Навстречу Фишту

Написано 7 сентября 2011
В.В. Высоцкий
"Горы"

7.09.2011

Вчетвером, мы шли поодаль основной группы. Несмотря на быстрый темп, догнать группу не получалось. Нас поливал дождь, мы испачкались в грязи, испытали на себе холодные порывы высокогорного ветра, и это были не все трудности. Поход, который мы так долго планировали, охватывал Плато Лаго-Наки, Инструкторскую щель, приют Фишт, Фишт-Оштеновский перевал, Озеро Псенодах, подножие Оштена и Партизанскую Поляну. Мы должны были пройти этот путь за два дня. Настрой у участников, среди которых многие являлись новичками, был положительный. Желание испытать себя и воля к победе снимали сложности похода, переводя их в ранг увлекательных и запоминающихся событий. По крайней мере, так было в начале маршрута. К окончанию похода мы обогатились картинами Кавказского заповедника и сопутствующими эмоциональными переживаниями.

Краснодар. Не совсем раннее утро. Во дворе Управления по делам молодёжи проходит сбор желающих увидеть загадочный Фишт. Инструктаж подтвердил мои опасения - большинство смелых первопроходцев не понимали сложности маршрута. Успокаивало, что все знали о том, что поход с ночёвкой, хотя спальных мешков у половины не было. Подстраховали инструкторы, взявшие необходимую экипировку. Убедившись в решительности пришедших, в том что их не пугает погода и протяжённость маршрута, мы решили отпустить ситуацию и улыбнувшись погрузились в автобус.

Время в пути до Плато Лаго-Наки заняло три часа. Плато было начальной точкой маршрута. К тому времени мы уже успели проголодаться. Это и послужило причиной нашего отставания от основной группы - мы дольше ели и потом медленнее шли. Запечатлев на память первые мгновения похода, мы стали догонять не вполне сытых, но быстрых коллег.

До развилки, разделяющей Инструкторскую щель, мы шли быстрым шагом, вели дружеский разговор и рассчитывали на такой же легкий набор высоты до подножия Фишта. Неожиданной встречей стало знакомство со стадом быков, недружелюбно наблюдающих за нашим перемещением. Не желая оказаться в роли матадора я предложил свою ярко-красную мастерку другу Денису, но он вежливо отказался, с осторожностью обходя при этом очередного быка. Таких плавных кошачьих движений я не видел у него даже на ковре, во время боев с именитыми борцами.

Также неожиданно, как стая быков, перед нами оказались представители (по их словам) МЧС, потребовавшие предоставить какие-то разрешительные документы на поход. Мы ничего не показали, потому что всё что было, находилось у инструкторов, но в свою очередь спросили направление к Инструкторской щели. Сделав пятиминутный перерыв мы пошли в указанную сторону и через некоторое время оказались в удивительном месте - среди множества больших камней. Место так и называлось - Каменное море. Надвигающаяся пасмурная погода только усиливала величественность этой достопримечательности, но и подталкивала нас поспешить.

«Окрестности

Окрестности Фишта

«Окрестности

В одиночестве и дерево кривое

Проходя по подножию горы Оштен, мы заметили у самого края его каменистого обрыва, на большой высоте, параллельно нам, движущуюся группу туристов. Их рискованный маршрут, скорее всего, проходил по вершинам этой, не менее известной, чем Фишт, горы. Как нам позже рассказали инструкторы, Оштен внутри полый, одна из частей напоминает амфитеатр, окруженный со всех сторон вершинами. Я взял во внимание цель очередного похода.

«Окрестности

Окрестности Фишта

День перешёл свою середину. С нарастающим шумом грома и грозовых туч скорость нашего движения заметно увеличилась. Мы старались быстрей преодолеть расстояние до приюта. В горах, говорят, погода меняется быстро: за облаком может последовать ледяной дождь, летом пойти снег, туман открыться ясным небом. В этот раз природа дала нам возможность еще три часа идти по сухой земле. Потом пошёл дождь.

Современная среда, как никогда удалила человека от природы. Почувствовав себя хозяином, человек не заметил, что этот призрачный статус безмолвствует, когда он остаётся с природой наедине. Он уже не тот уверенный муж, встречающий её волнения с высоко поднятой головой. Потеряв эту необходимую непосредственную связь, даже легкие изменения погоды мы переносим неестественно, с трудом, через призму рефлективных рассуждений.

