Молодежные организации - как осознанная необходимость

Написано 17 января 2014

«Мы - пионеры» - часто говорят о себе участники летних оздоровительных смен в молодежном лагере «Дубрава». Происходит это уже не первый год. Казалось бы, что в этом удивительного? Как организаторы скажут, так дети и себя и назовут. Ведь школьный возраст участников - от 14 до 17 лет еще позволяет молодому человеку принимать определенные установки старших и доверительно их исполнять. Но в том то и дело, что никаких действий со стороны старших в течении смен: как-то навязывания мнений, намеренного упоминания слова «пионер» или специализированного толкования его статуса, не происходило. Если быть кратким и перейти на язык либерального сообщества, то фактов «идеологизации и одурманивания масс», к их же сожалению, не наблюдалось. Но в связи с чем тогда появилось это явление? Что способствовало зарождению традиции называть себя пионерами? Прежде чем ответить на эти вопросы, стоит обратиться к сути рассматриваемого термина и его истории, к сожалению, быстро позабытой.

Слово «пионер» происходит от французского «пехотинец». В дальнейшем этим словом стали называть первопроходцев, исследователей. Этим же словом в недалеком прошлом, а именно в 1922 году, И. Н. Жуков - скульптор, педагог-новатор, один из основоположников скаутского и пионерского движения в России предложил называть молодых людей, которые войдут в состав создаваемого детского коммунистического движения. В организационной основе этого движения были заимствованы скаутские методы, а название «пионеры» было взято из практики пионеринга Сетона-Томпсона - одного из основателей мирового скаутского движения, в то время пропагандирующего идеологию жизни в гармонии с природой.

Но не только И.Н. Жуков являлся инициатором и идейным вдохновителем советской пионерии. Его заслуга в большей мере была в практической организации детского движения. Первоначально задачу поставил В.И. Ленин, который неоднократно в своих обращениях говорил о роли молодежи в становлении коммунистического строя. Но основной импульс развитию пионерского движения дала Н.К. Крупская, которая в 1921 году несколько раз выступила с докладом «О бойскаутизме». В нем она предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро и начались поиски конкретных организационных форм.

Основными символами пионерии стали несколько видоизменных скаутских символик: красный (цвет знамени) галстук (вместо зеленого), три конца которого стали обозначать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов; белая рубашка (также вместо зеленой), три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра. Был заимствован девиз «Будь готов!» и ответ на него «Всегда готов!» Кроме этого, от скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы, организация детей по отрядам, институт вожатых и сборы у костра.

Первый пионерский отряд был образован в феврале 1922 года. В этом же году началось массовое развитие пионерского движения. В 1923 году в составе пионерских дружин насчитывалось более 75 тысяч человек. Изначально движение называлось «Юные пионеры имени Спартака». Затем в 1924 организация стала носить имя Ленина, а марте 1926 года было установлено официальное название — «Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина.» В 1925 году в рядах пионеров насчитывалось уже около полутора миллионов человек. Стоит заметить, что происходило это в стране, еще не отошедшей от гражданской войны, обуреваемой внутренними разногласиями и политической нестабильностью - налицо эффективность внедрения. В конце 1930-х годов завершилась постройка Всесоюзной пионерской организации. В ее основе был так называемый школьный принцип: класс - отряд, школа - пионерская дружина.

В дальнейшем пионерская организация активно развивалась. С количественным увеличением происходили и качественные сдвиги. Более организованной и устойчивой становилась форма движения. Необходимо обратить внимание, что сама цель существования пионерии претерпела некоторые трансформации: от валюнтаристкого решения вопроса о всеобщей победе коммунизма над буржуазией пионерская организация пришла к институту воспитания духовно-нравственных, общественно-полезных качеств молодого человека. Все это способствовало становлению в будущем советского человека, с его особенным характером, отличающимся мужеством, патриотизмом и взаимовыручкой.

Уже в 1971 году в пионерской организации насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн пионеров. Кроме этого, пионерское движение распространилось далеко за пределы страны Советов. Пионерские организации работали в более чем 35 странах мира. Среди них - ГДР, Великобритания, Франция, Австрия, Афганистан, Норвегия, Финляндия, Швейцария и другие.

