95-летие ВЛКСМ

Написано 11 ноября 2013
Комсомол
"И вновь продолжается бой!"

Что для меня комсомол?

Сразу и не скажешь. Ведь в этом признании придётся обращаться не столько к своим чувствам - нравится мне или нет, сколько узреть суть явления - как оно связано со мной, с моей жизнью, в её прошлом и настоящем.

Я не успел вступить в комсомол. Не успел внутренне принять это решение, хотя возраст позволял - на момент моего четырнадцатилетия (минимальный возраст принятия) организация ещё существовала. Мне не сложно было это сделать - я был на хорошем счету, мог показать заинтересованность, ангажированность и, вероятно, получилось бы оказаться в комсомольских рядах. Это не значит, что такая простота была всегда, но в годы, о которых идёт речь, комсомол уже терял своё действительное содержание и многие его принципы, в том числе критерии вступления, прагматично умалялись.

Это были последние годы советской системы. В комсомол шли уже не только с идеалами светлого будущего, но чаще с намерениеми личного благоустройства. Чувствуя это, но ещё не вполне сознавая, я решил повременить и прийти к к этой теме с более взрослой, взвешенной позицией. У меня оказался год на раздумывание, потом система, как неуправляемый локомотив понеслась в неизвестном направлении, по пути потеряв вагон с молодёжными организациями.

Тогда у меня не было сожаления о вынужденной отсрочке знакомства - поле для добрых дел можно было найти всегда, переводить же общественную активность в политическую было рано, да и год жизни в организации не позволил бы её прочувствовать.

Впрочем, чувствовать было уже нечего. На заре вспыхнул огонь перестройки. Он сжигал на своём пути не только убогое и затлевшее, но и взращённое: разумное и действительное. С экранов телевизоров, формируя «прогрессивные» парадигмы мышления, подтачивающие сознание миллионов, потекли неприятно пахнущие реки вседозволенного. Постыдное, становилось модным, из случайного превращалось в закономерное. Вещизм сковывал волю, очаровывал сердца, создавал «идолов рынка и театра». Себялюбие отвергало нравственное целое, государство уже не представляло наивысший интерес. На некоторое время локомотив стал неуправляемым, но двигаться продолжал, правда, по рельсам иностранным, не совсем подходящим нам по размеру и форме. Вот так, втиснутые в тиски нового мировоззрения, страна удалялась от оставшегося в потерянном вагоне комсомола.

"На земле, а может быть, почем знать, и в целом мироздании, существует один-единственный непреложный закон: «Все на свете должно рано или поздно окончиться, и никто и ничто не избежит этого веления» - так писал русский писатель Александрович Куприн. Не избежал участи земного и комсомол. Сейчас, повзрослев, я понимаю, какую горечь и потерю испытали те из самоотверженных, ведомые благими идеалами, комсомольцы, потеряв объединяющее их начало.

Как нельзя по последнему году жизни человека определить высоту его взлета, так невозможно оценить комсомол по концу восьмидесятых. А ведь какой он был в молодости! Живой и веселый, романтичный и мужественный, самоотверженный и справедливый! Он воспитывал в людях твердость, помогал понять, что такое любовь к Родине, призывал к труду и ответственности. Глазами комсомола страна усматривала в себе силы и старалась их развить: руководителями становились люди, проверенные временем и делом, рядовые специалисты были профессионально образованы и нравственно развиты.

Комсомол - это не просто эпоха, это компас человеческих судеб, светлый ориентир народного сознания, школа воспитания советского человека, человека которого знал и уважал весь мир. Без участия комсомольцев мы не можем представить становление после революции, когда неокрепшая страна, определив свои границы, взяла курс на развитие. Комсомол подготовил огромный по территории СССР, ещё терзаемый внутренними и внешними противоречиями, к Победе в Великой Отечественной войне и освобождению европейских стран от фашистской оккупации. Без комсомола невозможно было восстановление и интенсивное развитие послевоенной страны. Великие стройки, промышленность, освоение целины и космического пространства - это заслуга молодых комсомольцев, искренне следующих его курсу, а также заветам старших товарищей.

Государство сродни человеку, и как любой организм, пребывающий в противоречиях, склонен к ошибкам, так и государство подвержено риску неразумных решений. Комсомол был детищем государства, точнее, его особенной части - идеологии марксизма - ленинизма. Будучи сам особенным содержанием государственного устройства, ему приходилось разрываться между государственным всеобщим курсом и особенным партийным. Политический крен, свойственный таким условиям, осложнял движение: искажались исторические ретроспективы, стирались религиозные святыни, область познания ограничивалась диалектическим материализмом в его не лучшей интерпретации.

Однако, истину не скроешь научной доктриной. Непреходящие этические ценности, развитые в религиозном сознании, занимали свое место в светском мировоззрении. Искусство, в песнях и кинематографе, с удвоенной силой стало олицетворять нравственные ориентиры советского человека. Образование открывало новый взгляд на мир, очень своевременный и ясный. Идеологи русской революции искренне желали совершенной формы государственного устройства и стоит признать, многое у них получилось. В том числе в воспитании молодёжи, где широкое образование явилось действенным механизмом развития личности. Так, советская молодёжь стала самой читающей молодежью в мире.

Но время течет. То, что уничижалось, переосмысливается, и новым взглядом признаётся более разумно. Уже не так злобно звучит голос тех, кто в годы перестройки клеймил комсомол. Да и комсомольцы, став много взрослее, всё больше переживают о личной судьбе и молодости, которая вместе с комсомолом осталась на том полустанке. Только иногда, вспомнив о былых заслугах и достижениях, вдруг защемит у них сердце по утраченному, охватит его тоска и выдадут это глаза особым блеском, наполненным грустью и печалью.

Одним из таких волнительных моментов стал юбилейный вечер, посвященный 95-летию ВЛКСМ. Радость и слезы, улыбки и сожаление, гордость и благодарность - вот, что читалось на лицах приглашенных комсомольцев. В зале было много молодёжи - преемственность поколений чувствовалась заинтересованностью и вниманием к происходящему. Но главным был посыл, что без работы с молодежью, без ясной системы воспитания подрастающего поколения, в её разумной форме, исключающей идеологическое принуждение, говорить о первостепенной роли государства в жизни человека, бессмысленно.

Впереди 100-летие комсомола, дата значимая в числах, но цифры безразличны движению мысли. Хотелось бы, чтобы к тому времени немного изменилась и мысль народная, от своеволия обратившись к свободе разумной, в которой система национального воспитания есть основа действительной гражданственности.

То, что очень берегли

Комсомольский лидер современности Шмелёва Наталья Георгиевна и её команда

С верою в будущее

...вдруг защемит у них сердце по утраченному, охватит его тоска и выдадут это глаза особым блеском, наполненным грустью и печалью

В надёжном окружении Поста №1 (воспитанники Родина Дмитрия Егоровича)

Какое же комсомольское мероприятие без барабанщиц!

Часть дружной команды молодёжного управления (2013 г)

Ps. Вложили душу в организацию праздничного вечера Дарья Москаленко со специалистами Управления по делам молодежи и Молодёжного центра Краснодара, и наши ветераны комсомола, дай Бог им здоровья и добра! Получилось здорово, спасибо!