Краснодар - Стамбул. Первые путевые заметки.

Написано 25 апреля 2011

25 апреля 2011 г в 3-00 ч самолет Краснодар-Стамбул (Istanbul) доставил меня в удивительное историческое место, в город, кажущийся бесконечным во времени, притягивающий к себе человечество на протяжении многих веков, город древности и одновременно современный, крупнейший в мире мегаполис.

Приземлившись и с легким волнением пройдя таможенный осмотр (до окончания срока действия моего загранпаспорта оставалось менее 3-х установленных законом месяцев), я оказался в просторном помещении аэропорта. Мой предыдущий перелет в Турцию, и она же первая поездка за пределы родной страны, уже оставила отпечаток о масштабах местных аэропортов. Небольшой город Даламан и в нём аэропорт, сравнимый по величине и инфраструктуре со столичным, навел на мысль о "мудром" решении наших архитекторов, успешно решающим вопросы экономии пространства в густо населенной стране - такой как бескрайняя Россия.

На выходе нас ждал трансфер для краснодарских туристов, среди которых часть прилетели для изучения новейшей истории в области производства товаров народного потребления. Удачно разместившись в комфортабельном автобусе, мы выслушали объявление русскоязычного турка об отсутствии в городе свободных мест в гостиницах. Не приняв предупреждение на свой счет, предполагая что разместиться в историческом районе Султанахмет (Sultanahmet) проще, чем в популярном торговом Лалели (Laleli), куда и направлялось большинство попутчиков, расслабившись мы ехали навстречу утру. Гостиницу планировалось найти на месте, приблизительные варианты размещения были рассмотрены накануне в Интернете.

По прибытию мы узнали, что не так просто поселиться в отеле в незнакомом городе в пять часов утра. Не теряя надежды, просто спросив направление исторического центра, мы взяли курс в сторону возможного размещения.

Через некоторое время наш разговор стал дополняться голосами сотни муэдзин. Запоминающее впечатление - ночь, незнакомый город, прохладно, вокруг ни души и раздающийся отовсюду призыв к определенным жизненным правилам. . Интуитивно приняв идеологическую линию некоторых молитв, мы благополучно пришли к мечети Султанахмет. Масштаб этого религиозного сооружения можно было оценить издалека по ярко освещенным башням.К слову сказать, Стамбул по праву считается городом мечетей - на сегодняшний день их более 3000.

Blue Mosque

Немного отдохнув, мы продолжили путь. Через полкилометра я увидел знакомый бренд Western. Учитывая, что один из рассматриваемых ранее вариантов был отель этой сети, не долго думая, мы обратились к спокойно спящему работнику. Проснувшись, он не сразу отреагировал на русскоязычные вопросы, но переводчик в айпаде ему подсказал - нам нужен номер в отеле. При этом подтвердились слова встречающего в аэропорту проводника - все отели были заняты! Наш новый друг звонил вновь и вновь, но спящие голоса на другом конце повторяли - "мест нет". Выучив совместно с местным жителем словосочетание hotels full, мы продолжили обзвон. Тут, поймав светлую мысль в голове нашего доброжелателя - это было заметно, мы замерли - он задумался, куда-то позвонил, и точно! - там был свободный номер.

Поискав в Интернете описание предложенного отеля и не найдя о нём никакой информации, я заранее отклонил этот вариант, но так как идти больше было не куда, мы решили всё же на него взглянуть. Через пять минут, уже визуально оценив здание, тесно встроенное между двумя соседними и обладающего архитектурой, в которой наверно не предполагалось окон, мы пошли дальше, уверенные в лучших вариантах.
 Трамвайная линия резко ушла влево, темнота стамбульской ночи стала отступать, когда в 6 часов утра мы оказались перед красивым и современным отелем. Подозрения о его дороговизне подтвердились - по этой причине он нам не подходил, но нам предложили небольшой торг, в ходе которого цена упала на приемлемую треть. Мы выбрали этаж и поселились в большом светлом номере.

