Моё село
22.08.2011 г
Для тех, кого судьба связала с селом, оно уже не является обычным населённым пунктом. Пусть у него красивое название, удачное географическое положение и даже стиль жизни, свойственный сельскому укладу, этой видимостью не раскрывается внутренняя связь с селом. Для людей, живущих на земле, село становится самой частью жизни, дополняя понятия нравственности, труда и других человеческих ценностей. Когда же случается с ним расстаться, оно остается не только в прошлом, но в настоящем, и будущем.
Село Северное. Населенный пункт, расположенный у подножия горы Главная, в 80 км от краевого центра - города Ставрополя. Дорога, проходящая через Северное - в сторону Минеральных Вод, только в последние годы стала популярна. Раньше на ней иногда и десятка машин в час не сосчитаешь.
Дорога, можно сказать, являлась единственной связью с внешним миром. Мальчишкой, ожидая гостей, я иногда забирался на гору и оттуда смотрел на тонкую полоску шоссе, в надежде увидеть съезжающую в сторону села машину. В детстве душа открыта в своей непосредственности - я без ума любил всех своих родственников: ждал, радовался их присутствию, искал момента поделиться с ними своей радостью, впечатлениями. Взрослея, эта открытость преломляется, встречаясь с непониманием нивелируется и уже, в своей противоположности, эгоизм начинает подменять настоящую любовь. Но, разумеется, это не про нас.
Впервые с Северным я встретился в шесть месяцев (не беру в расчет родственные корни по материнской линии, крепко и давно связанные с селом). С того времени, несмотря на вынужденное расставание, духовная связь между нами оставалась и остаётся устойчивой.
Историю наших тридцатилетних отношений правильнее описать в отдельном произведении, как это обычно делают, проживая определенный жизненный этап. Однако для меня такой момент еще на наступил, поэтому расскажу пока о двух полных днях моего пребывания в родном селе. Было это в начале мая 2011 года, в сообществе с сыном Данилом.
Почти два года прошло с моего последнего посещения Северного. Душа заскучала, все чаще село стало сниться в более коротких, чем в детстве снах. Желание пройти с сыном по знакомым тропам перевесило текущие обязательства и решительно повлияло на приближение даты поездки. Три дня, вместе с дорогой - срок небольшой, но обстоятельства иногда меняют ощущение времени. В этот раз это я испытал на себе.
Путешествие с сыном само по себе увлекательно, неважно где оно происходит. Я же планировал показать своему продолжению места по которым я шагал в его возрасте, передать чувства и эмоции, знакомые в то время.
За последние годы село, пусть не сильно, но выросло. Однако увеличение численности произошло не только за счет коренных жителей - они чаще уезжают в город, а больше за счет приезжих кавказских семей. Этому местные не очень рады, однако живут пока дружно, в надежде сохранить мир и дальше. В этот раз мы остановились в семье, которую можно считать в таких взаимоотношениях примером. Это наши дальние родственники. В молодости они жили в Невинномыске. Получили образование, работали по профессии, сейчас уже на пенсии. Как и многих, родина позвала их обратно, и они вернулись в родительский дом. Сейчас ведут небольшое хозяйство, ждут в гости детей, с радостью принимают родных.
Пару лет назад их соседями стала семья из Дагестана - муж с женой и маленькая дочь. С тех пор эти семьи стали в два раза больше. Их взаимоотношения - пример настоящей дружбы между соседями. Несмотря на национальность и веру, они достигли и оберегают общее - добрый мир, а это очень не простое занятие. К сожалению, у многих современников это не только не получается, но они и не стремятся к этому.
Храм. В этот раз перед остановкой в селе мы решили сначала посетить храм в станице Калиновской, расположенной в 10 км от Северного. Это настоящая деревенская церковь, построенная более 180 лет назад, на рубежах укрепления казачьих войск. Желание побывать в храме возникло не только по причине знакомства с местной достопримечательностью и не только следуя правилам православного служения. Дело в том, что в этой церкви я уже был, правда давно - 33 года назад я был в ней крещён. Тогда это событие, совершенное благодаря деду Семёну, дяде Николаю и местному батюшке (имени не знаю) отразилось в памяти незнакомыми, в некотором смысле, таинственными образами и действиями. Алтарь, купание, знакомство с помещениями храма и предметами, удалёнными от глаз прихожан - эти картины ясно появляются в моём сознании. Вообще-то я не могу быть полностью уверенным, что воспоминания были мной увидены, не исключаю, что они - мои представления, которые возникли из детских рассказов родителей и близких. При этом, надеюсь и на собственный взгляд. Я давно хотел побывать в этом храме, но всё как то не случалось, а теперь вот складывалось в необходимый случай.