За все время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 млн человек. Из них пять пионеров-героев были удостоены звания «Герой Советского Союза», два стали «Героями социалистического труда», десятки тысяч пионеров за боевые заслуги в Великой Отечественной войне были награждены орденами и медалями. В радиоэфире звучали позывные передачи «Пионерская зорька», практически с основания организации выпускалась газета «Пионерская правда». Кроме этого, во многих литературных произведениях, песнях и кинофильмах красной нитью лежала пионерская тема. В их числе всем известное произведение А.П. Гайдара «Тимур и его команда», благодаря которому в годы Великой Отечественной войны по всей стране развернулось массовое тимуровское движение: юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, авиаэскадрильи, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая.

Пионерская организация просуществовала до 1990 года. Ее след остался не только в ярких примерах самоотверженного геройства и достижениях народного хозяйства, а прежде всего в организации института, формирующего благородные качества человека и способствующего становлению настоящего патриота.

Это очень краткая информация о том, что же такое пионерское движение и как оно развивалось. Бесспорно, что содержательная часть пионерии не раскрывается здесь в полной мере, но представить что это такое - уже можно. Те, кто сам был пионером, в силу своего опыта, имеет не только представление, но и в большинстве случаев абстрактное понятие о сути пионерского движения. У нового поколения, кроме поверхностного восприятия, нет понимания кто такой пионер.

Прошло более 20-ти лет с момента расформирования пионерской организации. Бесспорно, что информация о ней существует, она есть в общедоступных источниках: в Интернете, в книгах и кинематографе, в песнях. Кроме этого, символы пионерии напоминают нам о ее былых заслугах, а воспоминания родителей настраивают на желание узнать больше. Но чтобы у современного поколения появилась потребность побыть пионером, этого не достаточно. Значит есть причины, способствующие этому явлению. А раз они есть, то эта тема становится актуальной и необходимой для исследования.

Итак, причина первая - изменение условий жизни подростка в "Дубраве". Резкий контраст между жизнью в условиях современного мегаполиса и жизнью в лесу, пусть не в походных условиях, а в приемлемо комфортных, настраивает сознание на мышление с учетом нового типа жизнедеятельности. Общение с живой природой, для некоторых происходящее впервые, дает возможность испытать новые чувства, возможно, до этого незнакомые молодому человеку. Это событие раскрывает внутренний мир человека, ограниченный городской инфраструктурой и материальным сознанием. Оказавшись наедине с природой, многократно увеличивается чувственное восприятие окружающего мира. Утренняя роса, пение птиц, восходящее солнце, несущее тепло и новую жизнь, шелест листвы, предвестник смены погоды, звездное небо и многое-многое другое позволяют молодому организму вдохнуть полный свободы воздух и почувствовать гармонию с природой. На этой волне в памяти всплывают эпизоды из жизни пионерских лагерей, находящихся вдали от населенных пунктов, по скаутскому принципу приближенных к дикой природе. Эти воспоминания складываются из разговоров родителей, из их детских фотографий, с которых они смотрят пионерами, из увлекательных рассказов книг и фильмов советского периода.

Вторая причина - социальная. Необходимость опосредованного мировосприятия новых условий, при сохранении привычного социального диалога, подталкивает людей к более тесному общению. В таком режиме, в отличие от общения в обыденных для него условиях, молодой человек получает много больше информации от находящегося рядом, причем не только за счет словесного обмена, но и за счет наблюдений за его поведением, реакцией на различные ситуации. Этот процесс, вкупе с правилами жизни лагеря, которые включают необходимость объединения участников по отрядам, приводит не только к внешнему объединению, но и к внутреннему психологическому единству. Здесь раскрывается важный момент - в борьбе за свое «место под солнцем», каждый заинтересован в более полном познании окружающего его мира, что без посредственного его восприятия (без помощи другого) невозможно. Таким образом, коллективное многообразие позволяет раскрыть индивидуальность. Знание о том, что пионеры - это прежде всего общность, познающая мир совместно, так же привлекает внимание молодых людей.

