Потребительский кредит
По дороге на работу увидел надпись на троллейбусе: "Кредиты для счастливых людей". Для разъяснения фразы или для большей её убедительности надпись сопровождалась фотографией улыбающегося семейства: мамы, папы, сына и дочери, и логотипа коммерческого банка - видимо, источника счастья.
Можно было забыть этот шедевр, отправив его в анналы памяти, но смысловая неопределенность суждения заставила задуматься.
Вариант первый, я бы назвал его «навязчивый» и он же «лживый» сразу не выдерживал критики. Если человек считает себя счастливым, то есть находится в гармонии с внешним миром, то добавлять еще что-то к такому состоянию - значит утверждать, что человек недостаточно счастлив, а называют его счастливым, непреднамеренно или из лести, с умыслом приобрести его волю в угоду своим целям. Либо человек всё-таки счастлив, но ему навязывают ещё что-то, надеясь умалить его настоящее состояние в угоду «истинному счастью».
Вариант второй конфликтует в смысловом содержании предложения. Допустим, автор хотел сказать, что взяв кредит в нашем банке, люди станут счастливыми. То-есть на момент прочтения надписи они таковыми не были. Тогда и надпись должна быть примерно такой: "Тебе в этой жизни что-то не хватает? Возьми кредит и стань счастливым!», либо «Стань счастливым после получения кредита в нашем банке".
Из второго варианта восприятия опять-таки выплывает когнитивный диссонанс третий вариант - с получением кредита и соответственно так называемого счастья вдруг возникают обязательства по этому самому счастью - как минимум, его нужно возвратить, еще и с прибавочной стоимостью, делая счастливым уже сам банк, а не должника. О последствиях несвоевременной отдачи этого счастья можно коротко сказать - если ты был несчастлив, то после получения кредита и его невозврата тебе станет еще хуже.
Четвертый вариант, «этический», лишь частично совпадает с желаниями авторов сделать людей счастливыми. Подобная реклама не раскрывает ценностей целевого назначения кредита. Чаще банки полагаются на тщеславие и другие пороки клиента, предлагая ему потребительские кредиты, выраженные в простой бесперспективной форме - дорогие автомобили, бытовую технику и др, нежели развивающие человека.
Наконец, пятый вариант - к сожалению, самый благоприятный бля банка. Заглушить сознание человека вещностью и не допускать его к личностному развитию и духовному самоопределению. Тогда он будет «наш» - всегда зависим, не знающий свободы и готовый приносить регулярный доход ловким ростовщикам.
Из изложенного можно резюмировать два положения. Первое - донести до акул финансового рынка необходимость более качественной, в смысловом содержании, рекламы. Второе, быть разумными, и претендуя на выгоду, оставаться и оставлять человека моральным, открывая ему более рациональные назначения использования полученных средств.
0 комментариев