День первый. Перед изложением своего небольшого путешествия, я хотел бы обозначить сложившийся о Турции личный образ. Еще лет в 5 лет я впервые услышал незнакомую речь, манящую к себе непривычными звуковыми сочетаниями и ярко выраженной динамикой. Достижение советской электротехники - радиола "Кантата - 200", на коротких волнах в диапазоне КВ1 и КВ2 уверенно принимала отголоски другого мира, удаленного всего лишь на 800 км от Энема - поселка городского типа, находящегося тогда еще в Адыгейской автономной области Краснодарского края. В моем воображении на другой стороне Черного моря возникали неизведанные города, я пытался представить семейный быт громко разговаривающих в динамике людей, задумывался о заморской природе, вспоминал восточные сказки. И вот через некоторое время, по земным меркам достаточное для взросления, я шагал по центру города, являющегося на протяжении истории одним из центров притяжения человека.

Куда пойти в начале турне? С этим вопросом сталкивается в незнакомом месте каждый путешественник. Несмотря на запланированный маршрут, по пути следования были и изменения.

Поспав за прошедшие сутки только 3 часа, мы решили осмотреть ближайшие окрестности. Первым нас встретил турецкий трамвай. Современный, вместительный, красивый - он сразу появился в моем воображении на улицах любимого Краснодара. От музея Айя - София (Ayasofya), мы решили спуститься ближе к берегу. По сторонам дороги было царство отелей. Они соревновались между собой в изяществе старинного дизайна, дворового убранства, в вежливости и отзывчивости сотрудников. Повсюду нас приветствовали повара и официанты многочисленных кафе и ресторанов.

По дороге к Мраморному морю

Zaliv

В Стамбуле трамваи лучшие в Европе (2011 г)

Остановившись у туристического агентства, число которых исчислялось двумя - тремя на квартал, мы по русски спросили про путешествие по Босфору, на что менеджер на турецком аргументировано что то ответил, но далеко не по существу вопроса. Через минут 15 оживленной жестовой беседы, с рисованием символов и с помощью к ломанного английского, мы выбрали тур. До начала оставалось 3 часа, которые было решено посвятить знакомству с Мраморным морем и небольшому отдыху в отеле.

Будни Стамбула

Мраморное море

Как правило, городские турагенства предлагают услуги по доставке только на борт теплохода или автобуса, на уже существующие маршруты. Поэтому проще самому воспользоваться услугами общественного транспорта, при этом значительно сэкономить на проезде, но в этом я ещё не разбирался. Через некоторое время, несмотря на пасмурную погоду, мы с удовольствием любовались набережными, мечетями, резиденциями и частными домами, находящимися на берегу Босфора.

Босфор позволяет оценить не только достижения архитектуры но и успехи мирового судостроения. Такого количества кораблей, яхт, лодок и всего технического, что ходит по воде, наверное, нет нигде в мире.

Прогулки по Босфору

После прогулки на теплоходе нас отвезли на одну из панорамных точек Стамбула, с которой открывался действительно впечатляющий вид. Затем впихнули в вагончик фуникулера и спустили на полкилометра вниз. На этом экскурсионный тур подошел к концу, нас пригласили обратно в автобус и мы с веселым гидом - молодой турчанкой отправились домой. Вечерний город встретил обычными для этого времени пробками. Благодаря им мы решили выйти раньше и продолжили осмотр исторического центра.

Посетив по пути мечеть, мы вышли к рынку специй. Несмотря на то, что он уступает по размеру известному Гранд базару, впечатление оставляет не меньшее. Яркие цвета, людской шум, атмосфера восточного торга - всё это подталкивает к потребительскому настроению. Не обошла сия чаша и нас.

Вечер первого дня закончился в национальном ресторане вблизи отеля. Там же был спланирован и следующий день.