Причина третья - информационная свобода. Речь идет об отсутствии на территории «Дубравы» возможности выхода в Интернет и общения по мобильному телефону. Как сказал Н. В. Гоголь «Свобода не в том, чтобы говорить произволу своих желаний: да, но в том, чтобы уметь сказать им: нет». Современное информационное поле тяжестью своего содержания превращает подростка в безрассудочное существо, мыслящее только общественными стереотипами и массовым сознанием. Далеко не каждый молодой человек в силу разных причин (качество воспитания, культурное развитие, интеллект и эрудиция) может выбирать из Сети полезное, либо имеет иммунитет от разрушающей информации. И далеко не каждый может сказать «нет» сетевой зависимости. Кроме этого, особой нужды в пользовании Интернетом в этом возрасте еще нет. Для подростка достаточно и других источников, благодаря которым он может развивать свое мышление. Отсутствие отвлекающих факторов позволяет сосредоточиться на важном, например на реальных отношениях друг с другом. «Дубрава» предоставляет эту свободу в полной мере, давая возможность развитию собственных мыслей и их анализу.

Вышеуказанные причины создают благоприятную атмосферу, но не являются самодостаточными для возникновения самой мысли - быть пионером. Причина четвертая - синергетический эффект, при котором результат от совместного действия во много раз превышает результат от деятельности каждого по отдельности. Летние оздоровительные смены в «Дубраве» имеют тематический характер ( Патриот, Креатив, Респект здоровью, Молодежный лидер и другие). Их цель - создание условий для физического и духовного роста человека. Методика проведения смены определяет не пассивный, наблюдательный характер для ее участников, а активное времяпровождение, в течении которого подросткам ставятся различного рода задачи и они вынуждены их решать. Задачи адресуются как индивидуально, так и отрядно. Сплочение участников, объединенных одной целью, позволяет решать эти задачи эффективно, результат приносит удовлетворение от сделанной работы. Всем известно, что в основе пионерии лежит коллективное начало. «Только всегда и только вместе». Эта причина, подталкивающая к объединению, создает в сознании запросы на формы такого объединения, память подсказывает пионерские отряды - единственную форму качественного и стабильного объединения молодежи этого возраста, существовавшую относительно самостоятельно и системно.

Причина пятая - является следствием четвертой. Деятельная общественная жизнь невозможна без самоуправления. Сила пионерской организации была в ее структуре управления. Бесспорно, что координацией движения занимались старшие товарищи, они же участвовали в обеспечении жизнедеятельности организации, но многие процессы поддерживались на уровне самоуправления. Звенья образовывали отряды, отряды образовывали дружины. Высшим органом управления был пионерский сбор, который оценивал работу выбранных советов, планировал ее, принимал школьников в пионерскую организацию. Он же предлагал советам рекомендовать достойных пионеров на роль председателей, а в дальнейшем в ряды ВЛКСМ. Существовала достаточно совершенная модель управления, при которой наиболее деятельные и достойные выражали мнения остальных и принимали организационные решения. Чтобы исключить корыстные намерения, и отстранить от управления имеющих таковые качества, основные решения принимались на слетах, волею большинства. Не забывали пионеры и о своем младшем подразделении - октябрятах. Именно пионерской организации было поручено наставничество октябрят. Конечно, смены в «Дубраве» не столь многочисленны для необходимости подобной разветвленной системы управления, но на уровне отрядов и лагеря в целом избирались лидеры, представляющие интересы сообщества. Возникали властные отношения. Эти отношения принимались как необходимые, что косвенным образом связывало участников смен с ранее существовавшим пионерским движением.

Добавляя ко всему прочему физический и душевный отдых, увлекательные конкурсы, походы и творческие вечера, новые знакомства, и в итоге, обстановку, создающую благоприятный эмоциональный настрой, мы получаем элемент романтизма, который в свое время являлся неотъемлемой частью жизни пионера, и опять же, благодаря запечатленному в культуре образу, он перенесен на современную действительность.

