к каким людям ты идёшь и чем можешь им быть полезен, если уж они принимают тебя в гости. То есть я должен был проявить к ним уважение, а оно не сводится к тому нравится мне что-то или нет. Это категория не эмоционального, а этического характера и она требует усилий для своего существования.
Йемен - страна очень религиозная, с фундаментальными традициями и соответствующим укладом жизни. Сразу окунуться в этот мир было бы не разумно, правильнее сначала с ним познакомиться, осмыслить, а потом уже исследовать. Для знакомства лучше всего подходили условия, свойственные двум мирам - моему и Йемена, которые я нашёл в третьей стране - в Марокко. Таким образом, путь к «путешествию мечты» начался в Марокко, которое я намеренно посетил годом раньше и где я действительно получил пусть абстрактное, но представление о том, что ждёт меня в Йемене.
Свадебный танец с ножами (в следующей части подробней)
Торговец катом
В поездку по Марокко я отправился с другом Сергеем, которому не был известен этот грандиозный план, но нравилось быть там, где не был вчера. Кроме этого, напомню, он тешил себя надеждой попасть в «страну свободы», но у него не было необходимой для этого визы. По его словам, её не давали ему по причине критических высказываний в адрес их Президента, произнесённых им во время слёта вожатых в Дубраве, после чего, он стал фигурантом какого-то санкционного списка, по которому въезд в страну его мечты был закрыт. Сергей тогда почему решил, что из Марокко ему проще будет осуществить авантюрный перелёт. Впоследствие он разочаровался в стране призрачной свободы, да и вообще в свободе, женился, свои взгляды посчитал юношеским вольнодумством и отверг, а из Марокко тогда вернулся на родину, согласно купленным ранее билетам.
То ли судьба не отводила меня от этого человека, то ли он задумал очередную политическую авантюру, вроде продолжения Арабской весны, но в долгожданную поездку на Сокотру я вновь отправился с ним. Сергей взял с собой фонарик, карту Йемена и мегафон (без которого в последнее время не выходил, готовый в любой момент возглавить протестное движение). Было ещё несколько вещей из одежды, но Сергей никогда не был притязателен к таким мелочам, рассчитывая, при необходимости, на помощь Бога или будущих соратников. Зная что таковым вероятней всего придётся стать мне, я взял пару лишних футболок. Упаковав свои вещи, фотоаппаратуру, я вызвал такси, потом традиционно подобрал революционера на светофоре у «табачки», и мы отправились в путь, о котором потом ещё много раз вспоминали.
Последующее повествование не передаёт всего увиденного и пережитого, но некоторые моменты я постарался упомянуть.
День первый. Неожиданное похолодание, затронувшее в середине марта наш город, оставалось далеко позади. Сквозь ночные облака, стараясь не разбудить утомившихся пассажиров, наш самолет плавно снижался к столице Византии - Константинополю. Часовой пояс приостанавливал земное время, ему вторил и знакомый город, в свое время родной русскому сердцу - встречая гостей он также старался оставаться вне времени - быть молодым, энергичным и привлекательным. И ему это удавалось.
Стамбул устойчиво и стабильно развивается. В последние годы изменился внешний вид, улучшилось благополучие жителей. Крупнейший, почти двадцатимиллионный мегаполис, свои успехи показывает скромно, но цену им знает. Сегодня он умело лавирует между западной культурой и традиционным восточным духом. Жители Стамбула, в отличие от жителей многих западных городов, по настоящему гостеприимны и дружелюбны, искренне открыты и отзывчивы. Может, не каждый согласится с такой оценкой, но не каждый и желает в неё всматриваться. Уверенные шаги Турции делают её серьезным международным игроком, интересным мирообразующим странам, в том числе и нашей.
Решительно настроенный человек...пока Стамбул
Площадь Таксим, Стамбул
Galata tower, Istanbul
Вылетев из Краснодара турецкой авиакомпанией Пегасус (Pegasus) мы приземлились в аэропорт Сабиха Гёкчен. Далее взяли курс в аэропорт Ататюрк, откуда должны были вылететь вечерним рейсом в столицу Йемена - город Сану. Преодолев расстояние от одного аэропорта к другому (практически через весь город), с большим запасом запасом времени мы заняли очередную стартовую позицию.
Время приближалось к полуночи, уже был объявлен номер выхода на посадку, а желающих лететь в Йемен не прибавлялось. Нас окружало небольшое сообщество бородатых людей, одетых в религиозные одежды. Мы посматривали на них, они изучали нас. Желая стать ближе к реальности мы достали напиток, приобретенный в Дьюти Фри и ускорили ожидание посадки.
Продолжение здесь Йемен - Сокотра. Одна планета - разные миры. Часть 2. Столица Йемена - город Сана
Один из популярных пляжей на Сокотре (qalansiyah). Целых три посетителя!
ЕЩЁ ЗАМЕТКИ В РАЗДЕЛЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ЗДЕСЬ
ФОТО ЙЕМЕНА (СОКОТРЫ) В ВЫСОКОМ РАЗРЕШЕНИИ ДЛЯ ПЕЧАТИ МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
0 комментариев