День второй. Первый объект - Башня Галата (Galata tower). Всего несколько трамвайных остановок отделяли нас от Башни Галата. Башня была построена в 1348 году. В разное время башню использовали в качестве оборонительной системы, то в качестве наблюдательного пункта, то в качестве тюрьмы. Сегодня с 60-метровой высоты туристам открывается обзорный вид на исторический Стамбул. В башне есть ресторан и ночной клуб. На смотровой площадке раздолье для любителей фотосъемки. Стамбул весь интересен для фотографии, но это место нужно особо значимое! На сегодняшний день Башня Галата является признанным символом Стамбула, чаще всего изображенной на памятных открытках и фотографиях.

Galata tower

Следующей остановкой стала самая высокая точка Стамбула - Camlica Hill. С высоты 267 м открывается вид практически на весь Босфор (bosfor), исторические Eminonu полуострова, Принцевы острова (princes islands) и даже горы Улудаг вблизи города Бурса. На смотровой площадке и около неё было шумно. Видимо, это место пользуется популярностью у турецких школьников - все новые и новые группы юных туристов с радостным смехом проносились между нами.

Самая высокая точка Стамбула

Спустившись вниз и пообщавшись на остановке с горожанином, мы разузнали, как пробраться к следующей достопримечательности. Турки очень доброжелательны и искренны в таких разговорах. Человек пытался нам объяснить маршрут не одну минуту, за это время он пропустил несколько автобусов, потом сел на наш и практически доехал до морского вокзала, от которого нам нужно было пересесть в другой автобус. Все время он что-то рассказывал и с участием показывал нам пальцем в окно.

Ещё через время мы добрались до парка отдыха - Emirgan Park . Этот исторический парк расположен рядом с Босфором в красивом пригороде Emirgan. Парк известен яркой коллекцией тюльпанов. Мы как раз оказались во время, когда они распускаются. Рождение Emirgan Park относится к середине 16 века. Emirgan Park занимает площадь более чем 100 акров и содержит большое разнообразие флоры и фауны. В парке много спортивных площадок, беговых дорожек, крытых павильонов павильонов. Есть искусственные водоемы. Понравились большие шахматы - специально их сфотографировал - предложу сделать аналогичные в нашем городе. Наблюдая, как отдыхают местные жители, а в парке в основном они и были, еще раз удостоверился об высокой культуре их быта. Преимущественно отдыхали семьями - дети, родители, бабушки, дедушки. Многие накрывали большие столы, разумеется, без спиртного. Никто не курил, везде слышался смех и мирные семейные разговоры. Парк был очень чистым и ухоженным.

Emirgan Park

Одноухий заяц в Emirgan Park

Вдоволь нагулявшись мы решили возвращаться. По пути проезжая Крепость Румели, возведённую в 1452 году Султаном Фатих Мехметом, мы не удержались от желания пощупать историю руками и вышли на ближайшей остановке. Поднялись на гору и уставшие обнаружили там тупик - нужно было выйти на остановку раньше. Ошибка компенсировалась возможностью рассмотреть старинное городское кладбище. Не самый лучший объект, но познавательный.

Вечер второго дня был проведен в поисках места для ужина, а это оказалось не простым занятием. Рестораны в Стамбуле исчисляются тысячами, и все они непохожи друг на друга. Мы выбрали заведение с живой музыкой. Уровень цен в стамбульских кафе невысок - на 500 рублей тебя накормят, напоят и с благодарностью проводят (Ps на 2011 г).

Утром мы осмотрели одно из красивейших архитектурных зданий в Стамбуле - Мечеть Султанахмет (sultanahmet) - она же Голубая мечеть. Мечеть, строительство которой продолжалось около 7 лет - с 1609 по 1616 годы архитектором Седефкар Мехмет Ага, является одним из последних примеров классического стиля архитектуры. Османские металлические и деревянные двери и окна; алтарь и амвон и созданные в османском стиле каменный алтарь, молельня султана, покрытие пола в османском каменотесном стиле, являются уникальными примерами работ турецкого искусства.

sultanahmet blue mosque

День третий. Побывать в Стамбуле и не посетить торговый район Лалели, было бы для нашего времени неправильным решением. Это место само является достопримечательностью, созданной нашими соотечественниками. Турецко - русская речь, запах фастфуда и обилие магазинов - блок-комнат по продаже одежды напомнили Сенной и Вишняковский рынок. Эти ассоциации стали причиной смены места посещения, и через минут 15 мы уже ехали в метро в сторону торгового центра и океанариума.