Таким образом, мы выяснили, что не случайно участники подростковых смен называют себя пионерами. Зная, что случайность - лишь непознанная необходимость, мы попытались найти взаимосвязь. Разумеется, можно выявить еще ряд причин, но вышеизложенных достаточно для объяснения этого явления. Тот факт, что возраст участников смен немного больше, чем общепринятый пионерский, только укрепляет суждение. В связи с этим возникает вопрос - а нужно ли на государственном уровне, более системно, поддерживать это, самостоятельно возникшее, начинание?

Для объективности следует взять во внимание и негативные факты в истории пионерской организации. Во-первых, до создания пионерских отрядов в дореволюционной России уже существовали отряды скаутов. Их численность приближалась к 70000 человек. Однако они были разрозненны (задачи, содержание работы в каждой организации были свои) и не представляли собой интереса: ни как институт воспитания молодежи, ни как политическая сила, а именно эта цель ставилась первоначально при создании пионерской организации.

Во-вторых, после Октябрьской революции в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Ленин справедливо говорил о том, что мощным средством воспитания масс является вовлечение широких кругов трудящихся в общественную и государственную жизнь. Это действительно так, но само воспитание было ориентировано в основном на классовую борьбу и на уничтожение противников власти большевиков, что несло в себе явно прагматично политический оттенок.

Например, зимой 1921—1922 годов, одновременно с созданием первых пионерских отрядов, Советская власть повела решительное наступление на скаутизм. Скаутизм был объявлен буржуазными, контрреволюционным и монархическим явлением; членов скаутских организаций преследовали, со скаутов срывали символику, их «прорабатывали» на собраниях. Пионеры оказывали старшим товарищам активную помощь в этой травле. Было создано общественное движение: «Бей скаутов!».

Разумеется, можно найти и другие примеры, в которых пионерские организации были вовлечены в политическую борьбу. Но ее внутригосударственный характер присутствовал только в начале становления пионерии, в момент, когда сохранение политической стабильности в стране было основной задачей новой власти. Понятно, что для достижения этой цели использовались все возможные методы. Но это время прошло, и уже на заре пылающей Великой Отечественной загорелись звезды новых пионерских подвигов. В числе совершивших их были и те, кто состоял в рядах первых пионерских отрядов и те, кто прошел пионерскую школу позже. Неоценима роль системы патриотического воспитания в ходе Великой Отечественной войны, составной частью которого было пионерское начало.

Таким образом, со временем действительность показала положительный эффект не только в реализации первоначальной идеи - становления коммунистического строя, но и в успешном осуществлении воспитательного процесса. Развивались общественно полезные и нравственные качества человека, был дан ориентир на личностное развитие, приобретался иммунитет от влияния деструктивных сил.

Любое общество нуждается в таком развитии, государство же заинтересовано в создании механизма, позволяющего его осуществлять. Но насколько жизнеспособен такой механизм в современных условиях и можно ли вообще его называть механизмом?

Для ответа на первый вопрос можно обратиться к Законам пионера. Редакций законов было несколько, поправки происходили по мере изменения внешних задач, но основная суть от этого не менялась. В утвержденной редакции 1967 года:

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.

Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.

Пионер — товарищ и вожак октябрят.

Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

В содержании прослеживается политическая ангажированность. Но стоит, к примеру, заменить два слова в первом предложении ( «партии» и «коммунизм» ) и преднамеренная вовлеченность исчезает. Смена еще двух слов ( «комсомолец» и «пионер» ) меняет временную определенность, но оставляет смысл неразрывности системы.

Пионер предан Родине, своему народу, традициям.

Пионер готовится стать молодежным лидером.

Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.

Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.

Пионер — товарищ и вожатый юных патриотов (юниоров, орлят).

Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Наконец, можно и слово «пионер» сменить на альтернативное и также полно отражающее суть этого статуса, цель от этого не изменится.

Могут ли эти законы повредить современному обществу? Конечно, не могут. Наоборот, в них заложены нравственные основы, стремление к личностному развитию, общественная сознательность. Кроме этого, предусмотрен системообразующий характер. Жизнеспособен такой механизм в современных условиях? Однозначно - да. Современные условия построения социальных отношений между людьми не имеют принципиальных изменений на протяжении последних пары тысяч лет. На практическом уровне это видно из рассмотренных выше причин, когда в сообществе наблюдается потребность в такой системе.

