О родном селе

Написано 24 мая 2013
Секрет – Привет
""

«Дорога жизни» - так мы говорим, когда хотим художественно выразить метаморфозы души. Это словосочетание подводит к осмыслению и самой дороги. Тогда она предстаёт нам не только в своей видимости, как путь, соединяющий пространство, но прежде, как движение мысли к новому состоянию.

Мысль жива образами. Однажды появившись они уже остаются в нас и чем чаще припоминаются, тем становятся красочней и содержательней. К примеру, дорога к родным местам, то есть к таким, которые заняли особое место в нашем сердце.

Пасха. Праздник, который знаком с ранних лет. Не вполне понимаемый, но свой, немного загадочный и всегда ожидаемый. Он остался в детстве поединками на крашенных яйцах, встречами с родственниками, воспоминаниями об ушедших и живых. Прошло много лет, но дар Божий - память, в первозданном виде хранит волнующие образы.

Путешествие из Краснодара в село Северное стало подарком к Светлому дню. Изменить себя, пусть через изменение пространства - привычный двигатель судьбы. Утро в родном городе сменилось вечером в родном селе. Перед погружением в сельскую действительность, случилось побывать в храме соседнего села Калиновском, где был крещен тридцать четыре года назад, и на озере Соленом, где коротал весёлые минуты сельского забвения.

Василий Иванович Петренко - научная гордость нашего рода - доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН

Храм в селе Калиновском


Улица Кирова

Беседа за скромным столом, разговоры о славном былом, о призрачном будущем, о гибели села и падении нравов, о неверии и недоверии, о родственниках и о прошлогоднем урожае - все это очень напоминает общение старших в детстве.

Звездная ночь олицетворила время сна, как необходимости небытия перед возрождением. Впреди ожидался добрый день.

Нас утро встречает прохладой! Слова из советской песни радостным мотивом звучат в моём сознании. Им вторят солнечные лучи, играющие светом по стеклянному окну маленькой комнаты. Вокруг - стены старого дома, видевшего не одну человеческую судьбу и доживающего век с родными людьми.

За окном уже кипит деревенская жизнь. Куры кудахчут о ненасыпанном зерне, в коровнике мычит тёлка, напоминая о том, что закончилась вода, мимо форточки, с веселым гулом, спеша к улику, пролетают трудолюбивые пчелы. Молчаливые кролики и те стучат по клетке, требуя порцию желанной травы.

Мой дед был пасечником. Ищу эти особенности в себе


Все это и многое другое занимает сельского жителя, отвлекая его от обсуждения мировых проблем. Честному трудолюбивому крестьянину некогда размышлять о делах государственной важности, оценивая при этом героев нашего времени. Им ближе философия домашнего хозяйства - дела всей их жизни. В нём они мудрецы и философы. Сердцем они связаны с родными людьми, с домом и двором, с кошкой и собакой, с коровой, пчелами, другими обитателями дружного сообщества. Здорово, когда человек отдаёт себя тому в чём разбирается, к чему у него склонность и что он стремится постичь. Тогда пустословие не тревожит сердце и не крадёт драгоценное время.

Ну вот, утренний рацион выполнен. Все сыты и здоровы. По улицам и по домам, по селам и городам летит весть о большом православном празднике - Христовом Воскресении! Уж собраны в лукошки крашенные яйца, в сумки сложена наготовленная еда; празднично одевшись, селяне спешат навестить былых родных и близких. Десятилетиями сложившаяся традиция - встречаться в праздник Пасхи на кладбище, живет не только в моем селе.

Через час мы уже вспоминаем об ушедших, расспрашиваем о живых, узнаем новости нашего рода. То здесь, то там слышится: "Христос Воскресе!» - "Воистине Воскресе!" Русский человек и не читавший Евангелие в сердце носит его заповеди. Веками, в едином православном духе, от отца к сыну передавалось это великое наследие - жить нравственными традициями христианской веры. Бескорыстие и сострадание, любовь и милосердие - эти ценности близки нашему сердцу. К сожалению, сердце мы не всегда слушаем. По живому рвём нить поколений, в своеволии разрушаем народную суть.