После прогулки по торговому центру мы посетили только открытый гигантский аквариум - океанариум. Это один из самых больших океанариумов в Европе. Его площадь более 8 тысяч квадратных метров. Здесь обитает около 10 тысяч подводных существ - пресноводные и морские рыбы, множество тропических рыб, гигантские морские черепахи, осьминоги, 5 видов акул и другая подводная нечисть. Для посетителей сооружен подводный прозрачный тоннель протяженностью 80 метров - один из самых длинных в мире. Изучив совместно с жизнью рыб рабочую жизнь аквалангиста, выполняющего двойную роль - чистильщика и актера, мы вернулись к метро.

Метро в Стамбуле небольшое - одна ветка, причем проходящая лишь половину своего пути под землей. Удивительно, как в таком огромном городе решается транспортный вопрос, но решается успешно.

На вечер у нас была запланирована прогулка по знаменитой улице Истиклаль (istiklal), поэтому немного отдохнув, мы поторопились. Истиклаль - самый оживленный бульвар Стамбула, он протянулся между районами Таксим и подземным тоннелем. Даже в ненастный день нашего посещения здесь было многолюдно. Обе стороны улицы заняты магазинами, театрами и кинотеатрами, ресторанами. Оживленное место, как оказалось притягивает не только обычных зевак. Мы встретили представителей многочисленных политических движений. В начале улицы выстроилась колонна демонстрантов из оппозиционной партии, в середине улицы ими же шла раздача листовок коммунистической партии Турции. По улице Итиклаль курсирует старинный трамвай - ещё один известный символ Стамбула. Его рельсы проложены от площади Таксим до тоннеля. Весь проспект мы пройти не успели - начался дождь, и мы вернулись.

sultanahmet blue mosque

На улице istiklal всегда жарко

Istiklal

«Молодёжное

Молодёжное крыло Турецкой коммунистической партии

На этом третий день подошел к концу. Стоит вписать в его содержание посещение еще одного знакового места Стамбула - Гранд Базара (grand bazaar). Гранд Базар - крупнейших крытый рынок в мире, с более чем 58 улицами и 4 000 магазинами. Его посещают от 250 000 до 400 000 посетителей ежедневно. Базар известен своими драгоценностями, глиняной посудой, специями и коврами.

День четвертый. Этот день был апофеозом нашего путешествия. Уже освоившись в городе, немного разобравшись в его транспортных узлах, мы стали готовы к более сложному маршруту. Интерес к Принцевым островам (princes islands) возник у меня с первого дня нашего пребывания в Турции. Увлекательное их описание в Интернете усиливало ранее существующий образ. К сожалению, сам образ был абстрактен - что-то в голове было, но что и откуда оно взялось, я не помнил. Однако, очередной пост туриста, посетившего Принцевы острова поставил всё на места. Оказывается с 1929 по 1933 годы здесь проживал Лев Троцкий. Именно здесь он начал писать свою "Историю русской революции", здесь же покончила с собой его дочь. Об этом я читал некоторое время назад, интересуясь судьбой известного революционера. Вспомнив это, желание посетить острова усилилось.

Добравшись ранним утром на трамвае до морского вокзала, мы, заплатив по 50 рублей за водный билет, оказались в комфортабельном трехэтажном теплоходе. Погода была дождливая. Мы приближались к участкам суши, отделенным от материка, но в то же время входящих в территорию Стамбула. В 30 км южнее Стамбула, в водах Мраморного, моря лежит небольшой архипелаг Принцевых (Princes Islands, Kizil Adalar) или Адаларских островов. Четыре из девяти островов легкодоступны паромом из Стамбула и в летние выходные превращаются в место отдыха. Достаточно сказать, что население самого большого острова архипелага - Буюкада (Büyükada) в эти дни увеличивается с 6500 до более чем 40000 жителей! С XIX века острова являются популярным местом отдыха стамбульской знати, а их особняки в викторианском стиле до сих пор считаются одной из визитных карточек этих мест. Острова Принца - так называют эти острова не случайно; в период Византии в островные застенки и монастыри попадали принцы крови, Папа Римский и некоторые другие императоры.