Леденящие потоки ветра наглядно вскрывали эту истину. Боковой дождь со всех сторон проникал в наши легкие балониевые одежды. Несколько "зеленых человечков», держась друг друга, спешили к неопределённой, но существующей цели.

Вот уже четвёртый по счёту перевал. Издалека домики горного приюта «Фишт» казались маленькими кубиками. Тропа к ним проходила через лес, к которому нужно было ещё спуститься, по крутому скользкому склону. Это был один из сложных участков пути. Дождь, ливший уже сплошной стеной, только добавлял шарм нашему приключению. Мои новые кроссовки проваливались в глубокую грязь, большие капли воды наклоняли мешающую идти высокую, с человеческий рост, тяжёлую траву. Шагая близко, друг за другом, я вспомнил роль коммандос, пробирающегося в вечнодождливых джунглях в поисках правды, большим тесаком вырубающий всё мешающее на своём пути. Тесака у нас не было, и джунгли оставались в другой реальности, в остальном же сходства наблюдались.

Наконец мы оказались в приюте. Надежды на комфортные условия и приемлемый номерной фонд исчезали вместе с уходящем днём. Собственно говоря, номерного фона никакого и не было, как не было и комфортных условий, появление которых здесь совпадает с хорошей погодой. Дождь ещё продолжался, устанавливать палатку было нецелесообразно. Нам предложили уютную комнату, площадью около тридцати квадратных метров. Оказалось, что в ней уют уже делили 30 уставших и промокших путников. В углу на газовом примусе грелась вода. Она предназначалась для приготовления чая, ужина и одновременно в качестве теплоносителя, обогревающего помещение и его обитателей. Вдоль стен были разложены мокрая одежда и обувь. Половина комнаты занимали нары, лежать на которых можно было только боком - мест на всех не хватало. Кто-то посапывая спал, слышалось недовольное бурчание, остальные молчаливо ждали ужина. Нам, как организаторам, посчастливилось попасть в так называемую ВИП комнату, схожую по описанию, но более просторную. Теперь мы могли лежать на досках не только боком, но и на спине, однако всё-равно касаясь плечами друг друга.

Дождь прекратился поздно вечером. К тому времени все собрались у костра, перезнакомились и уже вели дружескую беседу. Негативные эмоции остались в прошлом, сил хватало только для добрых отношений. Со стороны наше мероприятие напоминало слёт счастливых людей: мы непосредственно радовались друг другу, пытались в чём-то угодить, даже петь старались хором. Кто-то нашёл знакомых, другие и без этого достигли единства. Атмосфера отличалась от обыденной, являясь по существу примером действительного поведения человека. Отдых в таком сообществе подкрепил и помог преодолеть завтрашний, более продолжительный путь.

Наступало утро. Туманная пелена не давала возможности проявиться окружающему миру. Нас это не сильно расстраивало, мы больше волновались - не пойдет ли с утра дождь? О покорении вершин в таких условиях мы боялись даже думать. Туман давал надежду на солнечную погоду. Наше предложение не спешить покинуть приют сразу отклонилось инструкторами, как оказалось позже - правильно. Три часа занял только подъем на перевал Фишт-Оштеновский, а нам предстоял ещё долгий путь. Мы могли бы не уложиться в дневной интервал, а ночевать на дороге желания не было.

Подзадоривая друг друга, мы поднимались всё выше и выше. Однако физическая и психологическая поддержка, подкрепляла нас недостаточно - неподготовленный коллектив с трудом справлялся с возросшей нагрузкой. Через пару часов закончилась вода. Теперь мы пополняли запасы из ледников, которых на нашем пути было достаточно.

«Окрестности

Окрестности Фишта

«Окрестности

«Окрестности

«Окрестности

К обеду, как и планировали, мы достигли перевала. Фотосессия и небольшой перекус. Запомнился вкус меда с орехами, удачно припасённый Денисом. Его предположение о повышении с помощью этого продукта углеводов в организме и, соответственно, физических сил, имело действительную силу, проверенную лично. Подкрепившись мы пошли дальше.

Вдали показалось озеро Псенодах. Спускаясь с перевала мы наблюдали, как оно, в зависимости от нашего спуска, меняло цвет. Преломление превращало изумрудный водоём, созерцаемый с верхней точки, в большую прозрачную лужу, у его берега. Кто-то упомянул про живительную силу этого озера. Прозрачность воды и красивое дно пленило взгляды и несколько добровольцев решили искупаться. Испытать живительную силу, а заодно и себя, решил и наш друг Денис Ярый, везде ищущий нагрузку и постоянно проверяющий себя на прочность. Даже в этом походе он был загружен больше всех. Несмотря на отличную физическую форму, нести рюкзак с едой на несколько человек - было перебором. Кроме этого были душ в ледяной горной реке, ходьба босиком по камням и другие испытания - он везде серьезно себя нагружал, заставляя нас волноваться.

