Каппадокия

rachid taha ya rayah
""

12.12.2011 г

Прошло чуть меньше месяца с моего путешествия в Каппадокию (Cappadoсia) - район Турции, известный на весь мир удивительной природой и богатой культурой. Возвратившись в родной город, водоворот событий наполнил время рабочими буднями, оставляя в личном распоряжении только часы на сон. Тем не менее, яркие воспоминания об увиденном, восстанавливали картину застывшего бытия. Далекое от суеты и беспокойства место, сохранившее за последнее тысячелетие самобытность, просто так не отпускало. Каппадокия открылась мне, приняла меня и нуждалась в таком же внимании с моей стороны. Путевые заметки, написанные неразборчиво, на скорую руку, но подкрепленные живописными фотографиями, стали основой для этого повествования. Собственно говоря его цель - донести более содержательно фоторепортаж, который с удовольствием был снят за восемь, можно сказать, счастливых дней. Итак…

Вылет задержали на полчаса. В два часа ночи самолет Краснодар - Стамбул, притушив на взлете огни, взмыл в темноту осеннего неба. На земле остались насущные дела и мелкие заботы. Через несколько минут я мысленно был в Турции, а через два часа пред нами предстал уже действительный ночной Стамбул.

Аэропорт Стамбула встретил незнакомой речью и видом сонных, ожидающих свой полет, уставших пассажиров. Мы прошли пограничный контроль и остановились у пропускного терминала внутренних рейсов. До вылета самолета Стамбул-Кайсери оставалось около трех часов. Неудобно расположившись на лавке и заняв лёжа сразу несколько сидячих мест, мы попытались отдаться во власть сна, но с непривычки спать в общественных местах, это не удавалось. Промаявшись больше часа, мы пошли на регистрацию, потом к выходу на посадку. С этого момента и на протяжении всей недели мы слышали только турецкий и английский язык. Не понимая толком ни на том, ни на другом, мы пользовались интернациональным языком жестов, логика которого нас не подводила.

Наблюдая за пассажирами нашего и соседних рейсов, я отметил пожилой возраст многих из них. Некоторых в зал ожидания подвозили на колясках, те же привычно ждали своего вылета. Транспортную систему Турции можно, без преувеличения, назвать одной из лучших в Европе. В стране считается естественным и нормальным регулярное воздушное перемещение, удобное для всех возрастов и физических состояний граждан. Цена билетов приемлемая, соответственно, общественный транспорт очень востребован. Точно в указанное в расписание время мы заняли места в новом самолете и разгоняя утренние тучи взяли курс в направлении Каппадокии.

8-00. Аэропорт вблизи небольшого города Кайсери (Kayseri). То, что город небольшой можно было предположить по малой численности технических служащих, встречающих и радостно регулирующих движение самолёта у трапа. Кроме этого, наш самолёт был единственным в аэропорту - возможно, рейс был первым.

Аэропорт Kayseri

Житель Гёреме

Спустившись на землю легендарной Каппадокии, мы испытали несколько волнительных мгновений. Собравшись позвонить родителям, чтобы сообщить о благополучном прибытии, обнаружилось, что мобильного телефона нет. Восстановив в памяти последние часы, я пришел к выводу, что мой телефон перешел в поддержку молодежи Турции, работающей на одном из пунктов досмотра аэропорта Стамбула. "Ничего страшного. Пусть это будет единственной неудачей в случайном стечении жизненных обстоятельств" - убеждал я себя, подходя к пункту выдачи багажа. Еще некоторое время я вспоминал детали происшедшего, при этом наблюдал за уменьшающимся потоком сумок на транспортерной ленте. Когда лента остановилась и последний багаж забрал турист одной из стран дружественной Европы, я опомнился - моей сумки не было!

Я не чувствовал тревоги или отчаяния, моё эмоциональное состояние скорее это было похоже на волнение во время азартной игры - повезет или нет. Телефон, потом багаж, летевший трансфером из Краснодара в Кайсери - неужели и то, и другое я больше не увижу? Интуиция подсказывала - телефона достаточно. И действительно, неожиданно появившаяся доброжелательная работник аэропорта, спросив фамилию, пригласила в зал прибытия международных грузов. Там, в одиночестве, ждала своих хозяев наша сумка. После этой новости расставание с телефоном выглядело малым недоразумением.

На площадке перед аэропортом нас ждал трансфер, места на который были заказаны через Интернет несколько часов назад. Вскоре мы, вместе с неизвестно откуда появившейся группой туристов, выехали в сердце Каппадокии - село Гёреме (Goreme).

Каппадо́кия — «Страна прекрасных лошадей» — историческое название местности на востоке Малой Азии, на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каппадокия отличается уникальной геологией. Своим строением она обязана последовательному действию двух противоположных природных сил в период кайнозоя, около 65-62 млн лет назад:

• период, когда благодаря извержениям вулканов и излияниям лав её покрыли туфы и другие геологические породы,
  • период эрозий.
В период образования гор, в средней Анатолии, частью которой является Каппадокия, образовались разломы глубинного заложения. Магма, изливаясь на поверхность, образовывала вулканы, таким образом появилась линия новых вулканов. Пик активности этих вулканов пришёлся на период позднего миоцена (около 70 миллионов лет назад). Лава и туф, заполняя понижения рельефа, выравнивали долины и склоны и образовали плато на месте горной страны. Так появились конусы потухших вулканов, застывшие потоки лавы, пласты серого пепла и россыпи обломков пирита. Таким образом были образованы знаменитые «каменные столбы» перибаджалары — останцы в виде каменных грибов и каменных столбов причудливых форм и очертаний.
История Каппадокии ведёт своё начало с 5 тыс. до н. э. Все это время регион находился на перекрёстке цивилизаций, входя поочерёдно в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и иных государственных образований, и служа ареной многочисленных войн. (Википедия)

Менее чем через час мы приехали в Гёреме. Первым делом приобрели билеты на ночной рейс Гёреме - Фетхие, на вечер следующего дня. Предложений по перемещению автотранспортом по Турции множество. Около получаса ушло на выбор автокомпании. Каждая из них предлагала разный уровень комфорта и тип автобуса. Пока мы выбирали автобус и одновременно интересовались локальными турами, нам предложили отель. Он нам понравился и мы решили остаться.