«Курс

Курс на Принцевы острова

«Босфор»

Босфор

«Одна

Одна чайка

Тихие и пасторальные острова, на которых практически нет машин, кроме полиции и сервисных служб (остальное население перемещается на велосипедах - с номерными знаками, кстати - и фаэтонах), сохранили многие традиции. Находясь поблизости от Стамбула они привлекают множество гостей. На остров организуются однодневные поездки, а вот остановиться на более долгий срок бывает проблематично - летом все отели забронированы на 3-4 месяца вперед.

Много чаек

Остров Хейбелиада (Heybeliada), известный с древних пор как Халки ("Медный") также сумел сохранить большую часть своей характерной "деревенской идентичности". Со времен Византийской империи здесь, на вершине самого северного холма острова, находилась знаменитая богословская школа Айя-Триада-Монастири, в которой учились многие русские патриархи. Сохранилась и уникальная библиотека, содержащая 230 тысяч книг и византийских рукописей. Также можно увидеть старую Военно-морскую академию (сейчас Средняя военно-морская школа) и церковь Айя-Никола с любопытными курантами. Остров давно превратился в популярный приморский курорт, известный своими пляжами и рыбными ресторанчиками.

После оплаты 800 рублей извозчику, он повез нас на лошадях по периметру Хейбелиады (Heybeliada). Путь лежал через девственные леса и полузабытые бухты. Мы миновали какой-то военный санаторий, усиленно охранявшийся строгими и неразговорчивыми солдатами.

«Турецкие

Турецкие лошадки

«Турецкий

Турецкий солдат на острове Heybeliada

Остров Кыналыада (Проти, или Хенна) (Kınalıada) - ещё один остров в нашем маршруте, получил имя от рыжей окраски его восточных утесов. Подобно Хейбелиаде, эта земля издавна служила местом ссылки - особую известность острову принес Роман IV Диоген, сосланный на остров после поражения от сельджуков в битве при Малазгирте. Природное разнообразие острова бедное, к тому же остров плотно застроен, однако он считается лучшим местом для плавания, поскольку его пляжи являются самыми чистыми в архипелаге.

Остров Бургазада (Антигони) (Burgazada) славится своим очаровательным маленьким домом-музеем писателя и романиста Саита Фаика Абасыяныка, которого нередко называют "турецким Марком Твеном", церковью Святого Иоанна Крестителя и опять же - хорошими ресторанами.

До Бююкады мы плыли на теплоходе одни. Высокая конкуренция заставляет местных перевозчиков набирать баллы по качеству обслуживания и надежности.

Бююкада (Buyukada), (Большой остров, Принкипо, или Остров принца) - самый большой, южный остров в архипелаге. Долгие века он был приютом изгнанников. Греческие, армянские, сирийские и еврейские общины до сих пор компактно здесь проживают. Жил здесь и Лев Троцкий. Посещение дома оракула революции входило в мои планы. Однако, на на вопрос о местонахождении дома ничего внятного от местных жителей я не услышал. Не сдаваясь, я опросил еще несколько товарищей, и после примерного обозначения направления, я все же вышел на предполагаемый объект. Я ожидал увидеть ухоженный дом, музей, окруженный вниманием туристов, но на меня смотрели одинокие стены заброшенного строения и заросший бурьяном двор. Чтобы рассмотреть дом, мне пришлось перелезть через забор (ворот и дверей не было). До Великой Отечественной войны дом перенес пожар, поэтому многие вещи из обихода канули в лету. Интерес вызвала старая сковородка, на которой, возможно, жарил яичницу вождь мирового пролетариата.