Подняв пыль от полевой дороги, мы добирались к соседнему селу. Там без труда нашли церковь, возвышающуюся куполами над уже скосившимися хатами и даже попали на вечернюю службу. Прихожан было немного. Двое. Я и Данил. Батюшка ответственно читал молитву, с любопытством поглядывая на незнакомых посетителей. Кроме нас было еще три старушки, старательно выводивших православный мотив. Одна их них справилась - кто мы и откуда. Узнав мою историю, посоветовала попросить у настоятеля благословения и пообещала принести нам святой воды.
Я подошёл к священнику. Меня одолевало желание высказаться о крещении, рассказать, что давно хотел попасть в храм, что прошло 33 года с момента моего последнего пребывания здесь, и не сдержав себя, после службы, я всё это доложил батюшке. Получив благословение и изготовленную местным спонсором открытку об истории храма, мы, с полным бутылём святой воды и глубоким удовлетворением от происшедшего, возвращались в село искать ночлег, так как до этого с родственниками знакомы не были, улицу и дом, где они живут, тоже не знали.
Остановились мы у троюродного брата моей матери, про их семью я уже упоминал. Вечер прошел в дружеской беседе, без намека на спиртное и табак. Пришел знакомиться и близкий друг семьи - сосед Магомед, по национальности относящий себя к дагестанцам. Немного перебирая с национальным шовинизмом, выражая кем-то навязанную, немного антигосударственную позицию, он тем не менее придерживался дружеских отношений. Живой интерес вызвал у моих новых друзей рассказ о социальных сетях. Настолько живой, что в Одноклассниках появился еще один участник - 60 - летний житель села Северного - Виктор. Фотография, сделанная в тот же день, стала визуальным отображением его личной странички.
Ночь прошла спокойно, звезды и млечный путь напомнили о высоком и бесконечном, здоровый сон добавил сил для длинного и наполненного событиями следующего дня.
Озеро Солёное. Утром, сытно позавтракав, мы сели в машину и поехали осматривать озеро Солёное - удивительное место в 7 км от Северного. Знакомая дорога приветствовала нас желтым песком и весенними полевыми цветами. Как и раньше ехать по ней было мягко и комфортно. Разница была только в средстве передвижения - в детстве это был дедушкин мотоцикл Панонния, сейчас автомобиль. Раньше мне приходилось спускаться с горы тормозя кедами, а сегодня эту функцию выполняли четыре колеса. Немного поплутав вокруг озера в поисках нужной дороги, разбудив при этом охраняющего отару овец большого пса, мы выехали на импровизированный пляж.
По своему составу озеро является уникальным. Концентрация соли в нём достаточна, чтобы лежать на воде без движений. Раньше озеро было мельче, а его дно состояло из кристаллов соли. Искупавшись, кожа становилась полностью белой, стягивалась и вынуждала скорее омыть её обычной водой. Говорят, что соль приносит ощутимый оздоровительный эффект.
Время добавило популярности этому месту. Из уголков южного региона сюда приезжают поправить здоровье, получить удовольствие от солнечных ванн, от созерцания тёмно - синего неба. Озеро окружают невысокие горы, зеленые поля с редкими деревьями. Водная гладь вполне больших размеров, её берега удобны для строительства. Здесь так и напрашивается какая-нибудь здравница: санаторий или пансионат.
Насладившись природной идиллией и детскими воспоминаниями, мы еще раз взволновав собаку, поехали в сторону дома, изредка останавливаясь и изучая цветение оживших после зимы деревьев.
Горы. Пребывая в селе я видел их всегда. Помогая взрослым на огороде, занимаясь во дворе, гуляя с друзьями на улице - я постоянно чувствовал их присутствие - в любом месте села они были на виду. Ни одна поездка к бабушке не проходила без восхождения на главную гору Северного. Её так и назвали - Главная. Конечно, восхождение - это звучит громко - путь на вершину, не спеша, составлял чуть менее часа. В детстве в таких прогулках я всегда был в компании с родителями, иногда с приезжающими в гости к бабушке родственниками. Останавливаясь на вершине, мы обязательно разводили костер и жарили картошку в углях, сало и хлеб - на огне. Эта традиция, в сочетании с созерцанием заката, с теплым сердцу разговором давно не видевшихся близких, осталась в памяти светлой и доброй картиной. Чуть повзрослев, походы на гору стали чаще. Мы - несколько друзей-босяков, обследовали все местные яры, распугали не один десяток змей. В студенческом возрасте, уже переживая воспоминания, я продолжал семейную традицию. Иногда, поднимался на гору сам, ложился на траву и долго смотрел на маленькие крыши домов, на огороды, скрытые кое-где костровой дымкой, на большое небо, меняющее цвет от ярко - синего днём до красно-желтого на закате. Первые звезды напоминали об уходящем дне и указывали на возвращение. Эти впечатления и традицию я хотел передать сыну.