Можно ли рассматривать эту систему - как внедряемый механизм? Нет, здесь речь идет уже не об механизме, как о множестве частей, которые могут существовать обособлено и могут быть собраны в целое, а об организме, который нельзя разобрать и снова собрать - он существенно целое, состоящее из отдельных органов, которые сами по себе существовать не могут и организм - условие их существования. Его бытие не самостоятельно, оно обусловлено деятельностью других органов. Орган гибнет вне этой обусловленности. Мы наблюдали это при крушении политического строя в нашем государстве, когда вместе с большой страной под откос полетели и ее части, а пионерская организация - одна из них. И тот факт, что сейчас эта тема возникает сама по себе, показывает ее органическое единство с настоящим России. Нужен ли такой целостный организм? Ответ в самом вопросе.

Россия - государство уникальное и самобытное. Имея свой путь развития, свои внутренние противоречия и ценности, она обладает только ей свойственной сущностью. Идея патриотизма - сердце нашего государства. Объединяя людей неравнодушных, смелых и бескорыстных, она становится могущественной и непобедимой. Общественные движения (организации), несущие государственные начала, формируют настоящее гражданское общество, задачей которого является не насущное (сиюминутное,мимолетное) благополучие, а перспективное развитие общества, страны.

Можно сказать о присущих этим движениям политических нотах, влияющих на сознание человека. Но ведь цель любой общественной организации - приблизить к своему мировоззрению как можно больше людей (укрепление своих позиций на общественном уровне). И что же плохого в том, что следуя пионерским законам, ребята будут пытаться сделать мир вокруг «хоть чуть-чуть чище, краше и добрее». Сохраняя разумную обоснованную меру политизации, мы формируем у подростков гражданственность, почитание истории и стремление быть похожим на Героев своего Отечества.

Неправы те, кто утверждает, что ушла в прошлое и в современных условиях потеряла актуальность пионерская работа. В этом опасность ограниченного исторического взгляда на существующие события. Возможно, новая российская формация в большей мере нуждается в подобной системе. К примеру, существование в современных условиях серьезного социального расслоения, как по уровню благосостояния, так и по культурному развитию граждан приводит к тому, что далеко не всем под силу обеспечить качественный уровень воспитания и становления своего ребенка. Необходимость подобной системы, охватывающей всех детей, невзирая на их социальную принадлежность, только возрастает. Есть и такие ребята, которые уже находятся в зоне риска. Кто их сможет в полной мере вовлечь в социальную практику? А ведь среди них много пассионарных личностей, польза от которых, при создании им определенных условий, будет огромна! Кроме этого, нужно понимать, что общественная организация, как и любой предмет, не существует отдельно от нашего сознания. Всесторонне ее изучая, мы не только ее осмысливаем, но и создаем новые ее свойства. Таким образом, мы должны более взвешенно и всеобъемлюще взглянуть на создание прогосударственных общественных организаций, в современное время являющихся лекарством от массового духовного распада и стагнации общества. Но это не означает исключение альтернативных форм общественного воспитания, охватывающих тех, кто в силу личных психологических качеств и взглядов не всегда готов работать в командной системе. Эти люди будут, в тоже время, являться сдерживающим фактором, мерой предотвращающей тоталитарность системы.

В заключение, для справки. Сейчас пионерские организации существуют в десяти странах мира. Это Белоруссия, Украина, Лаос, Вьетнам, Россия, КНДР, КНР, Куба, Венесуэла и Молдавия. Бесспорно, больше всего пионеров в уверенно развивающейся, политически и культурно независимой Китайской народной республике. Более 140 млн молодых помощников коммунистической партии в ближайшее время усилят и без того могущественное государство. Одновременно в мире развивается Всемирная организация скаутского движения, на сегодняшний день насчитывающая более 35 млн скаутов в более чем 250 странах мира. Крупнейшие организации находятся в США - более 3,5 млн участников и в Индонезии, по разным источникам - от 10 до 17 млн.

Эти институты в полной мере участвуют во взращивании молодого поколения, а «свято место пусто не бывает» - и ныне пустующая ниша российской молодежной системы будет восполнена либо по воле нашего государства, либо по воле государства другого.