«Дом,

Дом, в котором жил Лев Троцкий в 1929-1933 гг

Дальнейший путь по острову носил более динамический характер. Пройдя 7 км, мы поднялись к церкви Агиос Георгиос (Agios Georgios), расположенной в самой высокой точке острова, на высоте 203 м.

«Центр

Центр туризма на острове Buyukada

Обе небольшие возвышенности острова увенчаны монастырями. Лежащий на южном холме Юше-Тепе -православный монастырь Святого Георгия (XII-XVII вв.) состоит из трех уровней, на самом нижнем из которых бьет священный родник, а в самом комплексе собраны сотни остановившихся часов, связанных с легендой о посещении острова Богородицей. На северном холме Иса-Тепе расположились небольшая часовня и несколько старых построек. Здесь есть небольшое кафе, известное своим вином (раньше его делали в самом монастыре, а сейчас это частный бизнес). Всего на острове девять греческих православных церквей, одна армянская, одна латинская и одна синагога.

Ощущения, возникающие вблизи храма отличаются от привычных. Высота расположения, красивая природа, греческое пение - все это навевало на мысли о вечном, о сути мироздания, о земной жизни. Прочувствовав сполна описанные эмоции, я попросил на языке жестов настоятеля набрать святой воды. Поймав его немного удивленный взгляд, я растерялся - может здесь это не принято? Через мгновение настоятель кивнул, зашел за стол и торжественно достал квадратный бутыль, на четырех сторонах которого на разных языках было написано слово "Санкт". Один из языков оказался русский. Мой собеседник на родном для меня языке сказал мне несколько напутственных слов. Вдохновленный таким подходом я с радостным настроением и стаканом святой воды зашагал обратно к подножию горы.

«Православный

Православный храм Святого Георгия острове Buyukada

«Вершина

Вершина Buyukada

День пятый. В последний день мы решили осмотреть сам центр Султанахмет. Музей Дворца Топкапы (topkapi), Гарем и чудо света - Музей Ая Софья приветливо рассказывали нам о своей истории.

Гарем (harem) - это сложнейший одно-двухэтажный комплекс строений, вмещающий в себя около 400 жилых комнат, 9 бань, 2 мечети, 1 больницу и прачечную. В разные периоды здесь находились от 250 до 1000 наложниц. Вид с площади Гарема позволяет почувствовать себя в статусе султана, перед которым, как на ладони раскрываются морские ворота в Стамбул. С дворца видно все окрестности Стамбула.

Ая Софья была построена в 532-537 годах. В эпоху Византии это была церковь. Затем, в период Османской Империи её стали использовать как мечеть, а с 1935 г и по настоящее время это сооружение открыто в качестве музея. Оставшееся время мы уже гуляли по городу без определенной цели. Некоторые фотоснимки передают то настроение.

«Такая

Зал Ayasofya

«Очень

Очень известная икона Иисуса в Ayasofya

На этом моменте можно завершить непродолжительное, но увлекательное путешествие. Количество эмоций и новых впечатлений дополнили содержание моей памяти и легли в основу будущих воспоминаний, которые, кстати, впервые были описаны на бумаге. Ночной самолет перенес нас в родной Краснодар, по которому мы уже успели соскучиться и благодаря которому все это и состоялось.

Ps. Я намеренно оставляю синтаксическое сложение и стиль повествования в том виде, который был присущ моему сознанию того времени. Этот текст характеризует начальный этап моего «литературного творчества» в буквальном смысле слова. Его косноязычность и поверхностность следует рассматривать в динамике, оставляя выводы на неопределенный срок.

Также считаю уместным размещение следующего фрагмента текста из «Диалектики природы» Фридриха Энгельса», касающегося роли Стамбула (Константинополя) в развитии человеческой мысли:

Вместе с возвышением Константинополя и падением Рима заканчивается древность. С падением Константинополя неразрывно связан конец средневековья. Новое время начинается с возвращения к грекам. - Отрицание отрицания!

Больше фото о путешествии здесь высокое разрешение для скачивания