Рефлексия
После обеда мы запаслись картошкой, хлебом, салом, взяли спички и пошли на гору - вверх по родной улице. По дороге заглянули к другу детства и договорились с ним о вечерней встрече. Мы решили пройти по соседней улице, чтобы увидеть дом, в котором жили мои прадедушка и прабабушка. Прадед прожил 96 лет. Сколько его помню - он всегда чем-то занимался: косил траву, работал в саду, в огороде и дворе. Прабабушка прожила тоже длинную жизнь. В детстве, на летних каникулах я почти каждый день навещал их - чаще приезжал на мотоцикле. Желание и возможность прокатиться на Паннонии - а разрешали мне не всегда, в то время мне было 11 лет- еще ранний возраст для поездок на мототранспорте, подкреплялось аргументом проведать стариков. На зимних и осенних каникулах наши встречи были реже и ограничивались единичным походом в гости. Дом прадедов был среди крайних на улице, за ним село заканчивалось и открывался путь на вершину горы. Дом почти не изменился, новые хозяева подремонтировали забор и ворота. Не было только лавки на улице. На ней собирались близкая родня: наблюдая за нами, играющимися рядом, они вели свои житейские беседы.
Через полчаса мы добрались до одной из вершин. Посмотрев с неё на другую и оценив что та выше, мы пошли к ней. Обойдя небольшой лес и пробравшись сквозь траву, подросшую за последний месяц, мы оказались на девственной лужайке. Она была настолько чиста, что искать хворост для розжига и дрова для костра нам пришлось поотдаль в лесу. Точкой отсчета служил походный штатив, установленный по прямому назначению прямо на вершине горы. Дело в том, что этот необходимый атрибут фотографа практически всегда путешествовал вместе со мной, но пока не выполнял возложенной на него роли. В этот день штатив наверстал упущенное. Кадров было снято много и их основная доля получилась благодаря ему.
Одна из фотографий явно напоминала сюжет 20-летней давности, когда подобный поход состоялся вместе с моими старшими троюродными братьями - Николаем и Сергеем Петренко, на тот момент жителями Ставрополя. Поход был на эту же гору. Сергей тогда завершил службу и вернулся из Афганистана, а старший - Николай с женой составили ему компанию в поездке по родным местам их отца Василия. Я, впитывая каждое слово, слушал о чем они говорят, схватывал манеры, в общем стремился быть на них похожим. Помню, возвращаясь с горы, мы навестили нашу родственницу - бабушку Раю. У неё была хорошая баня, которую мы от души в тот день протопили. Среди клубов пара, почти не видя друг друга, братья на банных тазиках и кастрюлях исполняли неведомый мне барабанный музыкальный ритм.
Я увлекся воспоминаниями. Итак, вдоволь поработав фотоаппаратом, наевшись картошки, приготовленной в углях, с жареным хлебом, салом и помидорами, мы, удовлетворенные прогулкой, пошли вниз, уже другой дорогой - через питомник. Прошли трубу, соединяющую два края яра. С её помощью мы мальчишками проверяли свою смелость. Высота от земли до трубы достигала восьми метров, тогда я так и не осмелился пройти по ней. Потом подошли к многоствольному старому дереву, которое раньше служило объектом наших военных игр. Далее оказались в питомнике, высаженном для выращивания тутового шелкопряда и остававшимся неизменным за последние полсотни лет.
Сельская дорога привела нас к дому друга детства. Женька, Джон, Клочок.. Его знало, да и знает все село. Веселый, добрый, трудолюбивый, с удивительным чувством юмора - при благоприятных условиях он наверно стал бы популярной личностью, актером или ведущим, может раскрыл свои бы таланты в других сферах, а их у него было достаточно - прежде всего отличное чувство юмора и умение быть убедительным рассказчиком. Несмотря на непростую судьбу, роль в которой, отчасти, принадлежит ему самому, в суждениях он был оптимистичен - чувствовался характер и любовь к жизни. Интересная личность - такие люди всегда притягивали к себе, но оказавшимся с ними близко оказывалось непросто. Мы договорились с ним встретиться в конце лета - хотя я сам в это сильно не верил.., но ему это очень хотелось. Еще есть время - может и получится.
День подходил к концу, когда мы пришли к дому, где остановились. Нас уже ждали хозяева, и уже ставшие друзьями, соседи. Приятный вечер, гостеприимное чаепитие и добрые пожелания дополнили чашу хороших событий за предыдущие дни. Обновленное звездное небо, свежий воздух и здоровый сон помогли набраться сил, а утром, позавтракав большой семьёй, сделав на память несколько фотографий, мы попрощались и не спеша поехали домой. Впереди нас ждал любимый город и его суета, а проведенные три дня остались в памяти приятными воспоминаниями.
Больше фото Ставропольского края и села Северного здесь высокое разрешение для скачивания
0 комментариев