Отель, впрочем, как и большинство в Каппадокии, оказался очень симпатичным, и не только по внешнему виду и внутреннему убранству, но и по качеству обслуживания. Отель был встроен в скалу и протянулся в ней на высоту шести этажей. На каждом этаже было по два номера. Внутренние стены были одним целым с горой. По сути, мы жили в вымощенном углублении скалы, как и обитатели, подобные нам, только тысячи лет назад. Правда, сегодняшние условия делали это проживание более комфортным.

Хозяин - турок рассказал, что он родился в Гёреме, а на месте этого отеля раньше был его дом. Достраивая его он постепенно углублялся в известняк и в результате получился частный отель. Он дополнил его аутентичными элементами, прослеживающимися повсюду, при этом сохранил уют, свойственный запросам современного общества. Комнаты внутри тоже были эстетически оформлены. С любого из номеров открывался восхитительный вид. Наш отель был на краю деревни. За ним начиналась горная тропа, поднимаясь по которой можно было посетить обзорные места, открывающие красивые виды на подземный город и множество грибовидных скал.

Гозяин отеля

Разместившись в номере, мы оставили вещи, и не думая отдыхать, поспешили изучать окрестности. Все что нас окружало, настраивало на увлекательное времяпровождение. Как и хотел, я попал в настоящую турецкую деревню-сказку. Внешне, представляется, лет пятьсот назад она не сильно отличалась от сегодняшнего состояния. После национального обеда, проведённого в сообществе с местными пчёлами, мы, исследуя район, увидели многочисленные пункты прокаты мототехники. Скутер, действительно, лучшее средство передвижения по местности с рельефом, свойственным Каппадокии. Поэтому уже через несколько минут мы мчались по грунтовой дороге, по пути положительно оценивая свое решение. Нам не нужно было никаких туров, мы были вольны в своих перемещениях, не ограничены во времени. Мы проезжали по туннелям, вымощенным сотни лет назад, забирались на высокие подъемы, подъезжали к многим панорамным местам. Это была моя первая поездка на скутере, спустя двадцать лет после увлечения в детстве дедушкиным мотоциклом. Тогда мне не хватало времени накататься на железном коне. За эти два дня я восполнил своё желание.

В первый день мы изучили окрестности Гёреме и посетили одну из уникальных крепостей мира - выдолбленную в скале крепость Учхисар (Uchisar). В византийский и турецкий периоды она служила надежной защитой от нежданных гостей. Примыкающий к ней городок - царство известняка и старинных домов. Культурная атмосфера этих мест настойчиво переносит в прошлое. Под вечер мы сдали скутер, купили продуктов и возвратились в отель. Устроившись на верхней смотровой площадке, лежа на подушках, дождались первых звезд, и уже с ними пошли ночевать. К тому времени мы не спали более полутора суток.

Ночь прошла спокойно. Утром я проснулся от незнакомого шума. На часах было 7 утра. Я выглянул в окно и удивился - несколько десятков шаров почти касаясь скал медленно плыли по еще темному небу. Такого количества воздушных шаров одновременно я никогда не видел. Шум же был от звука воздушных потоков шаров, перманентно подающих горячий воздух для подъема. Оказывается красота Каппадокии привлекает сюда любителей воздушных путешествий со всего мира.

Первым утренним маршрутом был пеший поход за пределы отеля - в гору. Тропа привела нас к очередным достопримечательностям, среди природных красот которых был и вкус диких помидоров, и сладких яблок, растущих на полузаброшенных огородах. В этот день мы проехали более ста километров на скутере, успеть заблудиться между турецкими селами и спустились в подземный город Деринкую (Derinkuyu).

Двушка

Деринкую́ — самое большое подземное сооружение в Каппадокии, находится в 29 км от города Невшехир на территории современной Турции. Город был открыт в 1963 году, лишь частично исследован и в 1965 году открыт для доступа туристов. Он расположен на восьми уровнях и занимает площадь 1500 м², с глубиной до 85 метров. Предположительно, город был построен в VI-Х веках. Сейчас для свободного доступа открыто всего 10 % территории. В городе расположены комнаты, вентиляционные трубы, часовни и колодцы. Вниз ведёт тоннель высотой 170 метров. По сторонам от тоннеля расположены пустые камеры. Вертикальные вентиляционные шахты (всего 52) внизу доходят до грунтовых вод и ранее служили одновременно колодцами. (Википедия).

Столбы любви

Вечером, расставшись с уже полюбившемся местом, когда ночь стала сменять день, мы сели в большой автобус и устроившись на втором этаже, стали ждать очередного этапа путешествия.

Больше фото о путешествии в Турции здесь ФОТО ВЫСОКОГО РАЗРЕШЕНИЯ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