Воды напившись можно и в гору

Вот и дом родной. Новые хозяева поставили вместо деревянных ворот железные, а вот побелить и покрасить стены, видимо, не спешат

Встреча со знакомыми и не знакомыми родственниками подошла к концу, на горизонте поход в гору. От дома моего детства до неё - не больше двух километров. Стоит подняться по улице вверх и за последними домами уже виднеется её вершина. Раньше ни один приезд к бабушке не проходил без похода на гору. Припоминая деревню, вижу себя бегущим вниз с горы, вижу друзей, отдыхающих в летний зной под большим деревом, вижу рассветы и закаты с родителями, на миг застывшими в раздумьях о будущем. А оно рядом. Вот оно, будущее - я уже с сыном, топаю вниз в сторону соседней улицы, где жил мой прадед. Как же хочется, чтобы сыну передалась моя любовь к селу. Пусть не так, как чувствую её я, но чтобы она была и жила в нём.



Мечта детства - быть комбайнёром пока не осуществилась, но фото уже есть

Вечерний холодок отвлёк от звёзд и недопитого чая, проводил в тёплый в дом. Спать не хотелось - силы от дневного сна не были исчерпаны. Хорошо, можно пообщаться с гением - почитать на ночь Николая Васильевича Гоголя.

Время быстро летит. Не успеваешь оглянуться - новый день вступил в права, и вот он уже где-то далеко, а с ним и год, и десятилетия. Бесконечность стирает эпохи, человеческие судьбы, необходимо оставляет только то, что нужно для неизвестной нам цели.

Вот уже и утро, пора готовиться к возвращению. Начало дня в компании с коренным жителем села и одновременно близким нашему роду человеком - Николаем, проходит в пути. Сегодня он не за рулем повидавшего советское время трактора, а в пассажирском сиденье моего автомобиля. Он внимательно всматривается в знакомые просторы. "Дядь Коль, где тут у вас ещё красиво?"- "Тут всё красиво, всё вокруг мне близкое и родное"- отвечает спокойно Николай. И тут же добавляет: "Горько только, сердце кровью обливается от того, что с селом происходит. После школы я учился в сельскохозяйственном институте, на практике каждое лето работал на этом участке" - показывает на проплывающие за окном обветшалые строения - "Вернулся после окончания, с желанием развивать село… Какое оно было мощное! Все вертелось, молодежь работала, на море колхозом ездили, гуляли, вертолет чуть ли не каждый месяц кружился над нами. Планировал как село строиться будет… Всё, нет ничего. Фермер сеет много, но держит только своих. Кошары пустые, только приезжие их немного занимают. Молодых уж нет, те, кто были смышленее, в город перебрались, там обустроились, другие либо спились, либо в живых нет. Одни старики" - с волнением замечает он. "Ну а дальше что, дядь Коль?"-"Да ничего. Не знаю. Либо заметит власть село, либо не будет его."

В этих словах суть политической экономии и бесконечных прогнозов развития села. В них же понятный ответ - до тех пор пока дух села не проникнет в общественное и государственное сознание - ни рыночная экономика, ни какие-либо другие внешние преференции не дадут ему сил. Фермерство - да, сформироваться может, даже с определённым успехом, но фермерство - это только экономическая особенность села, его товарное выражение. Пусть и существенное, но не целостное.

Россия - страна крестьянская, её идея раскрывается в бескрайних просторах, в соборности и вере. Великие русские художники и писатели воспевали не количество надоенного молока или собранного зерна - в их произведениях открывалось мировозрение, нравственность народа. Проблема современной российской реальности, в том что большинство не в состоянии осмыслить ни глубину села, ни его необходимость. И уж точно, не готово оно жертвовать в пользу неизвестного им понятия. Но это единственный путь его сохранения и развития. А ведь без села и Россия - не Россия.

Зашли в гости в дом родной. Новые хозяева, что-то стало иначе…

Собачья будка - творение моего раннего зодчества

Старая бабушкина хата. Нашел знакомую гравюрку. Забрал.

Традиционный рассказ о хозяйстве

В детстве на этом месте я задумывался о своём будущем. Пытался запомнить эти мгновения. Смотрел туда, где сейчас объектив.



Этим утром я успел побывал на Свистуне - горе, о которой был наслышан в детстве. Увидел с нее раскинувшуюся степь Калаус и открыл для себя еще один артезианский источник. Леденящей водой он бил среди девственного весеннего леса.

Вечером нас встретил Краснодар.

Гора Свистун и степь Калаус


Николай Герасимов


Больше о селе Северном здесь

Скачать и другие фото Ставропольского края в высоком разрешении можно здесь