Отдых на озере был недолгим - нам следовало идти дальше. Однако, направление «дальше» оказалось разным. Перед нами было несколько троп, среди которых одна должна была быть короче. Возник спор. Закончилось тем, что я в одиночестве шагал среди гор, наблюдая сверху на исчезающую из вида группу. Моя тропа шла выше по склону, шагая по ней я чувствовал, как уверенность украдкой сдавала свои позиции. Вблизи этих мест я был лишь однажды и достаточно давно. Меня начали одолевать сомнения. Погода менялась. Вокруг Оштена задул ветер. Небо снова стали затягивать грозовые тучи. Можно было вернуться обратно и догнать по тропе своих друзей, но при этом потерять бы силы. Я присел и задумался. В этот раз интуиция не подвела - далеко позади появилась вереница нашей группы. Правильное решение взбодрило и я продолжил путь.


«Окрестности

«Окрестности

Вскоре показался мобильный приют. Он состоял из нескольких палаток и наспех сооружённой кухни. Такие места удобны для туристических остановок. В них можно спокойно заночевать, отдохнуть, приготовить еду и узнать полезное о маршруте. Смотритель приюта рассказал, что следит за небольшим хозяйством один, но на несколько дней его подменяет напарник. По внешнему виду было видно, что напарника не было давно, но окончательно одичать смотритель ещё не успел.

Уставший от быстрой ходьбы и немного обезвоженный организм, требовал одну кружку чая за другой. Через некоторое время подошла и наша группа. Ещё через полчаса мы вышли на прямую дорогу, ведущую к развилке на Инструкторскую щель. Это было то место, где вчера мы общались с представителями МЧС. Таким образом, чтобы оказаться снова здесь, но уже с другой стороны, мы сделали круг, и за сутки, с набором высоты, обошли Оштен.

Это был наш крайний привал. Далее предстоял небольшой марш до спуска в Партизанскую щель и, собственно говоря, сам спуск. Группа, чувствующая окончание сложного периода, была настроена оптимистично. Поэтому неожиданное появление туриста, внешний вид которого выдавал в нём заморского путешественника, было воспринято с нескрываемой радостью. Он шел и тоже улыбался. Одет он был «не по-нашему». Так одевались полвека назад, либо эта была мода, которая нас ещё не коснулась. На все вопросы, улыбаясь, он отвечал одним словом «Йес!», которое меняло своё произношение до «Йя». Возможно он искал способ коммуникации с местными жителями, то есть нами, используя английский и немецкий язык. В нашей компании оказался человек понимающий, который выяснил, что иностранец отстал от группы и что наши места во много раз красивее и загадочнее его родных Альп. Собеседник при этом не останавливался - он мило улыбался, отвечал и продолжал идти. «Красота» - поразмышляли мы, - «категория в своей особенности субъективная, а вот загадочность наших мест - дело объективно рисковое». Само хождение в одиночестве по таким местам требует подготовки, а вечером, уходящим в ночь, да ещё не зная окрестностей - это уже опасно. Я проводил его взглядом и мысленно пожелал удачи. Вскоре он скрылся за поворотом, ведущим на Плато. Через часа два мы встретили местных гидов, потерявших счастливого немца. Узнав, что он пошёл в сторону Плато Лаго-Наки, они без особого рвения стали выбирать кому идти за ним, а кому спускаться к дороге и ехать к месту предполагаемого его появления. Немцу осталось надеяться на судьбу, а мы занялись судьбой нашего спуска.

Финал. Воскресенье, N - го месяца, 2011 -го года. В 17-00 молодые туристы, сплотившиеся по воле специалистов по делам молодежи в дружный коллектив, вышли вблизи Партизанской Поляны на асфальтированную площадку. На площадке их ждал уже знакомый автобус. Несмотря на физическую усталость, мы чувствовали себя отдохнувшими, свободными от городской суеты и снова причастными к существу природы.

«Окрестности

Ещё фото Адыгеи ВЫСОКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

Другие истории в категории ПУТЕШЕСТВИЯ